Светлана Давыдова
Легоконструирование как средство мелкой моторики рук младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Лего-конструирование, как средство мелкой моторики рук младших дошкольников
Мелкая моторика рук развивается интенсивно, как мы выяснили в предыдущих разделах. Современная система предлагает большой ассортимент конструкторов и способов развития мелкой моторики. Лего-конструирование прекрасно учит пространственному мышлению, ребёнок фантазирует, отрабатывает навыки и приобретает новые, необходимые для его общего развития.
Публикация «Легоконструирование как средство мелкой моторики рук младших дошкольников» размещена в разделах
Обратимся к подробной характеристике лего-конструирования, как к средству развития мелкой моторики рук.
Занятия по конструированию из деталей ЛЕГО, в своей совокупности объединены, как игровой деятельностью, так и обучающей. Конструктор ЛЕГО способствует речевому развитию детей, так как активизируется мыслительная деятельность.
Педагоги определяют, что лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры.
Лего-конструирование в дошкольном учреждении приобретает все большую значимость. В дошкольном образовании проект «Лего-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Российской Федерации;
Статья 43. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с современными нормативными документами перед ДОУ стоят такие задачи как: образовательная среда должна соответствовать ориентировкам, которые направлены на интересы детей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребенка, его социальный и психологический статус; услуги предоставляемые дошкольным учреждением должны быть разнообразными и доступные для каждого родителя; разнообразить стороны предоставляемого обучения, взаимодействовать как с детьми, так и с родителями при внедрении технологии «Лего-конструирование».
В ходе игры дети учатся различать детали, соотносить их по определенным характеристикам, различать форму, размер, цвет. Дети строят различные постройки, заборы, животных. В ходе данного занятия, необходимо запастись терпением, дети также учатся усидчивости. В ходе занятия, воспитываются такие качества, как дисциплина, ответственность, а также данный вид деятельности приучает детей к порядку, так как после каждого занятия конструктор необходимо убрать туда, где он хранится.
Дети познают мир вокруг себя, при помощи рук, они берут различные предметы в руки, ощущают из чего сделаны предметы. Ведущая деятельность в данном возрасте – игра. Играя, дети способны придумывать события, повторять за взрослыми, а также проявлять личностные качества. Именно данный вид деятельности способствует развитию как физическому, так и умственному. Рассматривая конструктов «Лего», мы можем утверждать, что именно с помощью него ребенок способен исследовать и ориентироваться в реальном мире.
Конструктор способствуют развитию мелкой моторики рук. Как было описано выше, мелкая моторика рук напрямую зависит от мышления. Ребенок, играя конструктором, собирает различные фигуры, при этом учится решать элементарные логические задачи, развивая мелкую моторику рук.
ЛЕГО конструктор характеризуется качеством материала, все детали сделаны из хорошего материала, приятны на ощупь, безопасны. Дети по своей структуре разнообразны, именно это дает возможность, построить любую фигуру.
Нами был проведен анализ прайс-листов ЛЕГО, которые в большей степени рекомендуемые, для занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук.
ЛЕГО DUPLO, конструктор, который в наибольшей степени подойдет для детей младшего дошкольного возраста. Дети в данной серии отличаются своим размером, а также ярким цветом. ЛЕГО DUPLO подходит для самостоятельной игры малышей. Материал из которого изготовлены детали из хорошего дорого материала, который безопасный, а также удобен при обработке. Данная серия развивает у малышей мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
Для детей данной возрастной категории, также будут интересны детали конструктора LEGO Soft. Деталями данного конструкторая являются мягкие детали, большого размера, с помощью которых, ребенок может построить большой забор или замок. Данный конструктор часто используется в детских садах, а также развивающих центрах. LEGO Soft - это очень увлекательный и простой конструктор, развивающий моторику, координацию и мышление ребенка.
Серия LEGO Juniors очень нравится детям, понятные игровые инструкции помогут собрать каждую часть набора и подскажут много весёлых ситуаций и идей. Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты, поэтому ребёнку легко найти нужные кубики.
LEGO FRIENDS серия наборов для девочек, которая увлечет в повседневные дела пяти девочек в вымышленном городе под названием Хартлэйк Сити.
LEGO CITY, данный конструктор будет интересен как мальчикам, так и девочкам. Детали данного конструктора, предназначены для создания различных построек, которые превращаются в целые города. Из деталей возможно создать свой уникальный город с его жителями
Серия LEGO PRINCESS посвящена самым популярным героиням — Золушке, Эльзе, Рапунцель, Ариэль, Авроре. Конструктор ЛЕГО Принцессы Диснея представляет собой классический набор, в котором есть кубики ЛЕГО и аксессуары для строительства замка или крепости, мини-фигурка Принцессы и дополнительные составляющие для декора.
Конструкторы LEGO ELVES (Лего Эльфы) открывают деткам волшебный мир стихии и магии.
LEGO BIONICLE (Лего Бионикл). Вариантов применения конструктора очень много. Его можно использовать и как строительный, раздаточный и счётный материал, а также для сюжетно-ролевых игр.
В образовательном процессе ДОУ, происходит вовлечение детей в техническую и конструкторскую деятельность. Реализуется творческий подход ребенка к продукту своей деятельности, что способствует развитию личности ребенка и повышению уровня его способностей к самовыражению средствами конструирования.
Работая с конструктором ЛЕГО, дети строят различные фигуры, тем самым работают пальцы рук, в том числе сами руки. Именно это способствует развитию мелкой моторики, а также функционированию коры головного мозга, которая отвечает за речевую активность. Они взаимосвязаны между собой, так как расположены рядом.
С помощью конструктора дети развивают понятия о цветах и формах различных деталей. Данное воздействие, оказывает благоприятное влияние на развитие речевых умений, при этом детьми легче усваиваиваются различные понятия. Все это благодаря развитию мелкой моторики.
Конструкторы ЛЕГО, являются необходимым инструментом в работе ДОУ. Игры с ЛЕГО, побуждают детей к быстрой ориентации в пространстве, заставляют работать руки и голову, при этом задействовано два полушария головного мозга.
Работая с конструктором, ребенок проявляет такие качества как любознательность и фантазия, проводит элементарные логические операции, взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Взрослые в ходе занятий могут предложить детям придумать свой рассказ, в котором он расскажет что это за построенный город, какие в неё находятся здания, тем самым побуждая детей к активному использованию своей речи.
В дошкольном учреждении очень важна необходимость в создании условий по развитию мелкой моторики. Педагогу воспитателю необходимо разнообразить свои занятия, повысить их уровень эффективности. Находить новые методики, игры, формы работы, которые будут интересны детям, а также смогут вовлечь их в процесс. Данные формы работы необходимо направить на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством конструктора ЛЕГО. Необходимо активизировать работу не только всех пальцев рук, но и кистей в целом.