Светлана Александровна Бушуева
Квалификационная работа «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Бушуева Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ № 412 г. Челябинска
Часть 2
Глава 1.
1.2. Игровая деятельность как один из важных факторов нравственного воспитания детей раннего возраста.
Публикация «Квалификационная работа „Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности“, Часть 2» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, это ответственный период в нравственном становлении личности. Под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.
Нужно отметить, что формирование нравственных качеств мы можем отнести к социально-коммуникативному развитию, одному из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором реализуются так необходимые нам цель и задачи для формирования, в том числе и основных нравственных качеств. Обратимся к ним: целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, их приобщение к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства; задачами обозначено создание условий для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как мы можем заметить, цель и задачи данного направления развития детей в дошкольном учреждении отвечают требованиям по формированию нравственных качеств и культуры поведения ребёнка, но нужно отметить, что в современной системе дошкольного образования наблюдается интегративный подход. Нравственное содержание должно находить своё отражение в каждой из образовательных областей, присутствовать в повседневной жизни ребёнка, пронизывать все виды детской деятельности. Поэтому, другие направления развития также должны учитываться в процессе нравственного воспитания. (Так, в образовательной области речевого развития идёт формирование культуры речи, усвоение формул и клише речевого этикета, воспитание доброжелательного отношения к собеседнику и т. д.) Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия с использованием различных игровых приемов, а также использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.
В. В. Давыдов и В. А. Петровский в своей «Концепции дошкольного воспитания» ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности…»
Так, в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно через игровую деятельность, которая в данном возрасте является ведущей, мы можем достичь решения вышеперечисленных задач, в том числе и формирования социально-коммуникативных навыков, отвечающих требованиям формирования нравственной культуры общения и поведения детей раннего возраста.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает большую радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. По словам В. А. Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В процессе игровой деятельности могут решаться самые разнообразные педагогические задачи. Игра является эффективным средством и нравственного воспитания.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра. Существуют разные виды игр, направленные на решение различных педагогических задач. Для решения задач по нравственному воспитанию можно выделить такие виды игр как коммуникативные игры, игры-ситуации с социально-коммуникативной направленностью, народные игры, хороводные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Игра не пустая забава. По словам В. Д. Меджерицкой, игра необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.