Евгения Галюрова
Лего-конструирование, как способ развития пространственного мышления у старших дошкольников
Никогда не мешайте процессу мышления - и тогда успех вам обеспечен.
Бертран Рассел
Мышление — это познавательная деятельность человека.
Оно является опосредованным и обобщённым
способом отражения действительности.
Многие родители считают, что для их детей самое главное перед поступлением в школу – это умение писать, считать и читать. А мышление, в том числе и пространственное, имеет большое значение в развитии старших дошкольников. Исследователи в данной области отмечают: дети, у которых плохо развито пространственное мышление, при обучении в школе могут испытывать трудности.
Публикация «Лего-конструирование, как способ развития пространственного мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
Основы пространственного мышления, такие как, представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве, закладываются еще в дошкольном возрасте, связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства : размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т. п.
Старший дошкольный возраст — период становления познавательной деятельности и активного развития. Детям в этом возрасте для полноценного развития необходимо всестороннее развитие, им уже недостаточно простой деятельности совместно с взрослым, они стремятся к самостоятельному исследованию мира. ФГОС ДОО направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Наблюдая за детьми в своей группе, я пришла к выводу, что работа с лего интересна и нужна не только детям, но и мне как педагогу, так как это помогает детям в развитии образного и пространственного мышления. Используя лего - конструирование реализуются множество педагогических и образовательных задач, так как этот процесс очень увлекает детей, создает благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Применяя в своей работе лего - технологию, я стимулирую детское творчество, обучаю моделированию по чертежу, а так же собственному замыслу, формирую умение самостоятельно решать технические задачи, а так же формирую знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого.
Лего – технологию с легкостью можно применять в любой деятельности с детьми:
• Дидактические игры: «Найди деталь, как у меня», «Построй с закрытыми глазами», «Найди такую же постройку, как на карточке», «Разложи по цвету», «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей);
• Сюжетно – ролевые игры: строительство СТО, кораблей, различных зданий и построек, для дальнейшего объигрывания;
• Игры – театрализации: строятся различные декорации, сказочные герои, персонажи, для постановки мини – спектаклей;
• Работа по образцу: дети выполняют работу по показу взрослого, разбирая и рассматривая, как выполнена данная работа;
• Работа по карточкам: дети самостоятельно выполняют работу по любой карточке,
• Работа по замыслу: проводится работа, по самостоятельному замыслу детей, в данном виде деятельности закрепляются все знания и навыки по лего – конструированию.
Работа проводится как индивидуально, так и группой детей, что позволяет раскрыться детям, проявить свою фантазию, творчество. Для удобства в работе, я создала картотеку схем для лего – конструирования, которую мы с детьми регулярно пополняем.
Также в нашей группе проходят:
• выставки в виде презентации готовых работ для детей нашей группы;
• соревнования: выбираются участники соревнующихся команд, выбирается тема постройки и сама постройка.
Таким образом, применение лего - технологии помогает детям раскрыться, взаимодействовать друг с другом, развивает общение. Появляется взаимовыручка среди детского коллектива. Применение лего - конструирования в своей работе создало условия для формирования пространственного мышления, развития креативных способностей у дошкольников, развития творческого конструкторского мышления, являющееся одним из компонентов развития пространственного мышления.
1. А. А. Варнакова, психолог Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-doshkolnikov.html Мозгиус - журнал о головном мозге.
2. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
4. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/ Федеральные государственные образовательные стандарты: https://mon.gov.ru/pro/fgos/