Оксана Бондаренко
Летний проект познавательно-творческой направленности «Мир насекомых»
Актуальность
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Публикация «Летний проект познавательно-творческой направленности „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Насекомые являются самой многочисленной группой животных, которые
окружают нас в природе. На прогулке дети с интересом наблюдают за муравьями, различными жучками, мухами, пчелами, комарами. Реакция на
насекомых у всех детей разная : одни – с интересом и нежностью наблюдают,
хотят строить домики для них, а другие – пугаются, хотят раздавить. По своей природе дети любознательны и этот интерес нужно поддерживать, помогать детям в их исследовательской деятельности.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта :
- воспитанники подготовительной группы;
- воспитатели;
- родители.
Длительность проекта : среднесрочный (июнь-август).
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, ознакомление детей с разнообразием мира насекомых; формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи проекта :
• формировать у детей элементарные представления о многообразии насекомых, о внешнем виде, образе жизни и значении в природе,
• воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живому,
• развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику,
• формировать навыки исследовательской деятельности,
• создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка,
• развивать сотрудничество семьи и детского сада.
Принципы реализации проекта :
1. От простого к сложному.
2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
3. Научность и доступность.
4. Системность знаний.
5. Цикличность: построение содержания материала с постепенным усложнением.
6. Активность и самостоятельность.
Этапы реализации проекта :
I этап Подготовительный (организационный) :
- Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
- Подбор дидактического материала;
- Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
- Разработка плана мероприятий.
II этап – практической реализации проекта :
Реализация проекта в разных видах деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
III этап – заключительный
Задачи:
- подведение итогов реализации проекта
Предполагаемый результат
- Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
- Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
- Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
- Бережное, отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
- Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи
Продукт проекта :
Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).
Основные направления реализации проекта :
Художественно-эстетическая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
социально-коммуникативная деятельность;
Календарно – тематическое планирование работы
Образовательные области Планируемая деятельность
Социально-коммуникативное развитие • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
• Беседы по воспитанию бережного отношения к природе:
«Какие бывают насекомые?»;
«Роль насекомых в жизни человека»;
«Муравьи – санитары леса»;
«Дружные трудолюбивые пчелы»;
«Живые цветы» (о бабочках);
«Насекомые и цветы созданы друг для друга».
• Составление рассказов о насекомых.
• Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
• Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Узнай чье крылышко»; «Парные картинки»; «Собери картинку»; «Вредный - полезный»; «Соедини по точкам», «Посчитай точки у божьей коровки», Лото «Насекомое»
• Сюжетно-ролевые игры:
«На приеме у врача после укуса насекомых»
Познавательное развитие • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
• Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
• Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
• Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К. Чуковского;
• Рассматривание иллюстраций, энциклопедий на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий,
• Экспериментальная деятельность: «Для чего ворсинки на теле насекомых?», «Защитное приспособление бабочек».
Речевое развитие • Словесные игры: «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Угадай насекомое по описанию»;
• Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
• Составление описательных загадок про насекомых;
• Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
• Сочинение стихов и сказок о насекомых.
• Чтение и обсуждение произведений:
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», «Сказочка про козявочку».
В. Зотов из книги «Лесная мозаика»,
басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
В. Драгунского «Он живой и светится»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Разноцветные бабочки» (монотопия);
• Лепка «Бабочка на листочке»; «Паук в паутине»
• Аппликация «Божья коровка-черная головка», «Гусеница»
• Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
• Рисование по трафарету;
• Раскрашивание раскрасок по теме проекта с использованием разных художественных средств.
• Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
• Пение песен и частушек о насекомых;
• Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
• Прослушивание музыкальных произведений о насекомых : «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
Физическое развитие • Ритмическая гимнастика «Светлячок»
• Физминутки: «Стрекоза», «Божьи коровки»
• Пальчиковые игры: «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
• Подвижная игры: «Мед и пчелы», «Паук и мухи», «Найди свой цветок»;
• Эстафеты: «Собери пыльцу»; «Гусеницы»;
• Дыхательная гимнастика: «Подуй на бабочку»; «Летят пчелы»; «Понюхай цветок».
• Пальчиковые игры: «Паучок», «Жук», «Гусеница», «Божья коровка», «Насекомые».
• Релаксация под звуки природы;
• Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
Работа с родителями Рекомендовать совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением насекомых.
Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище».
Совместно с родителями организовать выставку книг о насекомых.
Методы педагогической поддержки
В целях обеспечения поддержки воспитанников, создания фона доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества использовались методы педагогической поддержки:
Методы взаимного доверия, совместных игр, одобрение достижений группы.
А также методы, направленные на индивидуально-личностную поддержку.
Метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения.
Технология презентации проекта
-выступление на педсовете ДОУ: представление презентации проекта
- публикация на порталах интернет сообщества
Выводы:
Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Насекомые», которая дала возможность ребенку экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень знаний об окружающем мире, ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих исследований. Большинство дошкольников освоили правила поведения в природе, у них сформированы основы экологической культуры.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
- В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
3. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М. : Просвещение, 2008
4. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003
5. Батеев А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, 2000.
6. Большая детская иллюстрированная энциклопедия, М: «Махаон», 2003
7. Дыбина О., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Москва, 2001.
8. Я познаю мир. Насекомые : энцикл. авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.