Яна Браилко
Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников путем ознакомления с культурой народов России
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям: родителями, воспитателями детских садов, учителями в школе и преподавателями в ВУЗах. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей будущей жизнью.
Публикация «Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников путем ознакомления с культурой народов России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
К сожалению, в настоящее время материальные ценности чаще всего доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме и любви. И, несмотря на то, что вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников есть наиболее актуальное направление государственной политики Российской Федерации, что отражено в Концепции модернизации образования и ФГОС.
Нравственные приоритеты общества вырабатываются историческим опытом нескольких поколений и находят отражение в семейных, культурных, социально-исторических и религиозных традициях. Духовно-нравственное воспитание личности ребенка, то есть его осознание, духовно-нравственное становление, есть сложный процесс, решение задач которого невозможно без согласования действий всех участников образовательного процесса. Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – период самого активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина и члена нашего общества. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение, ведь ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Однако многие общепринятые в нашем обществе ценности вызывают у детей и их родителей отторжение. В условиях активного взаимопроникновения и обновления культур повышается риск нарушения баланса между национальными и интернациональными, «старыми» и «новыми» компонентами культуры конкретного народа. Предотвращение нежелательных социальных и культурных перекосов в процессе социализации подрастающего поколения, недопущение его отрыва от национальных корней – важнейшая задача современной педагогики.
Особенностью дошкольного возраста является то, что по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разнообразных обязанностей в окружающем его мире. Каждая из таких ролей, в которые играют дети, имеет большое значение в формировании их будущей общественной направленности и предполагает развитие собственных нравственных качеств: любви, доброты, нежности, отзывчивости, заботы и справедливости. В результате ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения как важного правила в отношениях между людьми. В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей-дошкольников нами представлены различные традиции, посредством которых происходит духовно-нравственное воспитание детей : русская народная сказка и сказки народов России (в частности адыгские сказки, народные игры и песни, национальные костюмы и символика (флаги и гербы России и Адыгеи, а также русская народная тряпичная кукла. Воспитание детей в духе народных и духовно-нравственных традиций предоставляет значительные возможности для формирования собственной картины мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности; развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума.
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ
Актуальность темы проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
В наш век интернета и глобализации человечества проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения как никогда остро стоит перед родителями и педагогами.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество (да и не только оно) весьма остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И именно поэтому сегодня каждый из нас – и педагог, и родитель – понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Величайший педагог прошлого столетия В. А. Сухомлинский сказал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В связи с этим в нашем детском саду одной из ключевых целей воспитания и развития дошкольников является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение психолого-педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях нашей страны и родного края – России и Республики Адыгея.
Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении личности человека. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этом периоде закладываются основы личности, происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. За эти первые 7 лет жизни человек приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и если что-то упустить в этом возрасте, то это нельзя наверстать впоследствии. Именно этот возраст является самым благоприятным для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений между людьми.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют их гармоничному и духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться попросту бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость будущего гражданина и члена общества.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями и обычаями народов России, помогает воспитывать любовь к истории, культуре нашего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует его общую духовную культуру.
Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого широко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве и спустя века сохраняются особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения народов России являются богатейшим источником духовного и нравственного развития дошкольников.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к духовности, культуре и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, а также формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особенность нашего проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами культуры народов России в целом и нашей республики в частности. Нами предлагается:
– познакомить детей с культурой русского народа и культурой народов, проживающих на территории нашей республики (адыгов);
– развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
– возрождение истинных духовных ценностей нашего народа;
– упрочнение единства и дружбы народов, проживающих на территории Российской Федерации;
– способствовать всестороннему развитию личности.
Цели и задачи проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Целью нашего проекта является разработка и апробация модели воспитания дошкольников через приобщение детей к русской и адыгейской национальной культурам, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Цель воспитания :
• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Воспитывать в детях сострадание, милосердие, желание помогать нуждающимся, умение прощать обиды и быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также патриотизм и любовь к Родине.
• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и народным играм.
• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
• Вызвать интерес у воспитателей и родителей к дальнейшему изучению народных и культурных традиций народов России, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачей духовно-нравственного воспитания является формирование у ребенка понимания каждого человека, как наивысшей ценности, и отношения к нему, соответственно этому понятию. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» – всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Задачи воспитания :
• Изучить литературу по данной теме.
• Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.
• Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
• Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родной республики.
• Развивать правовую базу духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта и деятельности детского сада.
• Воспитывать патриотические чувства к Родине и малой родине, связывающие разные поколения.
• Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
• Формировать художественно-речевые навыки, обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения следующими терминами: «любовь», «дружба», «милосердие», «уважение», «сострадание», «терпимость», «доброта», «традиции», «патриотизм».
• Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, раскрывая значение культуры и нравственности в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами народной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада у русского и адыгского народов.
• Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные и календарные праздники.
• Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам собственного труда и труда других людей.
Роль дошкольного учреждения и семьи в воспитании духовной нравственности дошкольников
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Особое внимание предполагается уделять деятельности по укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей может способствовать единению педагогов, родителей и детей, что может благотворно сказаться на формировании положительного отношения друг к другу как членов одной семьи, так и людей в коллективе (педагогов – к детям и их родителям, детей – к другим детям, родителей – к детям).
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, особенно связанные с семейными ценностями. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной и семейной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, познакомить их с различными традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные нравственные и духовные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности и уважения к другим народам путем изучения их традиций, обрядов, национальных особенностей их быта и семейного уклада.
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами, инсценировками русских и адыгских народных сказок стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным и семейным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности, прививает любовь к своей семье, своему народу и своей стране.
Формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников
Методы формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников, используемые при реализации проекта
Для реализации нашего проекта мы используем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный и практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа сказок и сказаний (педагогами, детьми);
• рассматривания картин, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• интерактивных занятий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем;
• чтения сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовать продуктивную деятельность: ИЗО (впечатления после занятия-утренника, прочитанной народной сказки или сказания, ручной труд (изготовление аппликаций на тему символики нашей страны и республики, национального костюма, изготовление русской традиционной тряпичной куклы и т. д.);
• организовать проведение различных игр: со строительным материалом («Дом моей семьи», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Проводы Масленицы», малоподвижные («Ты – мне, я – тебе») и др.
Формы работы, используемые при реализации проекта по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она является фундаментальным источником духовного роста в дошкольном возрасте, прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир – мир социальных отношений людей, их общих смыслов.
Методы, применяемые в духовно-нравственной воспитательной деятельности дошкольного учреждения, реализуются в виде следующих форм:
• бесед («Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»);
• интерактивных занятий («Образ любящей матери в произведениях русского народного творчества», «Пословицы и поговорки о маме», чтение русских и адыгейских народных сказок и сказаний);
• творческих работ – изготовление портретов мам или всей семьи из различных материалов; заучивание стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек к праздникам День матери и 8 Марта;
• совместные мероприятия, проводимые для детей и их мам, бабушек («Викторина «Наши мамы самые, самые…», концерт ко Дню матери, организованный силами детей и с приглашением мам и бабушек в качестве гостей);
• чтение народных и авторских сказок;
• цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
• тематические выставки детского творчества;
• знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;
• экскурсии в Национальный музей Республики Адыгея и другие музеи с целью ознакомления с особенностями быта и жизни народов нашей республики;
• экскурсии на природу (красота окружающего мира);
• слушание музыки и песен на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
• постановки сценок на нравственные темы (о трудолюбии, об уважении старших, о дружбе, о доброте и любви).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, героев родной страны или республики мы можем показать, каким должен быть человек, являющийся патриотом своей страны, своей Родины, испытывающий к ней любовь и сострадание. Русская и адыгейская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности (Илья Муромец, Саусрыко, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет музыка и народное пение. Слушая их, дети проходят путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику до вершин творчества русских композиторов.
В течение года также обязательно ведётся работа по народным и православным праздникам, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха, Курбан Байрам и другие.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества, мы вводим детей в мир духовно-нравственных образов.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу детей-дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, различные варианты возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании его личности, о духовно-нравственном воспитании.
Таким образом, в игре у дошкольника формируется ряд важнейших психологических качеств. В первую очередь – это способность ориентироваться на позиции других людей. Ребенок обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе адресуемых другому человеку.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным – таким его делает воспитание. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями они его обогатят.
В результате нашей работы по проекту духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы уже достигли и продолжаем достигать следующих результатов:
• у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;
• развились фантазия и воображение, реализуемые в процессе индивидуального и коллективного творчества;
• у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата в семье для полноценного развития ребенка;
• расширились представления о влиянии народного творчества на развитие ребёнка;
• дошкольники стали обращать внимание на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости;
• поддержание в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;
• забота о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым.
Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям и воспитателям. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий, неразрывности сказанного слова и сделанного дела.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого его участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет полную оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.