Светлана Александровна Бушуева
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Бушуева Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 412 г. Челябинска
Глава 2.
Определение влияния игровой деятельности на нравственное воспитание детей раннего возраста. Содержание работы по нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Методические рекомендации по осуществлению руководства игровой деятельности детей раннего возраста с целью их нравственного воспитания.
Публикация «Квалификационная работа „Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности“, Часть 4» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В условиях детского дошкольного учреждения, при которых ребёнок посещает детский сад каждый день и в течение нескольких лет, у педагогов есть хорошая возможность прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, навыки вежливого обращения и доброжелательного общения при взаимодействии со сверстниками и со взрослыми, и другие полезные навыки, способствующие эффективному формированию нравственных представлений и качеств личности ребёнка, посредством многократного повторения, объяснения, разъяснения, показа. Можно сказать, что у педагогов есть возможность «упражнять детей в хорошем поведении», что приведет к усвоению моральных и нравственных норм, принятых в обществе. Работа в данном направлении должна проводиться в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольном учреждении: в режимных моментах, во время приёма пищи, в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей по разным направлениям развития, в самостоятельной игровой деятельности детей, на прогулке.
Поскольку в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, а поведение в раннем возрасте ещё непроизвольное, то с помощью правильно подобранных различных игр и игровых приёмов можно добиться достижения поставленных целей по данному направлению.
Раннее детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера.
Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с нравственными нормами и правилами окружающего мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Обобщая опыт работы по нравственному воспитанию детей раннего возраста, можно представить методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста, для формирования нравственных навыков общения и поведения.
В процессе развития и воспитания детей раннего возраста использую игровую деятельность в процессе формирования социально-коммуникативных навыков, способствующих нравственному воспитанию :
- Коммуникативные игры. Использование коммуникативных игр с детьми раннего возраста способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей, создают теплую эмоциональную атмосферу, развивают представления о себе, способствуют созданию положительного образа «я», развивают интерес к сверстникам, воспитывают доброжелательные отношения друг к другу.
Приведем примеры используемых коммуникативных игр.
Игры, вызывающие общие положительные эмоции:
«Колечки», «Зайка», «Гномик»
Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени:
«Мишка знакомится с ребятами», «Заинька», «Кто у нас хороший»
В процессе таких игр ребенок радуется тому, что на него обращают внимание, называют ласково по имени, говорят о его достоинствах. Это развивает самооценку ребенка, уверенность в себе, способствует развитию умения принимать себя таким, какой есть, любить себя.
Игры, объединяющие общим действием:
«Топотушки», «Мы топаем ногами», «Где же наши ручки?»
Игры, способствующие овладению простых правил поведения:
«Здравствуйте», «Утреннее приветствие».
Игры, знакомящие со способами невербального общения
«Мишка косолапый», «До свидания-здравствуйте», «Слоник».
В ходе этих игр дети учатся более доступно выражать себя при общении, называть свои чувства, понимать чувства других.
Игры, позволяющие действовать в паре:
«Санки», «Погуляем с игрушками», «Послушный мячик»
Игры в кругу:
«Качели», «Карусели», «День рождения», «Заинька, попляши»
Игры с передачей игрушек:
«Передавай», «Колокольчик», «Шапочка».
Сначала коммуникативные игры проводятся в тот момент, когда дети не заняты игрой. Надо отметить, что почти все малыши с большим желанием участвуют в играх. После такой совместной деятельности у детей повышается настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе».
- Игры-ситуации с социально-коммуникативной направленностью:
«Назови ласково», «Ласковое имя», «Кто лучше разбудит зайку», «Прошепчи на ушко доброе слово», «У птички болит крылышко. Пожалеем птичку», «Маша плачет, пожалеем её», «Ваня грустит, развеселим его», «Петя и Ваня поссорились, помирим их», «Мирись-мирись, помирились-обнялись», «Зайчик не может уснуть. Споём ему колыбельную песенку», «Кукла Катя спит. Посидим в тишине, чтобы не разбудить её», «Это кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
Такие игры способствуют формированию навыков общения, развитию доброжелательных отношений в детском коллективе, развитию эмоциональной отзывчивости, стремления помочь друг другу, а также служат для решения конфликтных ситуаций.
Подобные игры направлены не только на социально-коммуникативное, но и на речевое развитие: дети побуждаются к активной речи, усваивают нормы речевого этикета, обогащается их словарный запас. Картотеку таких игр можно постоянно пополнять в процессе работы, так как возникающие проблемные моменты порой сами подсказывают, какое решение можно найти, используя ту или иную игровую ситуацию.
- Народные игры
В воспитании основ духовно – нравственной культуры личности дошкольника важную роль играют народные игры. Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных игр в современных условиях.
Народная игра – средство воспитания и обучения, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающее самообразование ребенка через рефлекцию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.
Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с их помощью познаются этические нормы, они развлекательны и эмоциональны.
Народные игры вызывают активность мысли. Способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания.
- Хороводные игры (включают народные и авторские хороводные игры)
«Каравай», «Водят мыши хоровод», «Раздувайся, пузырь», «Карусели», «Вокруг домика хоровод вожу», «Новогодний хоровод», «Ровным кругом», «Тыква», «Кабачок», «Урожайная»…
Хороводные игры доступны детям раннего возраста : они просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторения одного и того же действия, музыкальны, имеют установку на забаву и развлечение.
Хороводные игры имеют ярко выраженную социально-коммуникативную направленность, в процессе таких игр каждый ребёнок понимает, что он не одинок, что он нужен всем участникам общения, что способствует сплочению детского коллектива и воспитанию доброжелательных отношений.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. В хороводных играх всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.
- Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела.
- Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживаться принципов гуманистической педагогики: создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себя и желание высказываться; использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
- Очень важно не забывать, что в процессе нравственного воспитания детей очень важен пример взрослых - всех сотрудников детского сада и родителей. Дети повторяют за взрослыми слова, фразы, действия, поступки, способы разрешения конфликтных ситуаций. Дети могут взять за основу своего поведения модели поведения взрослых. Поэтому мы должны быть ответственны за каждое произнесённое слово в присутствии детей, за каждую проявленную эмоцию в присутствии детей, за каждое отношение, выказанное ребёнку или другому взрослому, за каждый совершённый поступок. Всё, что увидит, услышит и почувствует ребёнок, может отразиться на его развитии, на его поведении. Поэтому, нравственное воспитание детей, во многом, зависит от нравственности взрослых, которые его окружают.
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. -М. : Инфа-М, 2001.- 484 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М. : Наука, 2001. -378 с.
3. Каличенко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М. : Высшее образование, 2004. – 296 с.
4. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. - 2008.- №2.- С. 123-128.
5. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М. : Просвещение, 2005. – 348 с.
6. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. – М. : АзБука, 2006. – 278 с.
7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015.- 136 с.
8. Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. – М. : Детство-Пресс, 2014.- 80 с.
9. Шалаева Г. П. Чей я малыш? – М. : Аст:Слово, 2010. – 64 с.
10. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов. Журнал для воспитателей детских садов/ Авт. -Сост. Сотникова В. - М. : Линка-Пресс, 2005.
11. Лыкова И. А. …
12. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1975. – 256 с.
13. Гуркина А. П. Формировани е личности ребенка в детском саду. - М. : Пресс, - 1980.
14. Смирнова Е. А. Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений к сверстникам/ Дошк. воспит--- 2003.- № 8. С. 73-76.
15. Усова А. П. Роль игр в воспитании детей. - М. : Просвещение,- 1996,- 278 с.
16. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : Изд-во, 2008.
17. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Изд-во. - 1997.
18. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : 1968.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Просвещение, 1988.
20. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. -М. : Просвещение, 2006.- 190 с.