Попова Анна Семеновна
Конспект музыкального занятия «Классическая музыка и эвенкийская легенда «Почему у глухаря глаза красные»
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное образовательное учреждение детский сад «Золотиночка» с. Иенгра
Детский сад «Золотиночка» был образован в 1951 году.
Сегодня данное дошкольное учреждение – это центр возрождения языка и этнической культуры эвенков Юга Якутии.
Одной из основных целей деятельности детского сада является воспитание духовно богатой и высоконравственной личности ребенка дошкольного возраста. Через родной язык и культуру эвенкийского народа педагогический коллектив формирует в детях основы этнокультурного самосознания, развивает в них уважительное отношение к традициям, обычаям и культуре других народов, проживающих на территории села Иенгра.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Классическая музыка и эвенкийская легенда „Почему у глухаря глаза красные“» размещена в разделах
Легенда «Почему у глухаря глаза красные»
(Интегрированное музыкальное занятие «Классическая музыка и эвенкийская легенда»)
Подготовительная группа
Программное содержание:
Цель занятия : формирование эмоционального отклика на основе знакомства с народной легендой при восприятии классической музыки.
Задачи:
1. Познакомить детей с легендой эвенков Южной Якутиипри в сопровождении с классической музыки Н. А. Римского- Корсакова, Камиля Сен-Санса и Людвига ван Бетховена.
2. Развивать мышление, фантазию, слух и музыкальную память у дошкольников подготовительной группы.
3. Обогащать музыкальное впечатление детей и учить понимать характер музыки.
4. Воспитывать уважительное отношение к национальной культуре эвенкийского народа и прививать экологическую культуру дошкольников.
Подготовка
Оформлено панно на тему природы, Импровизированный лес и стойбище оленеводов устанавливается палатка, реквизиты быта таежников – эвенков (костер, чайник, олени (игрушки, сделанные из тальника, сидит старушка- эвенкийка; выставка книг, посвященная эвенкам, эвенкийским легендам.
Понадобятся:
1. Компьютер, экран, проектор для презентации.
2. Аудиозаписи произведений П. И. Чайковского Н. А. Римского-Корсакова, Камиля Сен-Санса и Людвига ван Бетховена
Ход занятия
1 часть занятия :
Дети подготовительной группы входят в зал, здороваются с гостями на эвенкийском языке : «Доробо, матал». (здравствуйте, друзья)
Педагог: Ребята, сегодня мы на музыкальном занятии с вами отправимся в лес, в гости к хозяйке тайги. Здесь мы с вами узнаем и услышим, как живет лес в эту весеннюю пору, услышим музыку леса : голоса птиц, шелест травы, шум ветра и реки. Давайте вспомним, какое произведение П. И. Чайковского хорошо передает настроение весеннего леса?
Дети отвечают. («Песнь жаворонка»).
А прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие, вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
Правильно, дети, в лесу надо вести себя очень тихо. Нельзя здесь кричать, сорить, ломать ветки деревьев, ведь лес любит тишину. Любой хруст ветки может спугнуть птицу, высиживающую птенцов, вспугнуть зайчонка, сидящего под кустом.
Давайте с вами отправимся в лес и не будем забывать об этом.
(Дети отправляются в лес).
Дети идут по лесу, подходят к ветке, где сидит
маленькая птица: «Давайте послушаем музыку».
(Включена грамзапись произведения Чайковского «Песнь жаворонка». Дети подходят к ручейку слушают его журчание, шум ветра).
2 часть занятия :
Из палатки выходит хозяйка леса, здоровается с детьми.
Хозяйка: «Здравствуйте, мои дорогие гости, я рада, что вы пришли ко мне в гости. А как вы шли, мне рассказал мой старый давний друг Старый глухарь. Я так долго живу на земле, что даже научилась понимать язык зверей и птиц. А теперь я вам хочу рассказать старую легенду, которую мне поведал мой друг глухарь. Слушайте внимательно.
Слушание
Легенда
«Почему у глухаря глаза красные»
Давным – давно это было. Когда на Земле был рай, все птицы жили в дружбе и согласии. Крепкая дружба связала между собой глухарей и лебедей.
Но однажды на Землю подул сильный ветер и принес с собой снег и морозы. Птицы начали мерзнуть. Тогда Бог сказал: «Лебеди улетят в теплые страны, потому что они очень нежные и не выдержат лютых морозов. Глухари останутся зимовать на Севере. Я им дам силу, здоровый дух. Все это поможет пережить северную стужу».
Услышав эти слова, Глухарь очень сильно затосковал. День и ночь он плакал: ему не хотелось расставаться со своими друзьями – лебедями.
Он долго плакал, от слез у него покраснели веки. Увидев глухаря, лебеди жалели его, и каждый на память подарил ему по белому перышку.
С тех пор у Глухаря красные глаза, а под крылом всегда белые перышки – подарок друзей, улетавших на юг.
Долго смотрел глухарь на небо, пока не скрылся за горизонтом лебединый клин.
А с началом весны Глухарь начинал токовать и ждать своих друзей.
Хозяйка: Понравилась вам легенда? (ответы детей). А я даже знаю, что люди тоже сочиняли музыку под свое настроение.
И хочу предложить вам послушать эти произведения. А вы сами должны определить, какое настроение передает музыка.
Дети слушают произведения:
«Шутка» – Бетховена, «Море» – Римского-Корсакова, «Лебедь»- Сен-Санса.
Хозяйка: И у легенды тоже есть разное настроение. Предлагаю определить, какое из этих музыкальных произведений можно отнести к содержанию каждой части легенды.
Первую часть легенды я назвала «Рай на земле». Как вы думаете, почему? (она очень веселая, потому что птицам было очень весело)
Какое музыкальное произведение подходит по настроению к этой части? (Ответы детей).
Вторая часть легенды «Снег и ветер»
Как меняется настроение?
Как вы думаете, какое произведение мы можем соотнести с этой частью? (Ответы детей).
Третья часть «Лебеди улетают»
Какое произведение мы можем сравнить с этой частью? (Ответы детей).
Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. А сейчас я вам предлагаю поиграть со мной игру.
Игра «Глухари и охотники»
Хозяйка: «А теперь вам нужно отправляться обратно. Желаю вам всего хорошего».
Дети прощаются с Хозяйкой тайги и уходят.
Музыкальный руководитель : «Дети, понравилось вам в лесу? Что нового мы с вами услышали и увидели?» (ответы детей).
Мне очень понравились сегодня все ребята.
На следующем занятии мы с вами еще раз прослушаем музыкальные произведения, с которыми нас познакомила хозяйка тайги.
Дети прощаются и уходят из зала.