Елена Асмолова
Лексическое развитие дошкольников «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическое развитие дошкольников
Тематика лексического словаря
Тема: Виды транспорта
Существительные: машина, автобус, самолет, вертолет, поезд, метро, движение, человек, метрополитен, остановка, обслуживание, проезд, груз, проезд, парковка, пассажир, расписание, дорога, корабль, путешествие.
Прилагателные: длинная, короткая, железнодорожный, воздушный, попутный, водный, скоростной, рейсовый, городской, трамвайный, бесплатный, дорогой, наземный, общественный.
Публикация «Лексическое развитие дошкольников „Транспорт“» размещена в разделах
Глаголы: ехать, плыть, добираться, лететь, перевозить, прибывать, вывозить, передвигаться, ждать.
Пальчиковые игры по теме: «Виды транспорта»
1) У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(Кулачок сверху накрываем ладошкой)
Две педали есть внизу,
(Хлопаем ладошкой по воздуху)
Крутят их ногами.
(Топаем ножками).
Я построю самолёт,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену, и в полёт.
(показываем шлем над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками над головой)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем брызгающие движения пальцами)
Облечу весь шар земной,
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями).
3) Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
(присаживаемся и встаем)
Загудели: «У-у-у!
Мы поехали в Москву!»
(дети гудят на дудочке)
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
(топаем ногами)
А вверху грачи кричат
На ветвях берёзы.
(поднимаем руки вверх)
Дидактические игры:
«Что лишнее?»
Цель – учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.
Материал – набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.
Например:
1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед
2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол
3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.
«Наоборот»
Цель – расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет детям слова – признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова.
Например, машина – какая?
- быстрая – медленная
- шумная – тихая
- легкая – тяжелая
- пассажирская – грузовая
- двигающаяся – неподвижная
- вредная – полезная
- огромная – маленькая
- твердая – мягкая
- мирная – военная
- гладкая – шероховатая
Виды транспорта : 1)наземный (железнодорожный,городской,подземныввоздушный,водный. 2)Наземныйтранспорт :а) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз, электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).
3)Подземный транспорт : метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.
4)Воздушный транспорт : воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.
5)Водный транспорт : лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная, катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.
Загадки о видах транспорта
Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.
(Автомобиль)
Весь год — зимой и летом
В стальной костюм одетый,
Стою я во дворе —
Ничто не страшно мне.
(Автомобиль в гараже)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт все время шли,
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)
Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт?
(Вертолет)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)
Начинает он копать, заменяет сто лопат.
(Экскаватор)
Что за машина:
Шея, как у гуся,
Сила, как у слона?
(Подъемный кран)
Идёт утюжок
С прокопчённой трубой,
Морщины и складки
Ведёт за собой.
(Пароход)
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её вы заводите —
Колёсики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится.
(Машина)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
Отправляясь на прогулку,
В магазин, или в кино,
Проходя по переулку,
Помни правило одно:
ТАМ, ГДЕ СЛЫШЕН РЁВ МОТОРА -
РОТОЗЕЙСТВУ МЕСТА НЕТ!
СТОП - команда светофора,
Если видишь КРАСНЫЙ свет!
И на ЖЁЛТЫЙ свет дорогу
НЕ СПЕШИ переходить.
Подожди ещё немного,
Чтоб к врачам не угодить.
На сигнал ЗЕЛЁНЫЙ МОЖНО
Путь свой смело ПРОДОЛЖАТЬ!
Эти правила несложно
Всем и всюду соблюдать.
Светофор нам светит красным —
Стой! Идти нельзя, опасно.
Жёлтый с красным вдруг зажжён —
Мы стоим, зелёный ждём.
По зелёному сигналу
сразу не переходи.
Головою влево- вправо
перед этим покрути:
Убедись, что слева- справа
нету мчащихся машин,
И тогда иди спокойно.
Все поймут: ты стал большим.
Асмолова Е. С.