Елена Федоренко
Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по формированию культуры здоровья дошкольников
«Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года»
Пояснительная записка.
Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями. Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения, она самоценна сама по себе и заключена в факте существования. Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания. Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной составляющей в целостной характеристике образа человека. Обществу особенно необходимо возвращение к истокам русской духовности, к традициям народной культуры. Простейшие методы, которые практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются, исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек предстает как целостная личность, здоровая не только физически, но и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие духовно-нравственные характеристики индивида.
Темочки:
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Нельзя не отметить принижение значения способности ребенка дошкольного возраста к подражанию, которое позволяет обратиться к его эмоционально-волевой и сделать приоритетными невербальные методы обучения.
Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья.
Цель: развитие и укрепление индивидуальных способностей, самостоятельности, мотивации к здоровому образу жизни, повышение реального уровня здоровья воспитанников через подготовку и проведение народных праздников.
Задачи программы:
-Психофизическая разрядка и психокоррекция
-Формирование духовно-нравственного компонента культуры здоровья дошкольников на основе традиций и организации педагогического процесса как активного проживания детьми и родителями традиционных народных праздников.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
Ожидаемый результат: планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приведет не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширит кругозор.
Духовно-нравственный компонент здоровья дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности, особенно в игре как ведущей деятельности ребенка, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.
Обращаясь к древнерусским текстам или произведениям русских классиков, нельзя не ощутить особого отношения русского человека к земле. Земля-матушка, Земля-кормилица – так называет её русский человек. Мы хотим воспитать в детях такую любовь к земле, к русским традициям, которая станет основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Традиционные русские праздники становятся не только основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья, но и жизненным стержнем современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.
Христианскими праздниками на Руси считались Пасха, День Ивана Купалы, Осенины и Рождество. Масленница считалась языческим праздником, но по немного позже она прочно вошла в календарь русского народа и отмечается в наши дни.
Народные праздники – самые древние. Они образуют три цикла: зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.
Главное в праздниках зимне-весеннего цикла – культ Солнца, идея света и тепла. У весенне-летних праздников - культ воскрешающей природы, вместе с которой оживают души предков. Все обрядовые действа этого цикла связаны с поминовением усопших и с выражением идеи единства человека и растительного мира. Смысл осенних праздничных ритуалов - воздать должное человеческому труду и земле, которая вложила свои силы в полученный урожай.
Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции. Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым.
Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.
Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ - НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Праздник Урожая Сентябрь
Праздник Архангела Михаила Сентябрь
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября
Кузьминки Ноябрь
День Святого Николая – Праздник добрых дел Декабрь
Рождество Декабрь-Январь
Колядки Январь
Масленница Март
Пасха Апрель
Троица Май