Ирина Павлючук
Квест-игра «В лаборатории Знайки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В лаборатории Знайки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка №5
Организованная образовательная деятельность в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности
квест-игра «В лаборатории Знайки»
Автор-составитель: Наумова Ю. А.
г. Усть-Лабинск
2018 год
Пояснительная записка.
Публикация «Квест-игра „В лаборатории Знайки“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест-игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО.
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку в форме квест-игры для старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «В лаборатории Знайки»
Области развития: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Образовательные задачи: формировать навыки исследовательской деятельности; отработать на практике умения проводить опыты по схемам; формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы, развивать инициативу и самостоятельность, творческие навыки, формировать навыки аккуратности.
Предварительная работа: в свободное время просмотр мультфильмов о Незнайке, чтение фрагментов произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», знакомство с героями произведения.
Материалы и оборудование: ноутбук, карты-схемы с маршрутом, разделенные на части, оборудование для лаборатории, схема проведения опыта.
Ход мероприятия.
1 этап: Мотивационный
Дети сидят в групповом помещении и смотрят мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей». Вдруг слышится шум, треск и в группе появляется (спотыкаясь и возмущаясь) педагог в костюме «Незнайки».
Незнайка : - Да, что же это такое происходит? Я же хотел только посмотреть, а оно как посыпалось, попадало.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Кто это к нам пожаловал?
Дети: Незнайка.
Незнайка : Да, это я! А вы кто? Куда я попал и что вы тут делаете?
Дети: В детский сад, мы смотрим мультфильм о тебе.
Незнайка : Ух, ты! Про меня мультфильм показывают. Ну тогда вы знаете, что я живу в городе, где живут замечательные коротышки и малышки. Я со всеми дружу! Ну, конечно, иногда делаю, то что им не нравится.
Воспитатель: А что у тебя случилось?
Незнайка : Вы знаете Знайку? Это замечательный ученый, он все на свете знает, и не кто не может сказать, чего он не знает. Он живет в своем домике и создал свою лабораторию. Недавно Знайка, вместе с Винтиком и Шпунтиком отправился делать настоящую ракету, чтобы полететь на Луну, а меня попросил присмотреть за своей лабораторией. Ну, я и присмотрел! (разводит руками). Он попросил ничего не трогать и не путать. Но мне же любопытно! Ну, я по-моему, ему лабораторию и разломал, а что теперь делать не знаю! Думаю, что, если я все не исправлю, не лететь мне с ними на Луну. А так хочется! (Начинает плакать)
Воспитатель: Ну, что же делать ребята. Мы можем Незнайки помочь?
Дети: Да, нужно навести порядок!
Незнайка : Ура! Ура! Вы мне поможете и, я полечу на Луну!
2 этап: Организационный
Воспитатель: Хорошо, ну, а как мы поможем, если мы не знаем, как все было сначала, до твоих проказ? И где находится лаборатория? Дети, как помочь?
Дети: озвучивают придуманные ими варианты. Педагог наводящими вопросами подводит их к тому, что можно использовать карту или план если Незнайка его вспомнит и нарисует.
Незнайка : Ой, так Знайка же мне все нарисовал, когда уходил. Он, сказал, что если что-то случится я смогу к вам обратиться и нарисовал карту, как добраться. И даже схему оставил, как что лежало в лаборатории. Но, как всегда, когда я убегал из лаборатории, так испугался того что натворил, что карту помял и на кусочки порвал. У меня остался только один - маленький.
Воспитатель: Ох, Незнайка! Ну, что же с тобой делать! Давай, хоть твой кусочек рассмотрим. Попробуем догадаться куда дальше идти.
Дети, Незнайка, воспитатель рассматривают кусочек схемы с изображением группы, в которой они находятся. Где стрелками указанно направление движения.
3 этап: Поисково-исследовательская, поисковая деятельность.
Определив, что стрелки ведут в приемную комнату рядом с группой. Все заходят туда.
Воспитатель: Ну, и что же делать дальше?
Дети: предлагают поискать в этом комнате подсказки или схему. Если дети затрудняются с предположениями Незнайка предлагает поискать вдруг он здесь потерял еще один кусочек. После совместных поисков дети находят еще один кусочек карты, но на нем очень плохо видно изображение, только легкое очертание.
(Педагог предварительно, рисует схему белым восковым мелком на белой бумаге, слегка выделяя контуры другим цветом. Опыт «Невидимые чернила»)
Незнайка : Ой, что же делать. Я, наверное, что-то налил на листок из колбочек Знайки и теперь ничего не видно.
Воспитатель: Как же сделать невидимое видимым?
Дети: предлагают свои варианты.
Незнайка : Смотрите, Знайка мне тут, какую-то записку в карман положил перед уходом. Может она нам поможет.
Незнайка достает схему последовательности действий. Дети, изучив схему определяют, что им необходимо взять краски, воду и кисть. И слегка окрасить поверхность, на котором появится изображение. Для того, чтобы это сделать все возвращаются в групповое помещение. Выполнив, соединяют обе части карты и изучив, отравляются в следующее помещение. У нас в дошкольном учреждении, это музыкальный зал.
Незнайка : Ой, точно я здесь был. И зал большой я здесь очень долго бегал, пока искал другую дверь.
Незнайка демонстрирует, как он бегал.
Воспитатель: Дети, если Незнайка здесь так бегал, как он показал, то что же могло произойти со схемой
Дети: разлетелась в разные стороны.
Воспитатель: Ну давайте поищем!
Все ищут фрагменты карты. Собрав все элементы, дети садятся в круг и собирают целое из частей. Присоединяют уже найденные части получают полную схемы маршрута. Определив, направление движения, дети двигаются дальше и попадают в кабинет, временно оборудованный под лабораторию.
Незнайка : Ура мы пришли! Видите, как я тут поиграл! (В помещении все раскидано) Давайте все быстрее уберем и все готово!
Незнайка начинает бегать по помещению и все хаотично расставлять куда придется.
Воспитатель: Незнайка, погади! Разве так все должно стоять. Ты же сказал, что Знайка оставил тебе схему расположения предметов в его лаборатории.
Незнайка : Точно! Я же совсем забыл! Знайка не только очень умный, но и очень аккуратный. Куда же я дел схему?
Незнайка, начинает искать по карманам и не находит схемы. Я кажется ее тоже потерял! Садится и плачет. В это время раздается звук телефонного сообщения. На столе стоит ноутбук. Воспитатель обращает внимание детей на включенный ноутбук и звук смс.
Воспитатель: Дети, похоже нам пришло видео сообщение.
Педагог включает запись. На экране взрослый в костюме Знайки.
«Я смотрю у меня гости. Незнайка, я так и знал, что ты обязательно что-то да сотворишь! Ребята, раз так получилось, то я вас прошу помочь Незнайки, а я скоро вернусь и посмотрю на результат.
На верхней полке в правом дальнем углу комнаты стояло все, что можно использовать для проведения опытов с водой. Что это догадайтесь сами!
На нижней полке в левом углу стояли предметы из разного материала. Подумайте, какие материалы вы знаете!
На средней полке прямо перед вами расставьте предметы, которые увеличивают и притягивают. Догадались?
Ну, что же, я с вами прощаюсь и очень надеюсь, что вы с Незнайкой справитесь. Ну, а получилось ли у вас вы узнаете, если Незнайка Все же полетит на Луну.»
Дети начинают вспоминать, что куда надо поставить. Если затрудняются, воспитатель включает повтор записи по этапам.
На первую полку расставляют колбы, лейки, пипетки, тазы
На вторую полку выставляют предметы из дерева, железа, пластмассы, резины.
На третьей полке лупы и магниты, проверяя увеличивают ли они, как магнит притягивает.
4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ну, что Незнайка! Я думаю мы справились! Ребят, а вы как думаете?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете Незнайка полетит на Луну?
Дети: Да!
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Нашли лабораторию, навели порядок.
Воспитатель: Незнайка, ну а ты сто скажешь?
Незнайка : Ой, ребята большое спасибо! Я не сомневаюсь, что моя мечта осуществится и я отправлюсь на Луну. И обязательно вам об этом сообщу.
Выход на самостоятельную деятельность.
Воспитатель: А нам пора. Я вам предлагаю, как Знайка, Винтик и Шпунтик попробовать построить свою ракету для полета на Луну. И если вдруг Незнайка опять провинится сможет воспользоваться нашей ракетой. Карта как к нам попасть у него есть. Не заблудится!
Во второй половине дня педагог включает детям мультфильм «Незнайка на Луне» и дети подводят итог, что все-таки они хорошо помогли Незнайки и он попал на Луну, хотя все же наделал много глупостей перед полетом.