Светлана Гетун
Квест-игра по экологии в подготовительной группе «Приключения Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра
по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
для детей подготовительной к школе группы «Приключения Капельки»
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Квест-игра по экологии в подготовительной группе „Приключения Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- уточнять и расширять знания детей о воде;
-продолжать знакомить со свойствами воды;
-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе.
- формировать диалогическую речь;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.
Методические приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово
Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий
Практические: опытно-экспериментальная деятельность.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
- чтение художественной литературы (Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели») ;
- эксперименты с водой;
-
- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе»;
- наблюдение на прогулках за состояниями воды (лужи, снег, изморось, гололёд и т. д)
Ход занятия
Организационный момент:
Дети заходят в зал.
Слышится плач (аудиозапись).
Воспитатель: Ой, что это, ребята? Кажется кто-то плачет? Кто же это плачет?
Включается аудиозапись голоса Капельки.
«Здравствуйте, ребята. Это я, Капелька. Однажды я вышла погулять вместе со своими подружками-капельками. Вдруг налетел злой ураганный ветер, и унес меня далеко от дома. Я заблудилась. Помогите, пожалуйста, вернуться мне домой»
- звук ветра
Голос Злого ветра:
- Ха-ха-ха. Вы никогда не сможете вернуть капельку домой, пока не выполните мои сложнейшие задания. За каждое выполненное задание вы получите элемент карты. По карте вы узнаете, где живёт Капелька. Не выполните мои задания – не вернётся Капелька домой!
Плач Капельки (звуки воды)
Воспитатель: Ребята, поможем нашей капельке вернуться домой? Выполним задания Злого ветра?
Дети: Да
Голос Злого ветра:
Вот моё первое задание. Чтобы узнать где живёт капелька, нужно отгадать мои загадки.
Пушистая вата
Плывёт куда - то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)
Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной ледяной поит водой.
(Ручей)
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна —
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
(В море)
Космонавт во тьме ночной
Видит яркий шар земной –
Горы, степи, лес, пустыни,
Полюс, тундру и вулкан,
Бесконечный синий-синий
И глубокий…
(Океан)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается …
Как это зеркало называется?
(Пруд, озеро)
(Дети стоят полукругом. По мере отгадывания загадки воспитатель показывает иллюстрацию отгадки. Загадки оформлены в виде капелек и сложены в ведерке. На дне ведёрка кусочек карты и записка от Злого ветра со следующим заданием).
- Ребята, так где же может жить наша Капелька? (в морях, океанах, в реках) Значит нам нужно вернуть Капельку в водоём – в реку, море, океан.
Голос Злого Ветра:
Молодцы, справились с заданием. Это было слишком легко для вас. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы, что же такое вода? А вы знаете, какими свойствами она обладает?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте Злому ветру расскажем и покажем, какие свойства есть у воды? Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Правила поведения во время опытов
- Для начала давайте вспомним правила поведения во время опытов.
1. Не шуметь.
2. Никого не толкать.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.
- Капельке тоже интересно. Давайте возьмем ее с собой.
Опыт №2 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Ой, а что это произошло с нашей водой?
Дети: Она замерзла, превратилась в лёд.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы получить воду изо льда?
Дети: Растопить
Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет формы и принимает форму сосуда, в котором находится, становится твердой, если ее заморозить (превращается в лёд).
Воспитатель: Как думаете, мы справились с заданием Злого ветра?
Дети: Да.
Вот вам кусочек карты и следующее задание.
Воспитатель: Ну что же, нам предстоит выполнить ещё много заданий от Злого ветра, поэтому предлагаю вам отдохнуть вместе с капелькой.
Музыкальная игра «Капельки»
(музыка и слова А. Яранова)
С неба капельки летели, (дети бегают)
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух! (присели)
Припев:
Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
(2 раза)
Воспитатель: Отдохнули? Пора двигаться дальше.
Опыт № 3 «Что растворяется в воде?».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим песок?
Дети добавляют к воде песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли песок?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Голос Злого ветра:
Ха-ха-ха… Загрязнили воду! А можете ли вы сделать её снова чистой? Сумеете сделать воду чистой – получите ещё один фрагмент карты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы вода снова стала чистой?
Дети: Да. И сейчас мы тебе это покажем, Злой ветер!
Опыт №4 «Фильтрация воды»
Для этого возьмем: ситечко, бинт, вату и емкости для воды. Очищаем воду с песком. Для этого на дно ситечка нужно положить вату и слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Вывод: Воду можно очистить с помощью ваты и бинта.
Голос Злого ветра: Молодцы, ребята. Вот теперь поверил, что можете снова сделать воду чистой. Что-то в горле у меня запершило. Вот бы сейчас попить вашей чистой водички, и сразу бы всё прошло…
Воспитатель: Погоди, Злой ветер. Такую воду пить нельзя.
Голос Злого ветра: Как это – нельзя -O- Вы же ее пропустили через фильтр, она теперь чистая.
Воспитатель: Верно, чистая. Но не совсем. Такая вода не пригодна для питья. Там могут остаться микробы. А знаешь ли ты, Злой ветер, что нужно сделать, чтобы можно было её пить?
Голос Злого ветра: Оооох! Не знаю… Но буду признателен, если вы подскажете мне…
Воспитатель: Эх, ты… Не знаешь… А мы знаем. Так уж и быть, подскажем тебе и покажем. Ребята, подскажите, что нужно сделать с водой, чтобы она стала пригодной для питья?
Дети: Прокипятить.
Воспитатель: Правильно. Кипячение убивает микробы и бактерии. Кто из вас знает, во что превращается вода при кипячении?
Дети: В пар
Вывод: Чтобы вода стала пригодной для питья, её нужно прокипятить. Процесс кипячения убивает микробы. При кипячении вода превращается в пар и поднимается вверх.
Давайте с вами посмотрим на плакат и подумаем, что же здесь изображено? Круговорот воды в природе.
(беседа с детьми по плакату «Круговорот воды в природе»)
Дети получают последние элементы карты и собирают её. Делают вывод о том, что вода живёт везде – в облаках, реке, озере, море, океане.
Голос Злого ветра:
Вот уж молодцы, ребята, удивили меня. Справились с моими сложными заданиями. Я, кажется, даже подобрел, и хочу попросить у Капельки прощения. Прости меня, Капелька, за то что унес тебя далеко от дома. И хочу теперь своей великой силой воздуха вернуть тебя домой.
Воспитатель: Как здорово! Только пообещай нам, больше не обижать маленькую Капельку. А мы с ребятами будем за тобой следить, чтобы ты выполнил своё обещание.
Голос Злого ветра:
Обещаю, больше никого не обижу. До свидания.
Капелька :
-Вот спасибо вам, друзья!
Домой теперь вернусь я.
Вы, ребята, не скучали,
О воде всё рассказали.
За это вас благодарю
И подарки вам дарю!
- Капелька осталась довольна, ей очень понравилось у нас в гостях, но пора прощаться, ведь наверняка ее заждались дома. Но мы грустить не будем, потому что каждому из вас она оставила маленькую частичку себя. (Дети в подарок получают маленькие капельки)
Подведение итогов:
Беседа
-Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Давайте поделимся друг с другом своими впечатлениями о проделанной работе?
- Что понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Какими свойствами обладает вода? (Вода – это жидкость, она не имеет цвета, вкуса, запаха. Вода может быть твердой – льдом, и паром).
- Что для вас было самым трудным?