МААМ-картинки

Материал для защиты курсовой работы по психологии «Особенности тревожности дошкольников»

Ульяна Прокашева
Материал для защиты курсовой работы по психологии «Особенности тревожности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах, поэтому, нам представляет интерес то, как влияет очередность рождения ребенка в семье на уровень его тревожности.

3 слайд

В начале работы мы сформулировали методологический аппарат

4 слайд

Публикация «Материал для защиты курсовой работы по психологии „Особенности тревожности дошкольников“» размещена в разделах

Объект исследования: развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

5слайд

В начале работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольника.

3. Провести сравнительный анализ влияния очередности рождения на эмоциональное состояние ребенка в ходе эмпирического анализа.

4. Проанализировать результаты эмпирического анализа и сделать выводы.

6 слайд.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперопеки (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

7слайд.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем.

8 слайд.

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например, в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия или депрессия.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев, тревожность) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными.

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической и социальной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными.

9 слайд

Таким образом, особенностью эмоциональной сферы дошкольника является то, что первенцы оказываются более тревожными, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Поэтому, тревожность ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.

10 слайд

Для исследования тревожности у дошкольников использовались следующие методики:

Цель: методика предназначена для определения уровня состояния тревоги, страха ребенка.

Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.

Инструкция: перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.

11 слайд

Цель: выявление уровня тревожности ребенка.

Тест выполняют родители детей 4—10 лет.

Инструкция: родителю дается перечень вопросов. Просим вас внимательно прочитать эти утверждения и оценить, насколько они характерны для вашего ребенка.

12 слайд

Цель методики: определить уровень тревожности ребенка.

Методика предназначена для детей 4-7 лет.

Инструкция: рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.

Предъявив ребенку рисунок, задаем ему вопросы и объясняем, как выполнить задание.

13 слайд.

В эмпирическом исследовании приняли участие 19 человек, из них 9 мальчиков и 10 девочек в возрасте 5-6 лет.

14 слайд

Сопоставление результатов проведенных методик на выявление тревожности детей показало мы видим, что высокий уровень тревожности присутствует у первенцев, что составляет 10 %.

15 слайд

Дети, у которых средний уровень тревожности по рождаемости идут 2, что составило 58%. Ну и дети с низким уровнем тревожности по рождаемости идут 3, что составляет 32 %.

16 слайд

Наглядно сопоставление результатов методик «Паровозик», «Оценка уровня тревожности ребенка» и «Детского теста тревожности» можно увидеть на Диаграмме.

Результаты проведенного нами исследования показали, что в тех семьях, где дети являются первенцами – ребенок проявляет высокий уровень тревожности.

17 слайд

Для снижения уровня тревожности в старшей дошкольной группе нами была разработана программа.

18 слайд

В ходе составления и реализации данной программы опирались на следующие принципы психолого-педагогической коррекции :

1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого - педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

8. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.

19 слайд

В результате подготовки курсовой работы были решены задачи.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Если они испытывают со стороны родителей давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки и, как следствие, повышенная тревожность.

Стоит отметить, что нами были выделены условия, которые, по нашему мнению, должны способствовать коррекции тревожности детей дошкольного возраста. Арт-терапия является одним эффективных средств развития детей дошкольного возраста. Данная методика широко используется в психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных видов арт-терапии для работы с детьми выделяют, такие как: изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.

Немаловажную роль в коррекции тревожности детей дошкольного возраста играется непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом «Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Песок — лучший материал для работы логопедаПесок — лучший материал для работы логопеда "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка" К. Д. Ушинский Песок -природный материал, обладающий множеством полезных свойств. Тем более,.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Талаш — доступный природный материал для работы с детьмиТалаш — доступный природный материал для работы с детьми Талаш - доступный природный материал для работы с детьмиВ нашем МБДОУ ЦРР детский сад №37 п. Ахтырского Абинского района, более 15лет, ведется.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Занимательный материал по ФЭМП для младших дошкольниковЗанимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из дидактических средств, способствующих развитию математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал для защиты курсовой работы по психологии «Особенности тревожности дошкольников»
Опубликовано: 24 апреля 2021 в 14:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал для защиты курсовой работы по психологии «Особенности тревожности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Прокашева (УИ 1925352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД