Галина Красильникова
Конспект занятия «Лед — твердая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Материал: разные по размеру емкости, кораблики, деревянные палочки; таз с водой, глобус, картинки с изображением айсбергами, куски льда различного размера, ванна с водой.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.
Публикация «Конспект занятия „Лед — твердая вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
Ход занятия:
Упражнение «Море» .
-Давайте закроем глаза и представим,что мы находимся на берегу моря. Волны набегают на берег, будто хотят с нами поговорить.
Ребята,к нам в гости приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла.
(конверт с загадкой)
Рыбам зиму жить тепло,
крыша-толстое стекло.
О чем эта загадка?
Правильно,ребята, «крыша-толстое стекло»-это лед на реке. Сегодня мы поговорим о свойствах льда.
Как можно получить лед?- Заморозить в холодильнике.
Я заморозила и принесла вам лед. Возьмите лед и постучите им об стол. Какой лед?-Твердый. А теперь посмотрите сквозь лед на золотую рыбку. Видите ее? Почему?-Лед прозрачный. Итак, лед прозрачный и твердый.
Почему лед сравнивают со стеклом? -Прозрачный, похож на стекло.
А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.
Ребята, я несла в садик бусы и уронила в воду. А Дед Мороз заморозил их и попали бусинки в плен. Что же делать? Как освободить бусинки из ледяного плена?
(ответы детей)
-погреть в руках
-положить на батарею
-сверлом
-ножом
-в теплую воду
Опыт 1 -Ставим блюдце с замороженными бусами на батарею.
Ребята, а в каких сказках нам встречаются необычные дома?- «Заюшкина избушка»,»Снежная королева». Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем был хорош домик лисы зимой?- Был ледяной, не мог растаять. А чем оказался плох,когда пришла весна?-Он растаял.
Ребята, а когда растает лед, что получится?-Вода.
Процесс превращения твердого льда в жидкость (воду) называется таянием.
Имеет ли форму вода?-Нет.
А лед имеет форму?-Да.
Опыт 2 –У каждого из вас разные кусочки льда по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.
Меняет ли форму лед?- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили. Лед можно брать руками и перекладывать с места на место.
А воду можно брать рукой?
Опыт 3- Берем воду руками и переносим в другую емкость.
Что такое лед?- Лед –это вода, только в твердом состоянии.
Физминутка.
Наши руки замерзли, давайте их разогреем:
Вверх ладошки! Хлоп -хлоп
по коленкам –шлеп –шлеп
по плечам теперь похлопай
по бокам себя похлопай
Можем хлопнуть за спиной
хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
и крест –накрест руки сложим.
Как вы думаете, где на Земле больше всего льда?- Правильно на Северном полюсе, в Арктике. А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире - ледник Ламберта (показать на глобусе). Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктида - это царство льда и снега.
Слышали ли вы что –нибудь об айсбергах? - Айсберги –это огромные горы льда, которые откололись от ледников и течением их унесло в море. Как вы думаете,что происходит с этими кусками льда –они плавают или тонут? Давайте проверим.
Опыт 4 - опустить лед в воду.
Что происходит? -Лед не тонет. Лед не тонет, потому что он легче воды. а воды в океане больше чем айсбергов (показ картинок).
Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 10-12 лет, постепенно тают, дробясь на мелкие части.
Как вы думаете, опасны айсберги? Для кого? Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Столкнувшись с айсбергом корабль может затонуть; как затонул теплоход «Титаник», тогда погибло много людей. С тех пор за движением айсбергов следит Международный ледниковый патруль и предупреждает корабли об опасности.
А вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие? Вы все будите капитанами своих кораблей.
Игра «Арктическое путешествие»
А теперь давайте посмотрим,что произошло со льдом. который мы поставили на батарею. - Лед растаял и освободил бусы из плена.
Ребята, давайте вспомним какими свойствами обладает лед?
Что такое айсберг?
Опасны ли айсберги для кораблей?
Как называется процесс превращения льда в жидкость?
Давайте попрощаемся с золотой рыбкой, пусть плывет она к себе домой.