Эмма Мостовая
«Лесные обитатели. Звери Туапсинского района». Конспект занятия по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 «Ивушка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
Лесные обитатели-звери Туапсинского района. Конспект занятие, по окружающему миру.
Старшая группа. Разработка Мостовой Эммы Берчевны воспитатель высшей квалификационной категории МО Туапсинский район. Туапсе 2013г.
Программное содержание:
Публикация «„Лесные обитатели, Звери Туапсинского района“, Конспект занятия по окружающему миру» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Продалжать углублять и конкретизировать представления об условия жизни диких животных их повадках,обитающих в Туапсинском районе.
2. Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу,для меньшего нанесения вреда природе.
3. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы педагога, использую сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
5. Продолжать учить внимательно слушать ответы своих товарищей, и рассказ педагога.
Обогащение словаря : гнездо, косуля,шакал,куница.
Предварительная работа : беседа о животных,оформление альбома «Дикие животные» подбор и загадывание загадок о животных разгадывание картин.
Материал: рюкзаки, слайды,спортивное оборудование.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья расставленные полукругом,по спинкам стульям весят рюкзаки.
Воспитатель: Ребята сейчас мы свами совершим путешествие в леса окружающие наш город Туапсе. Какие деревья и кустарники растут в этих лесах?
Дети: Дуб, каштан, дикие яблоки и груши, кизил, ясень.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы назвали много растений растущих в нашем лесу, вы назвали много растений растущих в нашем лесу. Наш лес действительно богат разнообразной растительностью, но сегодня я хочу поговорить с вами о животном мире наших лесов. Для этого я предлагаю вам совершить поход в лес, но что б наша прогулка прошла удачно нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Дети:
1. Нельзя рубить и ломать деревья.
2. Для разведения костра нужно пользоваться валежником.
3. Огонь после приготовления пищи нужно тщательно потушить.
4. Мусор в местах привала за собой убирать.
5. Не наносить вред животным и растениям леса.
Воспитатель: ну что я вижу, что вы можете отправиться со мной в путешествие, берите свои рюкзаки и в путь, помните, что путешествие по нашим горам может быть трудным и опасным.
Дети преодолевают полосу препятствий (ходьба по узкой доске и прыжки в длину, бег змейкой).
Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную поляну, располагайтесь и садитесь. Ребята,
посмотрите – (слайд). Это косуля. Косуля летом живет поодиночке, а зимой собираются в стадо, так ей легче добывать пищу и защищаться от хищников. Летом шерстка у косули коротенькая красно-бурого или ржаво-коричневого цвета. Осенью она отрастает, становится гуще, и цвет меняется на темно - серый. У косули рождаются 1-3 козленка, и шерстка покрывается темными пятнами.
Воспитатель: А вот еще один гость (слайд). Кто это? Что о нем можно рассказать?
Дети: Это медведь он хищник, весной, летом и осенью он бродит по лесу, а на зиму ложится в спячку в своей берлоге. Медведь ест ягоды, желуди, каштаны, ящериц и т. д.
Воспитатель: Ребята, медведь ест и растительную пищу, поэтому его называют всеядным. Он хорошо бегает, плавает и в молодости хорошо лазит по деревьям.
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то хрюкает и визжит. Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Это свиньи. (слайд)
Воспитатель: Это лесные свиньи-кабаны. Что вы можете о них рассказать?
Дети: Кабаны очень сильные животные. У них есть острые клыки, живут они стадами и едят практически всё, кору и плоды деревьев и т. д.
Воспитатель: К вашему рассказу я могу добавить, что во главе стада стоит старая опытная самка, своё логово они делают в самых укрепленных местах леса, ведут ночной образ жизни.
Ребята за кустами притаился заяц-русак. Что вы скажите о нем (слайд)
Дети: Заяц очень быстро бегает, прыжки у него длинные, хорошо умеет путать следы. Шкурка летом серая, а зимой белая. Питается побегами деревьев, у кустарников объедает стебли и листья, ест траву, растущую в лесу, зимой кору деревьев.
Воспитатель: Заяц еще неплохой пловец. У зайчихи бывает от 1 до 9 зайчат, которых она кормит один раз в сутки. Зайцы ведут активный образ жизни в сумерках и ночью.
Ребята: а вы узнали этого животного? (слайд).
Дети: Это крот. У него густой мех коричневого цвета, мордочка украшена черно-белыми очками. Он ест рыбу, лягушек, орехи, фрукты и т. д.
Воспитатель: Енот свою пищу ополаскивает, перед едой в воде, поэтому его прозвали енот-полоскун. Живет он в дуплах или старых барсучьих норах. Сам норы енот мыть не умеет. Очень хорошо лазит по деревьям, если ему грозит опасность, а спрятаться некуда притворяется мёртвым. Если зима очень холодная может лечь в спячку. По характеру енот очень жизнерадостный и любопытное животное.
Воспитатель: Ребята, а в этом дупле живет еще один обитатель леса-куница. (слайд). Это небольшой зверёк, окраска его меха темно-бурого цвета, уши у него большие оттопыренные, на груди белое пятно, в темноте глаза светятся. Куница ведет одинокую жизнь, постоянного гнезда нет. Активную жизнь ведёт, ночью добывая себе пищу. У куницы хороший слух и зрение, она игрива и любопытна. Питается птицами, зайцами, грызунами, орехами, ягодами, часто охотится на белок.
Воспитатель: Что-то никаких гостей не видно, давайте мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка.
Мы разминку начинаем.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья
Раз, два, три, четыре пять.
А теперь три раза дружно.
Как лягушки поскакали.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх
Отдохнет спина у всех.
Воспитатель: Мы с вами немного размялись, а сейчас садитесь скорей, я слышу, что кто-то прыгает с ветки на ветку. Ребята да это же белочка (слайд). Расскажите, что вы знаете о белках? (слайд)
Дети: Белка живет на деревьях в дуплах. На зиму она делает запасы, закапывает орехи в землю или прячет их в дуплах. Ест белка орехи, плоды, грибы, птиц и лягушек. Шерстка у белки темно бурая, брюшка белое, хвост пушистый.
Воспитатель: Я хочу добавить к вашему рассказу, что это животное очень умное, прекрасно умеет лазить по деревьям, прыгать с ветки на ветку, в этом ей помогает ей ее хвост. Своим местом жительства белка выбирает не только дупла, но и строит гнёзда на деревьях.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, вот еще один житель наших лесов (слайд). Кавказский кот. Живут они в густых глухих лесах, ведут одинокий образ жизни. Питается он мелкими грызунами, птицами и зайцами. Охотятся ночью, летом выходят на охоту в светлое время суток.
Ребята,а об этом маленьком комочке вы мне сами расскажите (слайд).
Дети : Это ёжик. Ёжик небольшое животное, мордочка у него заостренная, нос похож на хоботок, брюшко покрыто мехом, а спина иголками, ножки маленькие коротенькие, питается ёжик насекомыми, яйцами, каштанами, грибами и ягодами.
Воспитатель: Где живут ежи?
Дети: Летом ёжик убежище себе построит, а осенью ищет углубление и ложится в спячку на зиму.
Воспитатель: Ребята, за деревьями я заметила рыжую красавицу-лису (слайд).
Расскажите, что вы знаете о лисе?
Дети: Лиса-хищница. Она покрыта густым рыжим мехом, хвост у неё длинный пушистый с белым кончиком. Питается она грызунами, птицами, зайцами, любит полакомиться ягодами.
Воспитатель: Живут лисы одиночно, норами пользуются только, тогда когда у них появляются лисята. Сама лиса норы не строит, пользуется норами построенными другими животными. Лисица очень хитрое животное, охотится оно днём и ночью.
А вот серый хозяин наших лесов (слайд). На кого он похож?
Дети: Волки похожи на собаку, шерсть у них густая серого цвета. Питается он животными, населяющими наши леса: зайцы, косули, мелкие грызуны, птицы и птичьи яйца.
Воспитатель: Ребята, волк очень сильное и ловкое животное, у него очень хорошо развит слух и обоняние. Активную жизнь ведёт в ночное время суток. Живут волки парами, но зимой собираются в стаи. Волки воют и свои воем общаются друг с другом.
Ребята в нашем лесу живет еще один близкий родственник волка, это шакал (слайд).
Шакал уменьшенная копия волка. Шерсть густая серая с желтым отливом. Питается падалью, иногда охотятся на мелких млекопитающих и рептилий. Живут парами, в стаи собираются редко, ведут ночной образ жизни, чужаком на свою территорию не пускают.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня побеседовали о животных населяющие наши леса. Многие вы уже знали, о некоторых я вам рассказала, а сейчас я хочу загадать вам загадки о этих животных, если вы хорошо запомнили внешний вид этих животных и их повадки то обязательно эти загадки отгадаете.
Загадки:
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит?
2. Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая
В серой одежке
Ходит по дорожке.
3. Ползун ползет
Иголки везёт?
4. Нос как у свинки,
Да колкие щетинки.
5. Иголки лежали, лежали,
Да под стол убежали. (Ёжик)
6. Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
7. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орехи я грызу.
8. В сосне дупло,
В дупле тепло
Кто в дупле живёт?
(Белка)
9. Кто зимой холодной,
Ходит злой голодный?
10. Серовато-зубовато
По ночи он рыщет?
(Волк)
11. Длинно хвостище,
Рыжее полосатое,
Сама хитрая?
12. Рыжай птичница
Пришла в курятник,
Порядок наводить?
13. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет? (Лиса)
14. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна.
15. Летом гуляет,
Зимой отдыхает.
16. Зимой спит
Летом улья ворошит.
17. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоги до весны
Днём и ночью видит сны?
(Медведь)
18. Он с младенческих пеленок,
Ну, совсем не поросёнок.
И клыки его торчат,
Правда хрюкать он умеет
И когда рассвирепеет,
Пулей мчится на таран!
Это страшный зверь … (Кабан)
19. Что за зверь лесной
Встал как столбик,
Под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы?
20. Через поле напрямик
Скачет белый воротник (Заяц)
21. Зверь такой на свете есть :
Он никого не ест,
Всё в реке поласкает,
А зовётся он …. (Енот)
22. Глазище, усище,
Хвостище,ногтищи,
А моется всех чище… (Дикий кот)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательны, хорошо отвечали на вопросы, отгадали все загадки, а теперь я предлагаю совершить обратное путешествие из нашего леса.
Дети: Надевают рюкзаки, проходят полосу препятствий (пролезают под дуги, бегут змейкой между предметами, прыгают в длину с места, спускаются по наклонной доске, идут по узкой лавке).
Литература
1. Илларионова Г. Учите детей отгадывать загадки. 1985г.
2. Деревянко Т. Загадки про зверей 2006г.