Михаил Иванов
Летняя геологическая практика школьной студии «Юный геолог»
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в работе студии "Юный геолог" играет летняя геологическая практика. Этот этап завершает учебный год и имеет ключевое значение в понимании реальной работы геолога.
Целью практики является знакомство с геологией родного края и освоение практических навыков геолога.
Летняя геологическая практика имеет следующие задачи:
- познакомиться с разрезом горных пород Подмосковья;
- получить представление об условиях осадконакопления в Московском бассейне /на основе изучения каменноугольных, юрских, меловых и четвертичных отложений/;
Публикация «Летняя геологическая практика школьной студии „Юный геолог“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лето
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- научиться различать элементы речных долин - русло, пойма, 1, 2, и 3 террасы, познакомиться со строением речных долин Подмосковья;
- получить практические навыки полевого геолога:
а) ориентирование на местности по карте;
б) привязка точки наблюдений к устойчивым ориентирам на местности (река, деревня и пр.);
в) описание увиденных обнажений горных пород и особенностей рельефа местности в полевом дневнике;
г) отбор и грамотное оформление образцов горных пород и остатков ископаемой фауны для создания коллекции;
д) определение необходимых азимутов с помощью горного компаса;
е) нанесение природных объектов на карту; правильное оформление карты фактических данных.
Помимо образовательных и исследовательских задач летняя геологическая практика решает ряд не менее важных попутных задач, давая воспитанникам практические экспедиционные навыки:
- уметь развести костер, поставить лагерь, решать хозяйственные задачи, связанные с жизнеобеспечением лагеря;
- знать правила безопасности при работе в горах;
- представлять себе меры первой доврачебной помощи пострадавшему в различных ситуациях;
- познакомиться с азами горной подготовки, знать основные морские узлы, используемые при переправах и страховке на скалах, умение пользоваться основным альпинистским снаряжением, производить спуск и подъем по веревочным перилам, осуществлять страховку, организовывать переправу через реку.
По содержанию летняя геологическая практика может проходить по одному из вариантов (или как их комбинация):
1 вариант - однодневные геологические маршруты.
К наиболее интересным геологическим объектам Подмосковья, доступным для однодневного посещения относятся следующие:
1. Долина р. Пахра в районе ст, Ленинская, Домодедовский известняковый карьер.
2. Рекультивированные карьеры бывшего Лопатинского фосфоритового рудника в районе г. Воскресенск.
3. Карьеры у р. Москва в районе сел Васильевское и Григорово.
4. Люберецкий силикатный карьер в районе пос. Дзержинский.
5. Варавинский овраг в районе д. Варавино и Вихрево.
6. Овраг между платформами Хотьково и Семхоз.
7. Долина р. Волгуша и овраг у дер. Парамоново (пл. Турист).
8. Овраг у пл. Икша.
9. Береговые обнажения р. Москва у г. Бронницы.
10. Береговые обнажения известняков в среднем течении р. Осетр.
2 вариант – многодневный геологический лагерь
Проводится в районе, где близость интересного геологического
объекта сочетается с удобством размещения многодневной стоянки.
Для детского геологического лагеря или многодневного похода с геологическими экскурсиями традиционно выбирались районы Крыма, Урала, Карпат, Хибин и Средней Азии. Но для начинающих юных геологов первого года обучения, не имеющих ещё простых туристических навыков, столь удаленным регионам лучше предпочесть ближнее Подмосковье. В качестве весьма любопытного района в самом ближайшем Подмосковье можно рекомендовать участок среднего течения р. Рожайка (к юго-западу от г. Домодедово).
Сочетание интереснейших геологических объектов с удобными местами для стоянок, а также наличие поблизости остановок общественного транспорта и городской инфраструктуры, делает этот район прекрасным полигоном для детской геологической практики.
В районе среднего течения р. Рожайка особый интерес представляют следующие геологические и геоморфологические объекты:
- несколько природных обнажений карбонатных пород мячковского горизонта среднекаменноугольного отдела по правому берегу р. Рожайка;
- обнажения вехнеюрских глин, перекрывающих мячковские известняки (в единичных случаях - с отчетливым контактом);
- обширные поля карстовых воронок и отдельные провальные карстовые котловины - результат как чисто природных процессов, так и деятельности человека (старинные каменоломни, заброшенные карьеры);
- современные эрозионные формы рельефа - новые овраги, оползни (развивающиеся именно там, где с оврагом граничат сельско-хозяйственные угодья);
- различные участки речной долины р. Рожайка (карстового и эрозионного характера);
- крупные овраги, впадающие в р. Рожайка (резко отличные по строению и происхождению).
Участникам летней геологической практики на р. Рожайка предлагается выполнить следующие самостоятельные задания:
- нанести на карту карстовые воронки, котловины, входы в пещеры, родники, новые овраги, оползневые тела и др. природные объекты (предварительно подготовив для каждого участника карту - схему района в масштабе 1:10000);
- замерить азимуты трещиноватости известняков и сопоставить их с направлениями оврагов и участков реки в районе (построив розы-диаграммы);
- составить разрез горных пород по изученным обнажениям.
Продолжительность летней геологической практики составляет от 5 до 10 дней. За столь короткий срок происходит значительное совершенствование в получении знаний и навыков участниками практики, у ребят формируется внимательное отношение к окружающему миру, закладыва-ются основы умения исследовать природу.
Летняя геологическая практика имеет комплексное воздействие на воспитанников студии, приучая их не только любить, беречь и понимать Природу, но и всем лагерем, сообща, решать задачи жизнеобеспечения, поддерживать друг друга, рассчитывать на ответную выручку со стороны товарищей регулировать свои эмоциональные всплески.
Условиями успешного проведения практики являются знание и
соблюдение правил безопасности; обеспечение необходимым КОСТРОВЫМ
и лагерным оборудованием, аптечкой первой помощи. Весьма желательно участие родителей – как в подготовке, отправке, так и проведении экспедиции, а также однодневных геологических экскурсий.
Список литературы
1. Бурашникова Т. А., Зубов В. И. Полевые практики по геологии. Учебное пособие. – М., МПУ, 1992
2. Голубев В. К. и др. Геологическая история Подмосковья в коллекциях естественнонаучных музеев Российской академии наук. - М., Наука, 2008
3. Дудин С. А. Атлас-определитель главных минералов и горных пород. – 2016
4. Егоров Н. И., Кузин М. Ф. Полевой определитель минералов. – М., Недра, 1983
5. Зубов В. И., Манучарянц Б. О. Полевые геологические практики. - М. ,1999
6. Морозов П. Е. Методическое пособие по сбору и определению ископаемый фауны мезозоя Подмосковья. - М., 2003
7. Музафаров В. Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. – М., Недра, 1979
8. Наугольных С. В. Палеонтология Москвы и Подмосковья. Юному краеведу. – М., Недра, 2017