Екатерина Чухлова
Лексические темы «Комнатные растения» и «Мебель». Логозадания
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Комнатные растения»
Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус сансевьева, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…
Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает…
Публикация «Лексические темы „Комнатные растения“ и „Мебель“, Логозадания» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Мебель. Все о мебели для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…
Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков) : герань (какая) – …
2. Подбери действия (не менее трех действий) : герань (что делает) – …
3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :
цветок – нет цветка
бутон — …
корень — …
4. Почитай: один цветок, два цветка, три, четыре, пять …;
одна ветка, две ветки, три, четыре, пять…
5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).
6. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).
Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.
Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.
Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Упражнения
7. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА,
БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять,
рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков
и т. д.)
8. Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,
цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?
9. Скажи по образцу:
• 1 лист – 5 …. (листьев)
• 1 корень – 2….
• 1 стебель – 3 …
• 1 цветок – 4 ….
10 Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты …поливаешь – он … поливает
• Я сажаю – ты …. он - ….
• Я вытираю – ты - …. он - …
• Я опрыскиваю – ты - …. он - ….
• Я пересаживаю – ты - …. он - …
Пальчиковая гимнастика «Цветок» :
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)
Упражнение «На окне в горшочках»
Координация речи с движением
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки. медленно встают).
К солнцу потянулись, (тянуться на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись широко в стороны).
К солнышку листочки (ладони развёрнуты вверх).
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут. развести в стороны). И. Нищева
по лексической теме : "Мебель"
Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и их частей; назначение.
Лексика
Расширение словарного запаса:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, стул, табурет, стол, кровать, диван, кресло, шкаф, ножки, столешница, спинка, сиденье, подлокотники, дверца, полки, гостиная, спальня, кухня, ножка, комната, вешалка; комод, сервант, буфет, стенка, тумба.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: обеденный, письменный, журнальный, компьютерный, мебельный, кухонный, платяной, высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, светлая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, модная, комнатная, книжный; дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная, пластмассовая.
ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит. спать, работать, открыть, протереть, сломать, починить; расставлять.
НАРЕЧИЯ: удобно, мягко, жестко, справа, слева, посередине.
Грамматический строй
1. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол – столик (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже) :
Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Связная речь
1. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т. д.
2. Составление рассказа «Как я убрал в комнате».
3. Нарисуй свою комнату.