Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Говорите правильно, или Причуды русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир полон чудес. Разве не чудо что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и видеть их? Но все-таки среди всех чудес есть одно их самых удивительных и загадочных, но в то же время настолько простое, что мы порой даже не обращаем на него внимания.
Чудо - это наш родной язык.
В середине 18 века в "Кратком руководству к красноречию" М. Ломоносов писал : "Собраться рассеянным народам в общежития созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить невозможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
На две важнейшие особенности языка, точнее, на две его функции указал здесь Ломоносов : функцию [общения людей и функцию оформления мыслей.
Итак, язык есть важнейшее средство познания человеческой личности и всего народа в целом.
Язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем.
Вот как писал об этом И. Бунин:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана :
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный - речь.
Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отличали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отличали разные его стороны, особенности, своеобразия. Так, Н. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке "все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь обогащаться ежеминутно. "
Любой первоклассник скажет, что речь наша состоит из предложений, а предложения из слов. НЕ зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.
Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения. смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от сочетания их.
Возьмем, например, предложение : Он съел собаку. Если мы разложим его на отдельные слова, то смысл предложения окажется совсем иным,чем тот, который оно имеет, то есть одно предложение может иметь буквальное и переносное значение.
Так, он съел собаку означает : он мастер своего дела.
Возьмем еще такие, например, выражения : человек с головой, ломать голову, горячая голова.
Значение слова голова в них везде разное, Человек с головой - значит умный, рассудительный; ломать голову - решать трудную задачу; горячая голова - человек вспыльчивый, безрассудный.
Общий смысл этих выражений передают не отдельные слова, а все выражения в целом. Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянных формах. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. У фразеологизмов, как правило, неизменный порядок слов, обычно они употребляются в переносном смысле.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами.
Фразеологические обороты украшают нашу жизнь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интересней и ярче он выражает свои мысли.
Овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.