Ирина Масакова
Сценарий квест-ярмарки «В поисках Петрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
В поисках Петрушки
Цель: Приобщение детско-родительской аудитории к культурному наследию своей страны посредством квест-игровой технологии
Задачи:
– формировать интерес к обычаям и традициям русского народа;
– совершенствовать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
– создать условия для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
– обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
Публикация «Сценарий квест-ярмарки „В поисках Петрушки“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Предварительная работа: с детьми предварительно разучиваются коммуникативные танцы на народную музыку (по выбору, шутки-прибаутки (рус. нар. «Патока с имбирём», а также характерные танцы («Чашки с Самоваром», «Матрёшки», «Танец Скоморохов», «Кадриль» и др. по выбору)
Действующие лица: Ведущие: Скоморохи (воспитатели); Продавцы: Пекарь, Продавец музыкальных инструментов, Продавец игрушек, Продавец головных уборов и украшений, Петрушка (родители воспитанников); Дети: Цыган с Медведем, Матрёшки, Скоморохи, Красны-девицы в кокошниках
Атрибуты: Сундук в народном стиле; записка от Петрушки; Ярко оформленные лавки – Лавка пекаря с бутафорской выпечкой, Лавка шумовых музыкальных инструментов, Лавка нарядов и головных уборов, Лавка народных игрушек; Картинка карусели, разрезанная на пять частей; Карусель, сделанная из длинных ленточек и деревянного стержня
Костюмы: Для взрослых: Петрушка, Скоморохи (два); Медведь, Цыган, Лавочник, Пекарь, Музыкант, Продавец игрушек, Продавец головных уборов и нарядов; Для детей: Русские народные костюмы для мальчиков и девочек, костюмы Чашек, Матрёшек, Скоморохов
Ход мероприятия:
В групповой комнате стоит сундук. Фонограмма звона бубенцов
Педагог: Ребята, послушайте, откуда раздаётся этот звон? (Дети находят, что из сундука). И сундук здесь откуда-то появился…Раньше его здесь не было, не правда ли? (Дети отвечают). Давайте откроем сундук и посмотрим, что же там звенит.
Воспитатель открывает сундук, обнаруживает письмо и читает.
Педагог (читает письмо) :
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я-игрушка, я-проказник,
И зову вас всех на праздник!
Будет музыка, веселье,
Сувениры угощенье!
В общем, жду, я вас, друзья,
Мне без вас никак нельзя!
Дети, кто же вас приглашает на праздник?
Дети высказывают предположения; воспитатель переворачивает письмо, видит ребус.
Педагог: Смотрите, здесь зашифрована какая-то загадка-наверное, имя того, кто нас пригласил. Давайте попробуем отгадать! (Показывает на картинке овощ-петрушка и загадывает загадку) :
Я не овощ, а игрушка,
И зовут меня (Петрушка).
Дети отгадывают имя пригласившего их на праздник
Педагог: А на какой же праздник пригласил нас Петрушка? (Дети высказывают предположения; если правильно-раздаётся звон бубенцов, либо загадать загадку-подсказку) :
Гляньте налево-лавки с товаром!
Гляньте направо-веселье даром!
Музыка, пляски, цыган и медведь…
Что же за праздник-поняли ведь?
( Дети отгадывают: ярмарка).
Конечно, Петрушка пригласил нас на весеннюю ярмарку! (Из сундука снова раздаётся звон). Ну, вот-снова бубенцы звенят. Это Петрушка так нам сообщает, что мы отгадали его загадки. Только где же он сам?
Дети пытаются догадаться-раз звенит из сундука, значит Петрушка там. Воспитатель вынимает всё из сундука, но Петрушки не обнаруживает.
Педагог: Дети, значит Петрушку будем искать на ярмарке!
Дети переодеваются в костюмы и проходят в музыкальный зал. Ведущие (Скоморохи) входят и приглашают детей на ярмарку.
1-й Скоморох: Собирайся, народ!
Всех нас ярмарка зовёт!
2-й Скоморох : Заходите-не пожалеете,
Коли время имеете!
1-й Скоморох: Будут шутки, будет смех…
1-й и 2-й вместе: Этот праздник – лучше всех
Под весёлую музыку дети проходят в зал, где развёрнута ярмарка (лавки, столы и др.). Скоморохи предлагают детям «других посмотреть и себя показать» – обойти ярмарку, рассмотреть товары. Дети гуляют по залу. Общий коммуникативный танец детей со Скоморохами. Музыка –русская народная, по выбору. После общего танца диалог детей со Скоморохами.
1-й Скоморох: Я не вижу, где Петрушка, который всех пригласил на ярмарку. А вы не видели Петрушку? Значит, его обязательно нужно найти! А то какая же ярмарка без Петрушки? Давайте обойдём все ларьки и лавки, поищем его. Наверное, он заглянул в пекарню, ведь Петрушка – такой сладкоежка!
Дети подходят к лавке Пекаря
Продавец (в костюме Пекаря) :
Уважаемая публика!
Покупайте у нас бублики,
Пирожки, ватрушки, сладкие пампушки!
2-й Скоморох: Пекарь, скажи, пожалуйста, где Петруша. Не в твоей ли лавке лакомится сладостями?
Продавец: Был здесь Петрушка, только уже ушёл.
2-й Скоморох: А куда он ушёл?
Продавец: Не скажу… Вот купите мои товары, тогда и дам подсказку…
2-й Скоморох: А сколько стоят твои товары?
Продавец: Продаю не за деньги, а за выдумку, за веселье – всем на удивленье! Чем меня порадуете?
Скоморох предлагает детям исполнить прибаутку про калачи («Патока с имбирём» – исполняется с движениями). Скоморох спрашивает детей, знают ли они, что такое «калач». Дети отвечают. Продавец рассказывает, показывает булку-кала, передаёт калачи Скомороху – за то, что дети его повеселили.
1-й Скоморох (пробует) : Какие вкусные булочки-калачи! Только их нужно есть с чаем! А нет ли у тебя самовара?
Продавец: Конечно, есть! И чашечки найдутся!
1-й Скоморох: Ну, тогда и мы покажем свой танец-сюрприз.
Исполняется «Танец с Самоваром» (описание и ноты – см. в программе «Ритмическая мозаика -5», 2022., фонограмма – джаз-ансамбль «Балалайка», «Тульский самовар»).
1-й Скоморох: Спасибо за угощение! А нам бы ещё узнать про Петрушку…
Продавец: Ах, чуть не забыл! Вот вам подсказка, где его искать (подаёт какую-то часть картинки карусели)
1-й Скоморох: Что это! Не пойму!
Продавец:Это подсказка! Соберёте ещё похожие – и поймёте. (Закрывает лавку)
1-й Скоморох: Дети, пойдёмте искать Петрушку в следующую лавку. Как выдумаете, что ещё любит делать наш Петрушка? (Дети отвечают). Да, Петрушка любит веселиться, любит играть на музыкальных инструментах. Наверное, он сейчас в лавке, где продают музыкальные инструменты. Поспешим туда!
Фонограмма весёлой музыки («Русская народная заводная»). Дети подходят к лавке с музыкальными инструментами.
Продавец:
Бубны, ложки, балалайки,
Подходите, выбирайте!
Будет музыка, веселье –
Всем гостям на удивленье.
Диалог Скомороха с продавцом (свободный текст). Продавец продаёт инструменты за отгадки на загадки о музыкальных инструментах.
Продавец (загадывает детям загадки) :
–За обедом суп едят,
К вечеру заговорят
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких… (Ложках)
– Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит весёлый звон.
Что звенит? (Металлофон)
–Сверху кожа, снизу – тоже,
Бъют его, а он гремит
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Или:
– Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый (Барабан).
–Хоть и сделаны из меди,
С барабаном мы – соседи.
Нужно только руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их– не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают (Тарелки)
– Он похож на погремушку,
Только это – не игрушка! (Маракас)
– Деревяные ладошки,
А звучат, как будто ложки.
Ну-ка, дайте мне ответы,
Что же это? (Кастаньеты).
– Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется (Свирель).
Дети отгадывают загадки (по выбору педагога, получают инструменты-отгадки. Шумовой оркестр исполняет народную мелодию (по выбору). Скоморох дирижирует; после выступления оркестра обращается к продавцу.
2-й Скоморох: А Петрушка здесь случайно не проходил? Мы его ищем!
Продавец: Да, конечно, не только проходил, но ещё и купил у меня бубенцы! Только куда он пошёл – не видел. Могу только дать подсказку… (Подаёт часть картинки карусели)
2-й Скоморох: (рассматривает деталь вместе с детьми). Что же это? Не понятно. Ну, тогда пойдём дальше! Наверное, наш Петрушка решил принарядиться. Поспешим к лавке с нарядами и украшениями!
Фонограмма весёлой музыки («Русская народная заводная»).
Дети подходят к новой лавке.
Продавец:
Тары-бары-растабары,
У нас – Лучшие товары!
Шёлк, парча, кому, что надо,
Только лучшие наряды!
На платочки посмотрите,
Обязательно купите.
Лучше этих не найдёте,
Хоть полмира обойдёте!
Дети любуются, примеряют головные уборы. Смотрят, что подходит к их нарядам.
2-й Скоморох:
Какие вы нарядные!
Выходите поплясать,
Чтоб наряды показать!
Исполняется танец (по выбору, например, хоровод на мелодию «Светит месяц», описание в программе «Ритмическая мозаика-5», (фонограмма «Светит месяц», Фр. Гойя). Продавец хвалит детей, дарит им головные уборы. Скоморох спрашивает о Петрушке; Продавец, как и ранее, говорит, что Петрушка заходил в его лавку, купил у него новый платок, но поспешил дальше; подаёт детям подсказку – часть картинки с изображением карусели.
1-й Скоморох:
Дети, поспешим к следующей лавке!
Звучит фонограмма танца «Барыня», раздаются крики: «Пропустите, пропустите»
1-й Скоморох: Дети, отойдём, кто-то сюда идёт! Может быть, наш Петрушка? (Дети Отвечают по-разному – «Да» или «Нет»).
Выходит Цыган (фонограмма танца «Барыня», выводит на верёвке большого медведя
Цыган:
Расступись, народ честной!
Идёт медведюшка со мной!
1-й Скоморох и дети: Ой, какой большой медведь!
Цыган: А он умеет не только реветь!
(Медведю) Покажи нам, как Дуняша
Входит в круг и лихо пляшет!
Деи окружают Цыгана с Медведем, Медведю дают в лапу платочек; Медведь под народную плясовую мелодию («Барыня») танцует; все хлопают.
1-й Скоморох: А что ещё умеет делать этот учёный медведь?
Цыган: Он ещё играет на балалайке.
Цыган даёт медведю балалайку, от играет (фонограмма «Играй балалайка» дети весело пляшут – импровизация.
1-й Скоморох: Какой замечательный медведь!. Может, он ещё и ведает, где наш Петрушка?
Цыган (пошептавшись с Медведем) : Медведь то знает, только сказать не может. Вот вам подсказка.
Подаёт часть картинки карусели. Скоморох благодарит Цыгана и Медведя, прощаются; затем идут дальше – к следующей лавке (палатке) с народными игрушками.
Продавец игрушек:
Мы ребята озорные,
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовём,
Мы игрушки продаём!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
Продавец рекламирует свой товар – народные игрушки, сувениры: матрёшки, дымковские игрушки и др.
2-й Скоморох: А наши дети и сами мастера. Посмотрите, какие игрушки сделали!
Выходят дети со своими поделками (под музыку – по выбору). Все аплодируют.
Продавец игрушек: Замечательные сувениры! Возьму в свою лавку – пусть все полюбуются вашими поделками. А я подготовил для вас сюрприз: сейчас здесь появятся любимые народные игрушки – Матрёшки!
«Танец Матрёшек» – по выбору (например, «Весёлые матрёшки» Ю. Слонова –фонограмма). Скоморохи хвалят Матрёшек.
Матрё шки: Мы порадовали вас, а теперь очередь наших весёлых братьев – Скоморохов!
Скоморохи, поскорей
Попляшите веселей!
Выходят мальчики-«Скоморохи», исполняют танец «Скоморохов» (описание танца см. программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», 2015. Фонограмма – «Танец Скоморохов. Трепак», П. И. Чайковский). Скоморохи хвалят все игрушки, спрашивают о Петрушке; Продавец подаёт часть картинки карусели. Скоморохи вместе с детьми собирают 5 частей в целую картинку; получается изображение карусели.
2-й Скоморох: А, вот где наш Петрушка!
Он времени не теряет,
На карусели всех катает!
Поспешим туда, где карусель –там наверняка найдём нашего друга – Петрушку.
Входит Петрушка.
Скоморохи 1 и 2-й: Как мы рады тебя видеть, дружок!
Петрушка : И я рад!
Скоморохи: А теперь порадуй всех гостей, порадуй всех детей!
Петрушка предлагает всем прокатиться на карусели. Катание на карусели под фонограмму весёлой музыки (по выбору, например, «Русская народная заводная»). После катания входят Скоморохи с угощениями и подарками для детей.
Литература:
1. Буренина А. И., Янковская А. В. Театрализованные квесты для детей. Сценарии, методика, оформление. Методическое пособие. СПб: АНО дополнительного профессионального образования «Аничков мост» и ООО «Мастерская Ангел», 2022 – 56 с.
2. Буренина А. И. Программа «Ритмическая мозаика», 2015, 2022