МААМ-картинки

Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»

Елена Чайкина
Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»
▼ Скачать + Заказать документы

Лекция для родителей : «Поговори со мною, мама»

Школа для родителей : «Преодоление»

Подготовил: Чайкина Е. А., учитель-логопед ГУСО Кусинский Областной Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Куса Челябинская обл.

Речь – одна из сложнейших психических функций (ВПФ, обеспечиваемая деятельностью головного мозга.

Публикация «Лекция для родителей „Поговори со мною, мама“ в рамках проекта „Преодоление“» размещена в разделах

Речь – это деятельность. Для того, чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи. Как уже говорилось ранее, ДЦП – это состояние, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в период до рождения (т. е. пренотальный, во время родов (т. е. нотальный) или в первые месяцы жизни. Это сложное, тяжелое заболевание нервной системы.

Помимо двигательных зон у ребенка с ДЦП могут быть поражены и др. участки головного мозга, что отрицательно влияет на развитие различных психических функций.

У большинства детей с ДЦП возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций - речи.

Частота нарушений речи при ДЦП велика (по разным источникам 70/80%, 80/90%, потому, как они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающим.

Формирование речи у детей с ДЦП – это сложный процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Чтобы понять в полной мере специфические особенности развития речи у детей с ДЦП необходимо знать закономерности ее развития в норме. Знание этих закономерностей позволит своевременно выявлять и корригировать отклонения в речевом развитии.

При рассмотрении проблемы нужно выделить базис ведущей деятельности возраста.

Эльконин : «Ведущая деятельность возраста та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи.»

Становление функций речи рассматривается по схеме:

- возраст

- вид деятельности

- функции речи (этап речевого развития)

I – младший возраст (0-1года)

Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. С помощью взрослого младенец не только удовлетворяет свои биологические потребности, но и получает многообразные зрительные, слуховые, тактильные, двигательно-тактильные и др. стимулы.

У здорового ребенка общение со взрослым выражается в комплексе оживления; у ребенка появляется невербальный язык общения – двигательный (он выражает и потребности ребенка, и его эмоции). У ребенка формируется социальная улыбка. Важным этапом в до речевом периоде является стадия гуления. Звуки гуления возникают на выдохе, т. е. гуление является своеобразной тренировкой речевого дыхания. У здорового ребенка период гуления совпадает с активизацией общей моторики. Ребенок хорошо держит голову, лежит на животе, переворачивается. У него появляются первые ощупывающие движения. Считается, что развитие речи начинается с первого крика новорожденного, его громкости, чистоты…У больного ребенка в первые недели может отсутствовать вовсе.

У ребенка с ДЦП звуки удовольствия часто заменяются звуками крика. При тяжелых формах заболевания гуление не появляется вообще, либо гораздо позднее и отличается однообразием, произносится редко и тихо. Лицо ребенка амимично, может казаться, что он ко всему равнодушен. Наблюдается повышение мышечного тонуса языка, неправильное его положение в полости рта, насильственные движения, оральные синкинезии (ребенку необходим лицевой массаж).

Взрослому нужно попадать в поле зрения ребенка.

У ребенка с ДЦП рефлекторное хватание очень долго (или вовсе нет) не переходит к произвольному. Задержка хватательной функции – ребенка нужно этому учить (привлекать внимание к его рукам, играть с игрушками)

Игрушки у детей (у всех) должны иметь разную фактуру, разное звучание, цвет.

Дети очень любят игру в «прятки», «ладушки» и т. д.

Очень важны пальчиковые игры, массаж (общий и лицевой (пассивный, игры со светом – фиксация взгляда.

Рука – это второй центр речи. Развитие речевых зон коры головного мозга идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук. Речевые области коры головного мозга формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук.

На основе ведущей деятельности начинает формироваться психологическая база речи: - внимание

- память

- восприятие

- мышление

II – преддошкольный возраст (1-3 года)

В конце первого года жизни у здорового ребенка видоизменяется форма ведущей деятельности. Ею становится предметно-действенное общение со взрослым. Начальный этап речевого развития сочетается с интенсивным формированием артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук.

У ребенка появляется активная манипулятивная деятельность, в захватывании предметов начинают участвовать большой палец и конечные фаланги других. Ребенок начинает пить из кружки, жевать, пользоваться ложкой. Начинает формироваться обозначающая функция слова: ребенок начинает соотносить предмет с обозначающим его словом в конкретной ситуации. И только по мере развития практических действий с предметом происходит вычленение его из ситуации на основе ведущего назначения.

Начиная с 3-го года у здорового ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. В ходе игры ребенок выполняет различные действия с игрушками: специфические, соответствующие назначению предмета; неспецифические – простое манипулирование, несоответствующее назначению; обследовательские – рассматривание предмета, ощупывание их руками и т. д. У детей с церебральным параличем, в силу их двигательных нарушений, с большим трудом, а иногда и не развиваются вовсе предметно-практическая и игровая деятельность. Их деятельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо.

Первые слова иногда возникают эхолалично, механически, по подражанию. Они не несут смысловую нагрузку – это приводит к своеобразным нарушениям интеллектуального и речевого развития.

Т. о. при ДЦП начальный этап речевого развития задержан. У ребенка с трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием.

В норме темп развития речи в первые 5 лет очень высок. В 1 год ребенок может произносить 1-2 слова (до 9, выполняющих роль слов-предложений. А в 5 лет число произносимых слов превышает 2000.

1 год – 9 слов

1,5 года – 39

к 2 годам – 250-300

2,5-3 года – до 1000

4-5 лет - 2000

Большая часть детей с ДЦП, в этом возрасте имеет ОНР от I до III уровня.

Необходимо отметить большие индивидуальные различия в сроках развития фразовой речи у нормальных детей. Эти сроки в известной степени предопределены генетической программой развития, они зависят от пола, интеллекта, слуха, темперамента, от окружения ребенка и педагогического воздействия.

Этот возраст считается самым синзетивным периодом в развитии речи.

Никогда нельзя принуждать к речи и торопить с отвтом детей с ДЦП, которые находятся на первом этапе речевого развития. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать резкое повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений. Ребенка нужно не принуждать, а побуждать к речи различными приемами. Поощряя любые звуковые реакции, взрослый никогда не должен повторять за ребенком создаваемые им аморфные слова-корни или сокращенные слова.

«мо» -молоко, «би» -машина

Дети всегда должны слышать только правильно произносимые слова. Нужно постоянно «оречевлять» свою деятельность.

На данном этапе работу нельзя начинать с постановки звуков. Необходимо создать артикуляционную базу и стимулировать общение ребенка при помощи доступных ему средств.

III –дошкольный возраст (3-7 лет)

Ведущая деятельность – игра.

Значение игры в том, что ребенок может отказаться от взрослого и искать партнера по игре. У него появляется новая функция – обучить партнера. В связи с этим возникает инструктивная речь. На основе этого формируется регулирующая функция речи. Процессы возбуждения (Лурия) начинают уравновешиваться с процессами торможения. Это помогает устанавливать контроль за своим поведением.

Ребенок полностью владеет речью как средством общения. Фразовая речь состоит из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В речи активно используются предлоги и союзы. Звуковая сторона речи в основном усвоена. Ребенок знает стихи, сказки, легко передает содержание картинки, рассказа; развиваются и дифференцируются пространственные и временные представления. У ребенка с ДЦП усвоение языка проявляется в бедности пассивного и, особенно, активного словаря; в недифференцированности употребления слов.

Особенно с большим трудом усваиваются слова обозначающие действия предметов. Они часто их заменяют словами, обозначающими предметы.

Дети затрудняются в построении предложений, в согласовании сказуемого с подлежащим, смешивают падежные окончания.

Особые трудности, в связи с поражением артикуляционной моторики, возникают в усвоении звуковой стороны речи. Из-за парезов и параличей артикуляционной мускулатуры и нарушения орального праксиса многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются.

Возрастная динамика речевого развития у детей с ДЦП зависит от состояния интеллекта и структуры дефекта. Наименее благоприятной динамика речевого развития будет у детей, где ДЦП сочетается с олигофренией. Также это зависит от тяжести и характера поражения двигательной сферы. В наибольшей степени эта зависимость проявляется между тяжестью поражения рук и степенью отставания в развитии речи. Наиболее благоприятна динамика речевого развития у детей с минимальным поражением рук.

В практическом отношении это дает основание считать, что развитие манипулятивной деятельности, развитие тонких движений пальцев рук является важным разделом в комплексной системе предупреждения и преодоления речевых нарушений у детей с ДЦП.

Для развития речи детей с ДЦП важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Для этого каждый день детей знакомят с новыми предметами и их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с ДЦП.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуг «Мама, будь всегда со мною рядом!» Сценарий на день матери «Мама будь всегда со мною рядом» Презентация «Я люблю тебя, мама!» Сценка – рассуждение «Что такое счастье» Ведущий:.

Фотоотчет о нетрадиционном собрании родителей «Порисуй со мною, мама»Фотоотчет о нетрадиционном собрании родителей «Порисуй со мною, мама» Тема: «Порисуй со мною мама»В нашей группе «Непоседы» детей среднего возраста МДОБУ Д/С №13 «Берёзка» в середине марта прошло собрание родителей.

Консультация для родителей «Поговори со мною, мама» • Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно.

«Поговори со мною, мама!» Консультация для родителей Старая шутка о том, что сначала ребенка учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать, к сожалению, теряет актуальность. Потому что все.

Консультация для родителей «Поиграй со мною, мама!» Вся детская комната заполнена самыми разнообразными игрушками: от конструкторов, всевозможных кукол и машинок до радиоуправляемой железной.

Разработка НОД в рамках практико-значимого проекта  «Отношения детей и родителей. Папа, мама, ты и я — вместе дружная семья» Разработка практико-значимого проекта - конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы.

Рекомендации для родителей в рамках проекта с детьми с ТНР Рекомендации для родителей по теме: «Лес. Грибы» 1. Знать! Уметь правильно называть и узнавать на картинках грибы (5-6 вариантов): боровик,.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» • Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью,.

Сценарий праздничного мероприятия ко Дню матери «Мама, будь всегда со мною рядом…» «Мама, будь всегда со мною рядом…» Под музыку дети входят в зал и присаживаются на стульчики 1 .Ведущий: Добрый вечер, мы не случайно.

Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!» для родителей детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Семинар - практикум «Поговори со мною, мама!» (для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»
Опубликовано: 18 мая 2019 в 07:35
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чайкина (УИ 1932433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД