Ирина Прончатова
Лэпбук по познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 107 г. Нижний Новгород
Паспорт
к тематической папке - лэпбук
«Познавательно-исследовательская деятельность»
«Хотим всё знать»
дидактическое пособие
старшая группа
Подготовил: воспитатель
Прончатова Ирина Николаевна
Актуальность:
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы.
Публикация «Лэпбук по познавательной деятельности» размещена в разделах
Лэпбук позволяет раскрыть лексическую тему с разных сторон и интегрировать содержание в разные виды деятельности, повысить устойчивый интерес дошкольников к познанию окружающего мира. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Познавательно-исследовательская деятельность» представляет собой папку изготовленную из картона. Снаружи оклеен бумагой с красочными картинками. Внутри папки имеются различные демонстрационные материалы, предметы для исследования и познания, картотека, в которой собрана информация по разным исследовательским действиям.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие лэпбук «Познавательно-исследовательская деятельность» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лепбука можно пополнять и усложнять. Дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является познавательно-развивающим средством обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
Развитие познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию у детей дошкольного возраста
Задачи:
1) Расширять представления детей об окружающем мире.
2) Развивать понимание взаимосвязей в природе.
3) Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
4) Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
5) Систематизировать дидактический материал в образовательной области «Познавательное развитие» - приобщать детей и родителей к совместному творчеству
6) Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
7) Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Образовательные:
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Формировать познавательные действия, становление сознания.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе.
В лэпбуке собраны материалы для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит:
1 - приборы – помощники: лупа, безмен, термометр комнатный, песочные часы, компас, механические часы;
2 - природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, мелкий песок, ракушки, скорлупа орехов, семена укропа, кабачка, арбуза, лавровый лист, изюм, фасоль, косточки сливы и вишни, зерна кофе, дерево, мел, воск;
3 - бросовый материал: кусочки кожи (искусственной, натуральной, кусочек меха натурального, лоскутки ткани, нитки, пробки, ложка, пластмасса, металлические предметы, пуговицы, пенопласт, поролон, целлофан, фольга;
4 - разные виды бумаг: тетрадная, глянцевая, цветная, гофрированная, пекарная, бархатная;
5 – медицинский материал: вата ;
6 - прочий материал: разные крупы, соль;
7 - на внешней стороне лэпбука красочные картинки ;
8 - картотека «Опыты и эксперименты» ;
1. Центральная часть лэпбука разделена на 3 раздела.
1 раздел: расположены разные крупы, соль, изюм, лавровый лист, скорлупа ореха, кофейные зерна, косточки сливы и вишни, семечки кабачка и арбуза.
2 раздел: изделия из металла (крышка для банки, скрепки канцелярские болты, скобы для степлера)
3 раздел: пластмасса (ложка, трубочка, дупель, пуговицы, кольцо)
Каждый раздел отмечен цветной рамкой для более удобной ориентации.
2. В левой части лэпбука расположены :
почва, песок, камни, ракушки, фольга, целлофан, воск, вата, мел, кожа (натуральная, искусственная, мех (натуральный).
Внизу расположены предметы для опытов и экспериментов (лупа, безмен, компас, песочные часы, термометр, часы механические)
3. В правой части лэпбука расположены : кусочек дерева, изделия из дерева (карандаш, палочка для суши, зубочистка) пробка, пенопласт, поролон, резина;
различные виды бумаги (тетрадная, цветная, глянцевая, цветная, бархатная, бумага пекарная);
различные виды ткани (ситец, шёлк, атлас, лён и др, нитки шерстяные);
перо птицы
4. На правой внешней стороне картотека опытов с различными материалами.
Картотека опытов и экспериментов.
Цель:
• развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;
• развивать стремление детей к наблюдению, сравнению, обследованию, стимулировать развитие всех видов восприятия : зрительного. слухового, осязательного, вкусового, обонятельного, побуждать к новым открытиям. Простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
• развивать познавательную активность детей средней подгруппы; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем;
• учить детей организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы; развивать познавательную активность и любознательность.
5. Остальная внешняя сторона использована под красочные картинки.
Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.
Детям интересно всё : сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание и т. д. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире.
Работа с лепбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей :
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) .
Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие которое
может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей.
Результаты использования лэпбука :
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.