Инна Слотина
КВН для педагогов «Умение общаться — в счастье купаться»
▼ Скачать + Заказать документы
КВН «Умение общаться - в счастье купаться».
Слотина И. В.
Цель: закрепить знания участников игры об особенностях общения с ребенком, упражнять в понимании психических состояний детей, умении целесообразно выражать свое отношение к ним с помощью вербальных и невербальных средств общения. Развивать творческие способности и любовь к профессии.
Публикация «КВН для педагогов „Умение общаться — в счастье купаться“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться». Дошкольный возраст это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающей действительности. Они познают окружающий мир природы, человеческие отношения. Это познание способствует формированию потребности в общении, поскольку именно речь сопровождает все виды детской деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение. Эти действия и умения общения важны для ребенка в школе. Задача детского сада – сформировать коммуникативные навыки детей при подготовке их к школе, научить полноценно общаться.
Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка; взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера; это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом.
Общение педагогическое – воздействие на ребёнка с помощью коммуникативных средств, направленных на обеспечение эффективности обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового благоприятного микроклимата в группе.
К средствам общения относятся:
1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка, если я говорю слово «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация - эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты - как средства общения могут быть как об, т. е. иметь закрепленные за ними значения экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние - на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Наш КВН посвящен сложнейшей и очень актуальной теме – общению взрослого с ребенком.
КВН – заседание нашего клуба
К – клуб
В – влюбленных в педагогическую деятельность и
Н – надеющихся, что со временем, и не без нашего участия, мир станет лучше и добрее, и взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания.
А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, учиться общению, проверять свои мысли, догадки.
1 конкурс. «Приветствие».
По русскому обычаю положено друг друга приветствовать, представить себя. Но так, чтобы все догадались, чем вы занимаетесь. Это может быть песня, стихотворение, афоризмы, рисунок, рассказ.
2 конкурс «Разминка».
• Средство общения. (Язык)
• партнер в диалоге. (Собеседник)
• Какой воспитатель может развить творчество у ребенка. (Творческий)
• Что такое «психология»? (Наука о душе)
• Пушкинское дубовое украшение. (Цепь)
• Речь одного человека. (Монолог)
• Свободное от работы время. (Досуг)
• Способность мыслить и действовать самостоятельно. (Самостоятельность)
• Привыкание организма к новым условиям. (Адаптация)
• Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовность)
3 конкурс «Психологический кроссворд»
(на решение кроссворда дается 10 – 15 минут)
По горизонтали: 1. Человек, как продукт общественно – исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества.
2. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией организма к новым условиям.
4. Автоматизированный способ выполнения действия.
5. Целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей. 6. Метод психологического исследования, основанный на вопросах и ответах.
7. Активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее.
8. Побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
По вертикали:
9. Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств.
10. Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
11. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
12. Неосознанное подчинение воздействию.
13. Закономерно возникающий ответ организма на раздражение.
Ответы: (1 – личность, 2 – общение, 3 – адаптация, 4 – навык, 5 – воспитание, 6 - беседа, 7 – деятельность. 8 – стимул, 9 – тест, 10 – социализация, 11 – мотив, 12 – внушаемость, 13 – рефлекс).
4 конкурс «Решение педагогических ситуаций»
Оценивается полнота и логичность ответов.
Ситуация для первой команды
Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет, что девочка очень любит помогать взрослым.
- Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей.
- Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать.
Прокомментируйте ситуацию.
Что вы посоветуете маме?
Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность. Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда.
Ситуация для второй команды
В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:
- Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.
- А вы пробовали его учить?
- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.
Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.
Права ли мама Димы?
Что вы посоветуете маме этого мальчика?
Ответ: качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.
Ситуация для третьей команды
Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».
В чем причина такого ответа ребенка?
Что бы вы посоветовали маме Сережи?
5 конкурс. «Как наше слово отзовется»
Командам предлагается прочитать один и тот же текст разными способами:
(как робот, со скоростью улитки, с пулеметной скоростью, как будто вы сильно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как 5-летняя девочка).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
6 конкурс. «Подарок»
Слова в наш век истерты до предела.
С их помощью чего там говорить
И черное несложно сделать белым,
И белое нетрудно очернить,
И синее продать за голубое,
И красное краснеть заставить вновь.
Где взять слова, что нам нужны с тобою?
Постой, постой…. В глазах ищи ответ….
Существуют прекрасные невербальные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике? Проверим…. Попытаемся….
Для этого конкурса приглашаются по 2 -3 участника от каждой команды, каждый из вас по очереди сделает подарок противоположной команде. Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.
(Подарочный сертификат, путёвка, верёвочная лестница, самовар, секундомер, бронежилет.)
7 конкурс «Размышлялка»
Еще одно практическое задание, оно натолкнет вас на размышление о том, как выбранный вами стиль взаимоотношений с детьми, может повлиять на развитие положительных или отрицательных качеств личности ребенка.
С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией) :
1. Если ребенка критикуют, он учиться. 1 терпению
2. Если к ребенку относятся враждебно, он учиться… 2 уверенности в себе
3. Если ребенка высмеивают, он учиться… 3 чувствовать себя виноватым
4. Если ребенка стыдят, он учиться… 4 благодарности
5. Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться. 5 драться
6. Если ребенка поощрять, он учиться… 6 доверять
7. Если ребенка хвалят, он учиться… 7 обвинять
8. Если к ребенку относятся честно, он учится… 8быть застенчивым
9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться… 9 любить себя
10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться… 10 справедливости
Ответы: (1 - 7 обвинять; 2 - 5 драться; 3 - 8 быть застенчивым; 4 -3 чувствовать себя виноватым; 5 - 1 терпению; 6 - 2 уверенности в себе; 7 - 4 благодарности; 8 - 10 справедливости; 9 - 6 доверять; 10 - 9 любить себя.)
Пока жюри подводит итоги, проводится упражнение
" Какие мы хорошие"
Участникам раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с детьми. Далее сердечки приклеивается на ватман. Зачитываются все качества.