Наиля Талгатовна
Лекция-беседа для молодых педагогов «Методика проведения НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в методике проведения НОД.
https://infourok.ru/ponyatie-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-dou-i-eyo-vidi-3384484.html
Оборудование: 1 матрёшка большого размера, 5 матрё шек разного размера с надписями:1 - образовательные области, виды НОД; 2-триединство задач; 3-этапы и содержание НОД; 4-секреты педмастерства; 5-рефлексия; карточки с надписями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, природный мир, экологическое, математическое развитие, речевое развитие, подготовка к обучению грамоте, социальный мир, музыкальное развитие, мир искусства и художественной деятельности (рисование, мир искусства и художественной деятельности (аппликация, мир искусства и художественной деятельности (лепка, физическое развитие, мотивационный этап, содержательный этап, рефлексивный этап, комбинированная, комплексная, интегрированная.
Публикация «Лекция-беседа для молодых педагогов „Методика проведения НОД“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий1: добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшней лекции-беседы «Методика проведения непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с детьми раннего и дошкольного возраста».
Перед вами 6 матрёшек. В ходе нашего мероприятия мы постараемся 5 из них собрать в одну, разобрав вопросы, касающиеся нашей темы. На каждой матрёшке есть вопросы, на которые мы с вами должны ответить.
Берём матрёшку под названием «Образовательные области, виды НОД»
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно-образовательная деятельность (НОД). НОД организуется и проводится педагогами в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования.
НОД проводятся с детьми всех возрастных групп. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Ведущий 2:
В соответствии с ФГОС, НОД, состоит из пяти образовательных областей.
Вопрос: перечислите эти образовательные области.
Ответ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
НОД должна быть интегрированная, то есть включать все образовательные области.
(во время ответов педагогами ведущий на доску помещает карточки с названиями образовательных областей)
Вопрос: какие виды НОД относятся к данным областям?
Ответ: природный мир, экологическое, математическое развитие, речевое развитие, подготовка к обучению грамоте, социальный мир, музыкальное развитие, мир искусства и художественная деятельность (рисование, мир искусства и художественная деятельность (аппликация, мир искусства и художественная деятельность (лепка, физическое развитие, мотивационный этап, содержательный этап, рефлексивный этап, комбинированная, комплексная, интегрированная.
(во время ответов педагогам необходимо к каждой образовательной области поместить виды НОД)
Ведущий 2: особенность современного дошкольного образования в том, что непосредственно образовательная деятельность происходит без принуждения детей, у неё нет начала и конца, она может продолжаться в режимных моментах, а также она вариативна и включает индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Ведущий1: берём матрёшку под названием «Триединство задач»
Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты:
• интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;
• соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.
• подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).
• целевая составляющая (триединство) четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО
Вопрос: какие задачи входят в понятие – триединство? Что предполагает каждая из них?
(помещаем карточки с названиями задач на доску)
Ответ: триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции ОО
Обучающая: повышать уровень знаний ребёнка.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.
Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Ведущий 2: берём матрёшку под названием «Этапы и содержание НОД»
Вопрос: сколько этапов включает в себя НОД? Что предполагает каждый из них
Ответ: (названия этапов поместить на доску)
Мотивационный этап - вводная часть: (организация детей) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты.
Содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата);
Рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.
Ведущий 1:
Вопрос: по содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть?
Ответ: (названия поместить на доску)
Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Ведущий 1:
Вопрос: чаще всего по содержанию какую мы в нашем саду проводим НОД?
Ведущий 2: берём матрёшку под названием «Секреты педмастерства»
Вопрос: почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?
Ответ:
-упрямство
-плохое настроение
-плохое самочувствие
-неинтересно
-трудно не по возрасту
-плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)
-недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.
Вопрос: чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело? Перечислите приёмы
Ответ: следует использовать такие приемы:
На первом плане стоят эмоции - это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например: педагог (во время сборов на прогулку. летний период) : ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)
Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста) например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.
Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)
Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи).
Процесс вовлечения в деятельность:
Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
Приходит кто-то в гости или игрушка.
Эффект неожиданности (шум, треск, стук)
Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)
Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз. рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.
Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
День рождения у ребенка ( воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).
Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.
В ходе НОД помните (раздать пямятку)
• В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
• Не торопите детей с ответами! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
• Грамотная постановка вопроса педагогом, повышает результативность и эффективность мероприятия.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
• Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
• Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
• Смена видов деятельности: двигательная, продуктивная, игровая и т. д. важная составляющая образовательного мероприятия.
Ведущий 1: берём матрёшку под названием «Рефлексия»
Вопрос: что же делать молодому педагогу, если у него возникли вопросы по организации и проведению НОД?
Ответ:
• обратиться за помощью к наставнику.
• посещать мероприятия методической направленности.
• взаимопомощь других педагогов ДОУ.
• обратиться за помощью к старшему воспитателю.
ИТОГ
Ведущий 2: подводим итог нашего мероприятия, складывая маленькие матрешки в самую большую. Мы считаем, что наша встреча пополнила вашу педагогическую копилку знаний методикой проведения НОД…