Антонина Сеньшинова
Квест-игра «Юные защитники природы»
Квест-игра «Юные защитники природы»
Воспитатели: Сеньшинова А. А., Попова Т. Г.
МАДОУ ЦРР – д/с №2 г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.
Квест-игра «Юные защитники природы»
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
Публикация «Квест-игра „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
1. Образовательные: формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
2. Развивающие: развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки.
3. Воспитательные: воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение энциклопедий, художественных произведений о природе; отгадывание загадок, решение логических задач; рисование природоохранных знаков; дидактические игры экологического содержания.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы – эколята, защитники природы. Я-Ёлочка, я-Тихоня, я – Шалун и Умница (куклы). Нам поступили жалобы от леса, озера, луга о том, что люди не берегут природу, загрязняют ее. Природа нуждается в вашей помощи. Хотели бы вы помочь природе? Но сначала мы хотим убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе, что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя.
Елочка (воспитатель) : Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно, будете громко кричать: «Да», но если неправильно, то вы кричите: «Нет»!
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
- Ну что ж, ребята, видно, что вы знаете, как поступить, чтобы не навредить природе. Тогда наденьте эти зеленые косынки – знак защитников природы и разделитесь на две команды, чтобы удобнее было работать. Теперь нам нужно определить маршрут помощи природе по нашей карте. Первая остановка –
Остановка «Зеленая аптека»
Встречает детей кукла-травница
Кукла-травница:
Лес, как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Я также знаю, что вы на занятии тоже много узнали о лекарственных растениях.
Игра «Узнай целебную траву» (Отгадать загадку и найти картинку-отгадку)
- Люди используют это растения для приготовления щей, салатов, так как в нем много витаминов. Но если сырую траву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычистит раны и заживит. Ещё это растение хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. (крапива)
- Это растение называют зелёным бинтом.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Если разобьёшь коленку, как правильно использовать это растение (сорви его лист, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране) (подорожник)
- Каждый лист разбит на дольки
Посчитайте, долек сколько?
8,10,20,30
Тут легко со счёта сбиться
Цветами этого растения лечат заболевания желудка. Останавливают кровотечение, так же его используют для улучшения аппетита. (тысячелистник)
- Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и
снабжает организм витаминами.
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем. (шиповник)
4.
- Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах. (Мяты)
С ней чай попьешь-
Спокойно - заснешь.
5. - Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
Кукла-травница: а вы знаете, как нужно собирать лекарственные растения?
Давайте повторим правила сбора лекарственных трав:
- Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
- Если не знаешь растения, то его не рви.
- Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать плоды, корневища.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Эколята предлагают оставить на лечебной грядке природоохранные знаки, которые дети рисовали на занятии. («Не жги костер», «Не топчи растения», «Не ломай ветки»)
Травница дарит детям чай с чабрецом и мятой.
Остановка «Цветочная»
Встречает ребят кукла Пчела, которая говорит о том, что все цветы завяли, и пчелам негде собирать цветочный нектар.
Эколята предлагают выяснить, почему завяли цветы. Дети называют условия, необходимые для роста растений (свет есть, тепло тоже есть, земля рыхлая, но сухая). Сделали вывод, что растения необходимо полить.
Берут лейки и поливают клумбу.
Пчела рада помощи и предлагает поиграть в игру
Игра «Садовник»
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели, кроме "…"
(Загадывается загадка о любом цветке из присутсвующих на клумбе).
Дети отгадывают загадку, находят и показывают цветок, который назвал садовник. Игра продолжается, перечисляются все цветы на клумбе.
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка. (Роза)
Над кустами гул стоит,
Здесь для пчё лок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная. (Сирень)
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные. (Георгин)
Много лепесточков острых —
Красных, жёлтых, белых, пёстрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я. (Гвоздика)
И здесь дети оставляют природоохранные знаки («Не топчите цветы», «Не ловите бабочек»)
Ведущая. Ребята, Пчела рада, что вы хорошо знаете цветы, и умеете за нми ухаживать, она угощает вас медом. Спасибо, уважаемая Пчела! Ребята, а мы смотрим по карте, где следующая остановка. Нам надо идти на остановку «Лесная».
Остановка «Лесная»
Елочка-эколенок : вот мы и в лесу. А вы знаете, кто в лесу обитает? Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой… (Лес)
На припеке у пеньков
Много-много стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (Белка)
Этот маленький народ
Никогда не устает.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки. (Муравьи)
Домашней кошечке — сестра,
И так же ласкова, добра.
Но приближаться берегись!
Не любит посторонних (Рысь)
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору,
Ведь работаю в бору. (Лесник)
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в (Лес)
Появляется кукла-Волк
Волк: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что волк считается санитаром леса? Я люблю чистоту и порядок. Но сегодня утром обнаружил в лесу свалку мусора. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас помочь мне. Нужно убрать мусор.
Эстафета «Убери мусор».
Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то, что может быть подразумевать мусор). Добежать, взять мусор и положить в мусорное ведро, и вернуться обратно. До тех пор, пока не кончится мусор.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор.
Дети предлагают поставить знак «Свалка мусора запрещена»
Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести чистоту в лесу. Спасибо вам! Вот вам подарок от лесных жителей (отдает лукошко с орехами).
Остановка «Садово-огородная»
Хозяин здесь - Пугало огородное предлагает проверить, как дети знают части растений.
Игра «Ветки и детки»
Цель: закрепление знаний о растениях и их плодах, листьях, цветах, корнеплодах, семенах.
Каждый ребенок получает картинку с одной частью растения (плоды, цветы и т. д., картинки со второй частью разложены на столе. Дети ищут недостающую им часть растения.
Пугало хвалит детей за правильно выполненное задание и просит рассортировать овощи, фрукты, ягоды.
Эстафета «Посадка».
В корзине вперемешку лежат муляжи овощей, фруктов, ягод. Первая команда выбирает овощи и относит их в зеленый обруч, вторая команда выбирает фрукты и раскладывает их в желтый обруч, третья команда выбирает ягоды и относит их в синий обруч.
Пугало благодарит детей и дарит им корзину с яблоками.
Остановка «Озерная»
Детей встречает Карась. Он говорит, что обитателям водоема стало трудно дышать, потому что вода в водоеме грязная. Просит помочь.
Опыт «Очистка воды»
Дети фильтруют воду через несколько слоев марли. Замечают, что вода стала намного чище.
Карась благодарит детей и дарит им для коллекции красивые ракушки.
Остановка «Песенная радуга»
Елочка: Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и спасли природу! Теперь все эколята приглашают вас на полянку, где мы с вами дадим клятву защитников природы!
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде,
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Исполняется гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Ведущий: Нашу игру хочу закончить словами.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)