Вера Ктиторова
Квест-игра «В стране Живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игра «В стране Живописи»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве, закрепить знания о жанрах живописи. Создание образа зимнего леса.
Задачи:
Образовательная: Уточнять и активизировать словарь по теме «Живопись», обучение детей нетрадиционной технике рисования, формировать художественное мышление. Познакомить с профессией художника-реставратора.
Публикация «Квест-игра „В стране Живописи“» размещена в разделах
Развивающая: Развивать зрительскую культуру, слуховое внимание, логическое и пространственное мышление, мелкую и общую моторику.
Закрепляющая: знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; умение выделять отличительные особенности произведений разных жанров; умение выстраивать ассоциативные связи между определенными деталями и знакомыми картинами.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетический вкус.
Материалы: презентация, иллюстрации картин, пазлы-картина, эмоции-пазлы, листы для гуаши, карточки с изображением правил поведения, пухлые краски, кисточки, мольберты, салфетки, тарелки.
Дидактические игры: «Эмоции», «Составь натюрморт», «Художники-реставраторы».
Ход занятия:
Воспитатель : - Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем детском саду!
-Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Предполагаемые ответы детей
Видео обращение (дети слышают сообщение)
«Внимание! Внимание!
Срочное сообщение для ребят старшей группы № 5
Фея Живописи приглашает вас в гости в свою Страну Живописи. И посылает вам карту, чтобы вы не заблудились.»
(На проекторе появляется ИЗОБРАЖЕНИИ ФЕИ)
Воспитатель:
-Вы готовы отправиться в гости?
Предполагаемые ответы детей:
-Да, да….
(на проекторе ИЗОБРАЖЕНИИ ФЕИ, затем появляется клякса и закрывает изображение)
Видео обращение:
«Ха-ха-ха!
Чтобы освободить ФЕЮ вам придется потрудиться. Выполнить вам нужно трудные задания.
Возможны испытания! ХА-ХА-ХА»
«Клякса»
Воспитатель:
- Ну, что ребята, дорога трудная предстоит, испытания – что будем делать?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель:
-Ну, что постараемся справиться со всеми трудностями, чтобы освободить фею? Что нам поможет?
Предполагаемые ответы детей:
-Дружба, взаимовыручка - поможет преодолеть нам все преграды и трудности. Мы же команда.
Воспитатель:
-Для того чтобы попасть в эту страну нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем.
Живописный мир откроем,
О котором не забудем.
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, звучит песня Г. Гладкова «Картина»)
Воспитатель:
Ребята, вот мы и попали в страну ЖИВОПИСИ, вперед на поиски ФЕИ ЖИВОПИСИ!
ИЩИТЕ БЫСТРЕЕ ПОДСКАЗКИ
НА КАРТЕ РАЗГАДКА ВИДНА
РЕШИТЬ ЭТО БЫСТРО НАМ НАДО!
СКОРЕЕ В ДОРОГУ ДРУЗЬЯ.
-Давайте внимательно посмотрим на карту.
(ИЗУЧАЕМ КАРТУ, ХОДИМ ПО СТРЕЛКАМ-ЦВЕТОВАЯ ГАММА)
ПО КРАСНОЙ СТРЕЛКЕ ПОЙДЕШЬ В ПЕРВЫЙ ЗАЛ ПОПАДЕШЬ
Воспитатель:
- Дети, посмотрите вокруг. Куда мы попали?
Предполагаемые ответы детей:
- В картинную галерею.
Воспитатель:
- Правильно. А что же такое картинная галерея?
Предполагаемые ответы детей:
- Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.
Воспитатель:
-А кто нам может рассказать о картинах русских художников.
Предполагаемые ответы детей:
-Экскурсовод.
Экскурсовод:
-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в картинной галерее, я помогу вам окунуться в мир картин. Правда, картины это не совсем правильно. В нашей галерее висят репродукции картин. А подлинники находятся в музеях, знаменитых картинных галереях - Эрмитаж, Третьяковская галерея.
-Ребята, а как вы думаете, а в нашем городе Мытищи есть музей изобразительного искусства?
Предполагаемые ответы детей:
- Да, КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, там проходят выставки картин русских художников.
Экскурсовод:
-Прежде чем мы отправимся дальше, давайте вспомним с вами правила поведения в галерее.
ИГРА: (Правила поведения в художественной галерее (карточки) + ЗНАКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Экскурсовод: - Ребята, давайте подойдем поближе, рассмотрим картины художников.
(просмотр картин)
Экскурсовод:
-Какие картины вы узнали?
-Что изображено на этой картине?
-О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём - подробно?
-Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?
-А как бы вы могли назвать эту картину?
-Как вы думаете, как художник назвал свою картину?
-Почему он дал такое название?
-Может кто-нибудь из вас знает художника, написавшего эту картину?
-Какие краски использует художник?
Предполагаемые ответы детей:
-А вот эта картина нам не знакома?
Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Эту картину нарисовал художник Иван Иванович Шишкин и называется она «Утро в сосновом лесу». С этой работой связана интересная история: дело в том, что Иван Шишкин нарисовал лесной пейзаж без медвежат. Играющих зверей после окончания картины подрисовал друг художника — Константин Савицкий, поэтому у картины «Утро в сосновом лесу» два автора. Автором такого шедевра мог стать только человек, испытывающий бесконечную любовь к природе, очень хорошо удалось передать некую сказочность и таинственность леса, так что не только играющие медвежата, даже сами деревья начинают казаться живыми.
Экскурсовод: А как еще называют картины?
Предполагаемые ответы детей:
- Произведения живописи.
Экскурсовод:
- Давайте вспомним, что такое живопись?
Предполагаемые ответы детей:
Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Экскурсовод:
- Вот так художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров. Молодцы, ребята вы очень много знаете о живописи.
КЛЯКСА: Ну что ж, с первым заданием вы справились, посмотрим, что будет дальше.
(на изображении феи и кляксы появляется частичка ФЕИ)
ПО ЗЕЛЕНОЙ СТРЕЛКЕ ПОЙДЕШЬ ВО ВТОРОЙ ЗАЛ ПОПАДЕШЬ
НО НЕ ПРОСТО ТУДА ПОПАСТЬ
НАДО ЗАМОК РАСКОЛДОВАТЬ
(Дети с воспитателем с помощью карты проходят во 2-ой зал, звучит тихая музыка, делая по дороге пальчиковую гимнастику)
«Замок» пальчиковая гимнастика
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
-Мы с вами оказались во втором зале страны живописи. Посмотрите внимательно на картину (Даётся время на просмотр)
Экскурсовод:
- Кто изображен на картине?
- Как изображена девочка?
-Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде?
-Как художник рассказал нам в своей картине об этом?
Предполагаемые ответы детей:
- Девочка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, на ней синий сарафан цвета моря и белая кофточка.
Экскурсовод:
-Что делает девушка?
-Какие чувства вызывает она у вас?
Предполагаемые ответы детей:
-Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна в темном лесу.
Экскурсовод:
- Какие краски использует художник для изображения девочки?
Предполагаемые ответы детей:
-Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане сине красные: от зеленого, почти черного для рисунка леса.
- Где происходит действие картины? (Кругом темный лес) .
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил лето, время суток вечер. Небо хмурое, холодное.)
Воспитатель:
- Ребята, вам необходимо определить жанр живописи.
Предполагаемые ответы детей:
-Портрет.
Воспитатель:
- А что такое портрет?
Предполагаемые ответы детей:
-Портрет - один из жанров изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей.
Воспитатель:
-На что похож портрет?
Предполагаемые ответы детей:
- На фотографию.
Воспитатель:
- Как вы думаете, чтобы нарисовать портрет, что надо знать?
Предполагаемые ответы детей:
-Черты лица человека.
Воспитатель:
-А вот и следующее задание:
Нам нужно из частей картины составить портрет.
А какой портрет получится вы нам потом расскажете.
Давайте мы с вами разделимся на три команды.
(изображение лица с разными эмоциями)
-Ребята, что же у вас получилось?
(дети эмоционально показывают свой портрет)
Игра «Эмоции»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции, развивать умение выразить мимикой лица удивление, радость, грусть. Вызвать у детей положительные эмоции.
КЛЯКСА: Вы справились с заданием.
(на изображении феи и кляксы появляется частичка ФЕИ)
ПО ЖЕЛТОЙ СТРЕЛКЕ ПОЙДЕШЬ В ТРЕТИЙ ЗАЛ ПОПАДЕШЬ
(стрелка исчезла)
-Опять проказы КЛЯКСЫ…
-Ребята посмотрите на экран маленький художник что-то перепутал: «В чем его ошибка?»
(задание на логику)
-А вот и наша дорожка.
Воспитатель:
- Мы с вами оказались в третьем зале страны живописи. Посмотрите внимательно на картину (Даётся время на просмотр)
«Яблоки на красном фоне» К. С. Петров-Водкин
Экскурсовод:
-Про что эта картина? Что изображено на картине?
Предполагаемые ответы детей:
- Яблоки.
Экскурсовод:
- А какие они?
Предполагаемые ответы детей:
- Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, желто-малиновые. Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют — «белый налив». Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное.
Экскурсовод:
- Какого цвета на картине очень много?
Предполагаемые ответы детей:
- Красного!
Экскурсовод:
-Правильно! Это красная скатерть.
Экскурсовод:
- А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть?
Предполагаемые ответы детей:
- Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картина.
Воспитатель:
- Вам необходимо определить жанр живописи.
Предполагаемые ответы детей:
-Натюрморт.
Воспитатель:
-Объясните, почему он носит такое название.
Предполагаемые ответы детей:
-Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевлё нных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортах также изображают объекты живой природы : рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.
Воспитатель:
-А вот и следующее задание:
Нам нужно из музыкальных инструментов составить натюрморт. На слух определить инструменты. Слушаем внимательно музыку.
Игра: «Составь натюрморт» (на слух определить звучание музыкальных инструментов)
( Звучит музыка: дети составляют натюрморт, отбирая те музыкальные инструменты, которые прозвучали (появляются на слайде).
КЛЯКСА: Вы справились и с этим заданием.
(на изображении феи и кляксы появляется частичка ФЕИ)
ПО КОРИЧНЕВОЙ СТРЕЛКЕ ПОЙДЕШЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАЛ ПОПАДЕШЬ
ОХ, ЗАПУТАНЫ ДОРОЖКИ
ВПРАВО, ВЛЕВО МЫ ИДЕМ
И КУДА ЖЕ МЫ ПРИДЕМ
Ребята, давайте станем в круг и попробуем найти нужную нам дорожку
Психогимнастика
Зеваки
Цель. Развивать волевое внимание.
Играющие идут по кругу, держась за руки (под музыку, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала.
-А вот и наша дорожка.
(Дети с воспитателем с помощью карты проходят в 4-ый зал. Звучит тихая музыка)
Воспитатель:
-Ребята, я хочу вам показать интересную картину.
(на экране картина рассыпается)
-Какая неудача! Картина «рассыпалась» на кусочки! Ну, ничего, вы мне поможете, есть такие художники, которые по маленьким кусочкам терпеливо восстанавливают картины, т. е. реставрируют, а профессия этих людей называется реставратор. Вот и мы сейчас «вылечим заболевшую картину»
Игра: «Художники-реставраторы» (дети из отдельных кусочков восстанавливают картину-пазлы)
-Ура! Мы справились. Молодцы!
КЛЯКСА: Вы справились с этим заданием.
(на изображении феи и кляксы появляется частичка ФЕИ)
ПО СИНЕЙ СТРЕЛКЕ ПОЙДЕШЬ В ПЯТЫЙ ЗАЛ ПОПАДЕШЬ
В ПЯТЫЙ ЗАЛ ПОПАСТЬ НЕ ПРОСТО
ВСЕ ДОРОЖКИ ЗАМЕЛО
НО МОРОЗ ДЛЯ НАС НЕ СТРАШЕН
НЕ БОИМСЯ НИЧЕГО
Физминутка
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руки, тронет нос (Показали руки, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
(выходим из зала)
(Дети с воспитателем с помощью карты проходят в 5-ый зал. Звучит тихая музыка.)
Воспитатель:
Мы с вами пришли в пятый зал страны живописи. Посмотрите внимательно на картину (Даётся время на просмотр)
ЭКСКУРСОВОД:
- О чем эта картина? Посмотрите на картину, что на ней нарисовано?
Предполагаемые ответы детей:
-Зимний лес.
ЭКСКУРСОВОД:
-Какой он?
Предполагаемые ответы детей:
-Большой, дремучий, непроходимый.
ЭКСКУРСОВОД:
-А что это за деревья?
Предполагаемые ответы детей:
-Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.
ЭКСКУРСОВОД:
-А есть ли маленькие елочки?
Предполагаемые ответы детей:
- Это упавшие деревья.
ЭКСКУРСОВОД:
-Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета?
Предполагаемые ответы детей:
-Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми.
ЭКСКУРСОВОД:
-А как бы вы назвали этот лес?
Предполагаемые ответы детей:
-Сказочный, очарованный, заснувший. Картина называется «Зима».
Воспитатель:
- Вам необходимо определить жанр живописи.
Предполагаемые ответы детей:
-Пейзаж.
Воспитатель:
-Объясните, почему он носит такое название.
Предполагаемые ответы детей:
-Пейза ж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком живая природа.
Воспитатель:
-Ребята, а вы хотите стать художниками?
Предполагаемые ответы детей:
-Да.
Воспитатель:
-Я приглашаю вас в мастерскую.
(одеваем фартучки) дети сели за столы)
Рисование пухлыми красками.
Воспитатель:
-Зимний пейзаж завораживает: деревья, посеребренные снегом и инеем, падающий мягкий снег. Что может быть красивее? Как нарисовать зиму и перенести это сказочное настроение на бумагу?
А поможет нам это сделать - волшебные, пухлые краски. Обратите внимание на зимние деревья. Чем деревья похожи между собой?
Предполагаемые ответы детей: У всех деревьев есть ствол, корень, ветки.
Воспитатель:
Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики. Всё вокруг покрылось белой, пушистой шапкой – снегом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Воспитатель:
-А создать зимнее настроение вам поможет прекрасная музыка Антонио Вивальди «Зима».
Дети проходят за столы и приступают к рисованию.
(По ходу практической части поправляем осанку, правила работы с кистью)
-Ребята, а что мы с вами нарисовали?
(выставка рисунков)
КЛЯКСА
-Да, ребята, вы были внимательны и наблюдательны, вы преодолели все мои препятствия.
ВЗРЫВ КРАСОК (ОСВОБОДИЛИ ФЕЮ) ФАНФАРЫ
ФЕЯ
-Спасибо, ребята, вы самые верные друзья, я хочу вас поблагодарить, что вы не оставили меня в беде и пришли на выручку, я хочу вам сказать огромное спасибо!
-Пожалуйста, но милая фея нам пора возвращаться в детский сад.
Спасибо.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем.
В детский садик мы вернемся,
Живописный мир мы не забудем.
Рефлексия
-Вот мы с вами вновь в детском саду.
-Ребята, где мы с вами побывали? А что делали? Что нового узнали?
Что больше понравилось? Что для вас сегодня на занятии было интересно, необычно?
Что запомнилось? Почему мы преодолели все трудности?
-Скажите, а вам понравилось наше путешествие? (если да, то похлопайте, если нет, то потопайте).
А нам же, гости, на прощанье
Осталось сказать вам: «До свиданья!»