Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Говорите правильно, или Причуды русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир полон чудес. Разве не чудо что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и видеть их? Но все-таки среди всех чудес есть одно их самых удивительных и загадочных, но в то же время настолько простое, что мы порой даже не обращаем на него внимания.
Чудо - это наш родной язык.
В середине 18 века в "Кратком руководству к красноречию" М. Ломоносов писал : "Собраться рассеянным народам в общежития созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить невозможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Говорите правильно, или Причуды русского языка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
На две важнейшие особенности языка, точнее, на две его функции указал здесь Ломоносов : функцию [общения людей и функцию оформления мыслей.
Итак, язык есть важнейшее средство познания человеческой личности и всего народа в целом.
Язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем.
Вот как писал об этом И. Бунин:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана :
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь.
Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отличали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отличали разные его стороны, особенности, своеобразия. Так, Н. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке "все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь обогащаться ежеминутно. "
Любой первоклассник скажет, что речь наша состоит из предложений, а предложения из слов. НЕ зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения. смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от сочетания их.
Возьмем, например, предложение : Он съел собаку. Если мы разложим его на отдельные слова, то смысл предложения окажется совсем иным,чем тот, который оно имеет, то есть одно предложение может иметь буквальное и переносное значение.
Так, он съел собаку означает : он мастер своего дела.
Возьмем еще такие, например, выражения : человек с головой, ломать голову, горячая голова.
Значение слова голова в них везде разное, Человек с головой - значит умный, рассудительный; ломать голову - решать трудную задачу; горячая голова - человек вспыльчивый, безрассудный.
Общий смысл этих выражений передают не отдельные слова, а все выражения в целом. Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянных формах. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. У фразеологизмов, как правило, неизменный порядок слов, обычно они употребляются в переносном смысле.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами.
Фразеологические обороты украшают нашу жизнь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интересней и ярче он выражает свои мысли.
Овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.