Мишина Валерия
Введение к курсовой работе «Лэпбук как средство познавательного развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Формирование у детей активного отношения к окружающей действительности является одним из основных направлений воспитания, поскольку собственная активность ребенка является одним из условий его полноценного развития.
Публикация «Введение к курсовой работе „Лэпбук как средство познавательного развития дошкольника“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
В познавательную сферу ученые относят многие важные процессы (восприятие, ощущение, мышление, воображение, внимание, память, которые способствуют гармоничному развитию ребенка в целом. Изучение и установление факторов познавательного развития ребенка, по мнению ученых - психологов, является важнейшей предпосылкой совершенствования системы воспитания и обучения ее и в семье, и в детских учреждениях, и в обществе в целом. Данной проблемой занимались: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. М. Леонтиив, В. С. Мухина, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности [28]. Научно-психологические условия организации образовательно-развивающей среды как неотъемлемой части дошкольного образования исследовались в трудах Л. Выготского, А. Запорожца, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Д. Эльконина и других ученых. В этом направлении работали Л. Венгер, А. Дьяченко, Н. Поддьяков, Ф. Сохин. Психологические исследования дополнялись с аналогичными поисками в области педагогической теории (В. Петровский, Л. Стрелецкая). В психолого-педагогической литературе значительное внимание уделяется изучению особенностей среды предметного, игрового, творческого (М. Басов, Б. Блонский, Д. Узнадзе и др.). Эти исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
В исследованиях ученых-методистов с позиции психологии характеризуется как условие, процесс и результат саморазвития личности; с позиции теории педагогики - как условие жизнедеятельности ребенка, формирования его отношение к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развития жизненно необходимые для их личностных качеств. Когда ребенок сам действует с объектами, она лучше узнает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста, он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Процесс создания лэпбука позволяет ребенку быть участником всего процесса, на любом из его этапов. Использование лэпбука в современном дошкольном учебном заведении, как одного из методов интерактивного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную активность дошкольников, развивать творческое мышление, умение самостоятельно находить информацию о предмете или явлении, дает возможность развивать познавательные навыки участников, формировать умение самостоятельно конструировать свою деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, использовать полученные знания на практике.
Актуальность проблемы определяется тем, что идея познавательного развития дошкольника прочно утвердилась в психолого-педагогических исследованиях. Несмотря на это в практике дошкольных образовательных учреждений она еще только начинает реализовываться. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к созданию познавательной предметно-развивающей среды в детском саду. Педагоги ведут поиск новых элементов данной среды. Знакомство с современным педагогическим опытом позволяет предположить, что одним из них стал лэпбук.
Цель исследования: изучить теоретические и методические основы использования лэпбука в познавательном развитии дошкольников.
Объект исследования: процесс познавательного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы использования лэпбука в познавательном развитии дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Определить сущность познавательного развития дошкольников.
2. Выявить роль лэпбука как элемента предметно-развивающей среды познавательного развития дошкольника.
3. Познакомиться с опытом работы воспитателей по использованию лэпбука в познавательном развитии дошкольников.
Теоретическая основа работы заключается в психолого-педагогических исследованиях:
- о процессе познавательного развития (Е. Блохина, Д. А. Гатовская, А. К. Дусавицкий, Н. А. Короткова, Т. А. Куликова, Г. А. Кураев, С. Н. Николаева, Т. И. Рудко, Е. В. Субботский, И. С. Штепина, Е. К, Щербаков)
- о роли предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников (О. В. Дыбина О. А. Еник, Т. В. Иванова, Н. Нищева, Е. Ю. Носова, Т. Пироженко, А. Пуляевская, Н. А. Рыжова, А. Рыкова, О. В. Толстикова, О. В. Савельева).
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - обработка данных, анализ документов.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом изучении возможностей применения лэпбука в ДОУ как средства познавательного развития дошкольника.