елена мотылькова
Культурологический принцип в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Именно единство ценностей составляет, на наш взгляд, психологическое ядро ощущения собственной принадлежности к какому-то народу, государству. Ценности ребенок получает из культуры, в которой он рождается, не в меньшей степени, чем от внешнего физического мира. Культура опосредует его восприятие и понимание этого мира. Естественно поэтому, что источником его представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, критериев морального выбора становиться содержание культуры. Растущая, формирующая личность черпает «строительный материал» именно в культуре. Представления о добре и зле, достойном и отвратительном, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысл ребенок получает и творчески присваивает в процессах трансляции культуры.
Публикация «Культурологический принцип в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
Миссия учреждений образования - трансляция культуры новому поколению. Учреждения образования являются одним из социальных институтов трансляции культуры. Основоположник отечественной общепсихологической культурно- исторической теории поведения и развития психики человека Лев Семенович Выготскиий подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».
Культурологический подход- это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования.
На наш взгляд, в жизни современных детей народная культура, прежде всего, образует эстетический и эмоциональный фон.
Веселые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, прибаутки, игры, приговорки, яркие, красочные предметы народно декоративно- прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Они особенно эффективны для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка с тяжелыми нарушениями речи, когда сила образного «запечатления» особенно велика. Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей с проблемами развития особенно желательно. Важно строить знакомство детей с народным искусством на материале, имеющем подлинную художественную ценность. Желательно использовать все возможности, чтобы пойти с детьми в музей, на театральное представление, на концерт, пойти на экскурсию. При знакомстве детей с каким-либо народным промыслом, педагоги должны показать подлинные образцы этого промысла. Кроме того, в дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую родину»- место, где они родились и растут. Поэтому предпочтительно познакомить детей в первую очередь с теми промыслами, которые бытуют в той местности, где они живут. произведение, картина или танец.
Приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей в духе тех или иных ценностей.
Не все родители понимают необходимость воспитания в детях уважения к труду, в том числе физическому или ремесленному. Нравственные установки рассматриваются некоторыми родителями с позиции «моему… это нужно (или не нужно). Важно разъяснить, что мораль и нравственность являются общечеловеческими. С родителями необходимо проводить круглые столы или дискуссионные встречи, на которых они смогут, прежде всего, высказать свою точку зрения, а затем услышать профессиональную позицию педагогов.
Работа с семейными ценностями требует от педагога деликатности, знания реальной семейной ситуации каждого ребенка. Необходимо понимать, что мы обсуждаем с детьми идеальную модель семьи, а не те конкретные ситуации, которые сложились в данный момент в реальной жизни их родителей. В этом возрасте ребенок должен усвоить простые нравственные императивы, которые человечество пронесло через тысячелетия: старших нужно уважать и слушаться; братья и сестра ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад. Как и тема традиций воспитания в крестьянской, дворянской, царской семье, защиты Отечества, она не менее чем воспитанникам, интересна и их родителям. Родители в целом согласны, что воспитывать детей на примере героически сильных личностей-это правильно; что воспитывать готовность и стремление учиться-хорошо.
Очень важно, чтобы родители постоянно были в курсе той работы, которая ведется с их детьми. Культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования, в том числе в содержание коррекционной работы. В детском саду осуществляется коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Коррекция нарушений речи воспитанников строится на базе Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой, 2010г. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с общим недоразвитием речи и оказание помощи детям данной категории в освоении программы:
-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом и (или) физическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном пространстве детского сада.
- четкое обозначение границы индивидуального, дифференцированного и интегрированного подходов в соответствии с
- требованиями программы;
- особенностями детей;
- возможностями специалистов;
- интересами и запросами родителей.
Отличительными особенностями работы воспитателя коррекционной группы является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям и решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач на основе культурологического принципа, в том числе.
Особенностями методической системы при реализации культурологического подхода является принцип отбора содержания образования и методические приемы его подачи детям.
1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей;
Получая от педагога новую информацию, дети всегда имеют возможность не только осмыслить ее в ходе обсуждения на занятии, но и пережить через творческую продуктивную деятельность: рисование, лепку, художественное фотографирование, написание сочинений, театрализацию.
2. Биографический метод;
Заключается в том, что в рамках темы педагог знакомит детей с жизнеописанием выдающихся людей. Биографический материал подбирается таким образом, чтобы максимально заинтересовать и привлечь внимание детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. Поэтому рассказы включают много эпизодов, посвященных детству героя, описанию ярких подвигов.
3. Опора на работу с художественной литературой. Общедоступными и универсальными содержаниями культуры являются те, которые выражены художественными средствами искусства. Поскольку речь идет о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка. Это художественная литература. Драматург Л. Е. Устинов писал: «Настоящая сказка не может быть сказкой только для детей. Мы по крайней мере дважды открываем для себя сказку: когда знакомимся с ней в детстве и когда знакомим с ней своих детей. И только тогда обнаруживаем, что все эти годы сказка была рядом с нами. Мы ее смутно вспоминали, но, когда бытовые проблемы превращались для нас в проблемы моральные, когда мы как вкопанные останавливались перед выбором, в это мгновение старая сказка вынимала нам из волшебной шкатулки сюжета свой философский смысл. Мы чаще всегда даже не подозреваем, какую великую тайную роль играет сказка в жизни человека. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо»
4. Использование театральной творческой деятельности детей. Сказки и литературные композиции предназначены для сценической постановки с детьми. Эта форма творческой деятельности позволяет закрепить и эстетически эмоционально представить полученные знания по ключевым темам программы. Важную роль играет музыкальное оформление композиции, которое в сочетании со словом усиливает мысли и чувства.
Воспитание- процесс, протяженный во времени. Будучи педагогическим процессом, в качестве необходимого условия успешности он предпочитает формирование определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Нравственное и патриотическое воспитание становится первостепенной задачей и обретает собственное предметное содержание преимущественно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) уже происходит формирование речи и мышления, чтобы он мог воспринимать сложную информацию, имеющую отношение к явлениям, происходящим в пространстве и времени. Когда формируются предпосылки становления системы отношений – комплекса эмоциональных и когнитивных компонентов, - которые проявляются к началу школьного обучения.
Таким образом, среди целей работы с детьми логопедической группы, можно выделить те,
- которые требуют создания определенной атмосферы, уклада жизни группы;
-которые соотнесены с познавательной и коррекционной деятельностью детей.
Содержание воспитательно-образовательной и коррекционной работы системы при реализации культурологического принципа я поделила на две большие области: это работа со сказками и работа с биографиями реальных выдающихся людей. Соответственно выделены две темы: «Добро и зло в волшебной сказке» и «Есть имена, как солнце…» Используя культурологический материал, я отобрала содержание, которое, на мой взгляд, интегрировано решает задачу коррекции речевых нарушений, так и воспитания патриотических чувств, нравственных ценностей и ориентиров.
Работа по коррекции речевых нарушений детей на принципах культурологического подхода важна для педагогов, т. к. формирует навыки различного рода:
-Навыки адаптации текста;
- навыки написания сценария;
- возможность узнать новое из культурного наследия нашей Родины;
- опыт работы по коррекции речи детей во взаимодействии с родителями и другими специалистами;
- навыки художественного оформления мероприятий.
- формирование у детей и взрослых векторы нравственного и духовного развития.