Соловьева Светлана
Лего-конструирование как средство развивающего обучения в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В стандарты нового поколения входит системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов ДОУ поиска новых нетрадиционных форм работы с детьми. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Конструктивная деятельность является наилучшей формой работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Лего-конструирование как средство развивающего обучения в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста. Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала.
Одним из видов конструирования является Лего-конструирование, которое на сегодняшний день активно используются во многих дошкольных образовательных учреждениях.
Лего-конструирование направлено на развитие следующих процессов у детей:
психическое развитие : формирование творческого воображения, пространственного, логического и проектного мышления, памяти;
развитие речи : активизация активного и пассивного словаря, коммуникативные навыки;
физиологическое развитие : развитие мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки продуктивного сотрудничества.
Лего-конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности «Социально-коммуникативное»,
«Физическое», «Познание», «Художественно-эстетическое», «Речевое».
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, с семьёй и обществом.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста используется комплект «Эмоциональное развитие ребенка» LEGO Education. Этот комплект помогает детям изучить различные эмоции, которые проявляются на лицах людей. В процессе игры с персонажами дети учатся распознавать и описывать различные эмоции.
В начале занятия педагог с детьми обсуждает эмоциональное состояние каждого ребенка. Потом детям предлагается сконструировать персонажей, похожих на самих себя. Обсуждаются физические характеристики персонажа (рост, цвет волос, выясняем, во что они будут одеты, а потом уже выбирается для фигурок выражение лиц. Дети учатся воспринимать себя, обсуждать сходства и отличия, привыкают узнавать и понимать эмоции. Педагог рассказывает детям о том, что в течение дня человек может чувствовать себя по- разному, поэтому и эмоции меняются (человек веселится, плачет, грустит и т. д.).
На занятиях, которые проходят в форме игры, дети узнают много нового о различных эмоциях и физических характеристиках человека.
Любая образовательная деятельность немыслима без речевых навыков, поэтому Лего-конструирование тесно связано с образовательной областью
«Речевое развитие». Содержание этой образовательной области направлено на развитие лексико-грамматического строя, связной речи, навыков коммуникативного общения.
Сделав постройку или мини-проект, дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, придумывают сюжет к своей постройке, воспроизводят действия персонажей с их озвучиванием. В совместной деятельности дети интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. Совершая самостоятельные действия с элементами конструктора, описывая и сравнивая их, у детей формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на сохранение и укрепление и охраны здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, а также на формирование основы культуры здоровья. Для развития физических качеств детей в физминутках, утренней гимнастике, динамических паузах педагоги используют кубики-лего или человечков, с помощью которых выполняются общеразвивающие упражнения («Переступи», «Пробеги между кубиками», «Найди человечка», «Подбрось и поймай» и другие). В ходе этих упражнений у детей развивается общая и мелкая моторика, двигательная активность, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование у детей эстетического отношения к миру, развитие эстетического вкуса, освоение различных видов деятельности.
Для развития художественно-эстетического воспитания с детьми проводятся занятия по изобразительной деятельности с помощью Лего-
конструктора. Используя детали Лего-конструктора, дети рисуют картинки с помощью «штампирования».
Также в группе систематически организуются тематические выставки- поделки с использованием Лего-конструктора, в которых представлены творческие работы детей. Совместно с родителями организовываются различные мероприятия, на которых семейные команды представляют свои проекты из Лего-конструктора. Например, в проекте «Город будущего» родители с детьми представляют Лего-городок с улицами, домами, игровыми площадками и парками. Лего-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым, а также способствует развитию интереса к самостоятельной творческой деятельности, художественного восприятия, образных представлений, воображения.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.
С использованием Лего-конструирования педагоги проводят дидактические игры, в ходе которых у детей формируются представления о форме предметов, размере, цвете, количестве, а также развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Лего-конструирование можно считать одним из эффективных средств развивающего обучения в системе дошкольного образования. Оно способствует развитию не только исследовательской активности детей, приобщает дошкольников к формированию первоначальных технических навыков, но и влияет, на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно- эстетическое и познавательное развитие детей.