Приложение МААМ

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа»

Елена Слепцова
Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические разработки:

«Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа»

В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Публикация «Проект „Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа“» размещена в разделах

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: Сказки, песни, легенды, сказания – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальный,так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта,самосознания нации,а также выражением нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях, слушая,произведения устного творчества,знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни,о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, рек и др. Знакомим с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество,ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное,понятное повествование,где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами. Одной из важнейших задач,стоящих перед нашим обществом в настоящее время,является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить,не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества. Легенды, сказания исторические рассказы – распространенный среди якутов фольклорный жанр. Это живой массовый жанр, отличный от других жанров устного поэтического творчества. Первым легенды и сказания жителей Верхоянского улуса начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывавший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70-е годы 19 века.

Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе легенд и сказаний Верхоянского района для приобщения детей к культуре своего народа.

Задачи:

1. Расширять представления детей о многообразии произведений устного творчества.

2. Пробудить интерес к культуре своего народа.

3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

4. Формировать у детей положительную отзывчивость.

5. Развивать творчество, фантазию, наблюдательность,воображение.

6. Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании,лепке, аппликации.

Предварительная работа:

1. Записать легенды и сказания старожилов Верхоянского улуса.

2. Разработать сценарии «Уьуйээн киэьэтэ» для приобщения детей к культуре своего народа

3. Составить сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа

4. Создать по легенде мультипликационный фильм.

Методологической основой проекта являются исследования Серошевского В. Л «Якуты»; исследования Худякова И. А «Краткое описание Верхоянского округа» ; Иванова М. С-Багдарыына Сулбэ;Эргисэ Г. У. «Саха былыргы сэьэннэрэ уонна кэпсээннэрэ»; Ксенофонтова Г. В. «Эллайада» о фольклоре якутов ;работа Волкова Г. Г. о педагогике любви.

Новизна исследования: составлен сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, создан мультипликационный фильм.

Практическая значимость: возможность применения воспитателями сборника легенд и сказаний Верхоянского улуса и сценария развлечения, показ мультипликационного фильма в дошкольном образовательном учреждении.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком. Как видно из вышеизложенного, в легендах и сказаниях интерпретированы основные вехи ранней истории якутского народа. В их сюжетах и образах мы находим элементы раннего представления человека об окружающем мире, этические нормы поведения и житейские правила. Эти жанры якутского фольклора в наше время уже не функционируют в «чистом виде». Легенды и предания, в которых образной и яркой форме отражены различные факты и события из жизни народа, бытуют самостоятельно. И все они обретают новую жизнь в литературе и искусстве.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки др. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Со слов сторожил г. Верхоянска собрала легенды и сказания, в сборник вошли пятнадцать легенд и сказаний : о добре, о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Актуальность проекта :

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Основные принципы работы по приобщению дошкольников к культуре своего народа :

• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников осуществляется через различные виды деятельности воспитательно–образовательного процесса. • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

• Знакомить детей с легендами и сказаниями включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа.

• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

Детей ознакамливаю с легендами и сказаниями в фольклорном кружке: «Дьэ, эрэ ноо!». В том числе, течении года были проведены следующие мероприятия: развлечение «Уhуйээн киэьэтэ», был создан мною по легенде «Куустээх Аапый» мультипликационный фильм.

Такие развлечения и вечера становятся прекрасным зрелищем, которые надолго остаются в памяти детей. Любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его языку и искусству, чувство гордости и восхищения творческим гением и мудростью народных масс – все это имеет огромное эстетическое влияние, объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.

Итак, знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщится к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

Выдающийся этнопедагог Г. Н. Волков писал: «Золотое правило нравственности гласит:

«Без памяти (исторической) – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа как исторической личности»

Это правило требует детальной расшифровки в будущем: культура и воспитание – в центре, тем более есть культура воспитания, которая дает выход к традициям – традиционная культура воспитания. Что же касается личности, то она и результат воспитания.

Одним из истоков развития детской литературы в Якутии явилось богатое устное народное творчество. С незапамятных времен героической эпос – Олонхо, народные предания и легенды, песни, сказки являлись для якутских детей источником знаний о прошлом и настоящем своего народа, учебником родного языка. Ясная образная форма произведений фольклора, наличие гуманистических и благородных идей делали их доступными и понятными детям с самого раннего возраста.

И потому не случайно, что первыми якутскими писателями активно используется все богатство родного фольклора, который выступает своеобразной школой мастерства для начинающих, подсказывая сюжеты и тематику первых произведений для детей. В результате на начальном этапе развития якутской детской литературы наблюдаются характерные для фольклора художественные формы, словесно – изобразительные средства и сюжеты фольклора, а также прямая обработка произведений фольклора.

Однако устное народное творчество не было единственным источником зарождения детской литературы. Как известно, устное народное творчество у центральных, южных и северных якутов различно. Это зависит от мест обитания, условий проживания, занятия населения, показывает различия в освоении территорий проживания.

Первым легенды и сказания жителей Верхоянского района начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70 годы 19 века. В 1923 – 1924 годах 20 века в этих краях побывала этнографическая экспедиция под руководством известного ученого – фольклориста Г. В. Ксенофонтова. Затем в 40- годах сюда специально приезжал известный фольклорист А. А. Саввин и собрал богатейший материал, но к сожалению, опубликованы не были. Только в изданной в 1960 г книги Г. У. Эргиса «Саха былыргыы сэьээннэрэ уонна кэпсээннэрэ» были напечатаны несколько легенд и сказаний старожилов Верхоянского района записанных в то время. Дело продолжают работники районного управления культуры под руководством начальника управления Стручкова В. П. Их первая книга под названием «Уьуйээннэр» вышла в п. Батагай в 2006 году.

В краткой литературной энциклопедии говорится: «Фантастика легенды возникает на почве социально – утопических или религиозных стремлений народа и связано с попытками объяснить явления природы и общественная жизнь. Хотя многие легенды отличаются высокими поэтическими достоинствами, на первое место обычно выдвигается их познавательная или нравственная функция. Поэтому бытования легенды всегда обусловлено определенным кругом космологических, географических, социально-политических и других представлений. Текст фольклорной легенды отличается неустойчивостью и может быть сюжетно завершенным или отрывочным, эпизодическим».

Остроумны, поучительны, полны художественных находок и, снести восприятия мира и сказки и легенды Верхоянского улуса. В произведениях наблюдаются стремление к более глубокому проникновению в психологию людей, к художественной простоте, отвечающей эстетическому вкусу читателей.

Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях. Слушая, произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки и. т. д. Знакомимся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений.

Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное, понятное повествование, где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества.

Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным,эстетическим.

Таким образом, у каждого народа свои сказки,легенды и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями,мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа,богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Список использованной литературы:

1. Ксенофонтов Семен – Эргис (Г. У. Гермогенов) А. М. Лобок «Алмазная земля педагогики олонхо» 2007 год. «Писатели земли олонхо».

2. «История Якутии в лицах» 2001 год. В. Пестеров «Бичик», «Земля олонхо» Е. П. Чехордуна.

3. Сергей Вас. – Борогонскай, Саха сур оголоро «Эрчимэн Бэргэн»

4. Константин Туйаарыскай «Быраа – баадьай»

5. Е. П. Чехордуна «Мин дойдум олонхо дойдута»

6. «Олонхо эйгэтэ» Чехордуна Е. П

7. «О5о иитиитигэр норуот фольклорун туьаныы» А. Д. Слепцова 1992

8. 1990 с. «Саха фольклорун д-с о5олоругар билиьиннэрии программата» (методический ыйыылаах комо материаллаах) Татаринова Х. К., Иванова,

9. Саха фольклора «Хрестоматия» 1986с. Дмитриев П. Н, Попов Г. В

10. О. А. Соломенникова «Радость творчества».

Публикации по теме:

Консультация «Формирование положительного отношения детей к природе Верхоянского улуса через природоведческие праздники» Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Верхоянский детский сад №1» Формирование положительного отношения детей к.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Использование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народаИспользование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народа Здравствуйте, уважаемые коллеги. В конце лета, я участвовала в педагогической Августовской конференции. Хочу поделиться с вами опытом работы.

Кружковая работа как одна из форм приобщения детей к музыкальной культуре Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделится с опытом работы кружковой работы в средней группе "Бубенчики". Кружок "Бубенчики".

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре. Казакова Наталья Николаевна Воспитатель.

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья» Федорцовой.

Проект «Приобщения дошкольников к русской народной культуре» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 «Незабудка» Образовательный проект «Приобщение.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Тема доклада: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель: Актуализировать представления родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 06:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Слепцова (УИ 1345823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД