Приложение МААМ

Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика

Елена Федоренко
Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

по формированию культуры здоровья дошкольников

«Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года»

Пояснительная записка.

Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями. Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения, она самоценна сама по себе и заключена в факте существования. Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания. Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной составляющей в целостной характеристике образа человека. Обществу особенно необходимо возвращение к истокам русской духовности, к традициям народной культуры. Простейшие методы, которые практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются, исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек предстает как целостная личность, здоровая не только физически, но и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие духовно-нравственные характеристики индивида.

Темочки:

Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Нельзя не отметить принижение значения способности ребенка дошкольного возраста к подражанию, которое позволяет обратиться к его эмоционально-волевой и сделать приоритетными невербальные методы обучения.

Педагогическая практика показывает, что в результате совместной деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья.

Цель: развитие и укрепление индивидуальных способностей, самостоятельности, мотивации к здоровому образу жизни, повышение реального уровня здоровья воспитанников через подготовку и проведение народных праздников.

Задачи программы:

-Психофизическая разрядка и психокоррекция

-Формирование духовно-нравственного компонента культуры здоровья дошкольников на основе традиций и организации педагогического процесса как активного проживания детьми и родителями традиционных народных праздников.

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

- Формирование привычки к здоровому образу жизни.

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- Привитие культурно-гигиенических навыков.

Ожидаемый результат: планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приведет не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширит кругозор.

Духовно-нравственный компонент здоровья дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности, особенно в игре как ведущей деятельности ребенка, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.

Обращаясь к древнерусским текстам или произведениям русских классиков, нельзя не ощутить особого отношения русского человека к земле. Земля-матушка, Земля-кормилица – так называет её русский человек. Мы хотим воспитать в детях такую любовь к земле, к русским традициям, которая станет основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Традиционные русские праздники становятся не только основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья, но и жизненным стержнем современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.

Христианскими праздниками на Руси считались Пасха, День Ивана Купалы, Осенины и Рождество. Масленница считалась языческим праздником, но по немного позже она прочно вошла в календарь русского народа и отмечается в наши дни.

Народные праздники – самые древние. Они образуют три цикла: зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.

Главное в праздниках зимне-весеннего цикла – культ Солнца, идея света и тепла. У весенне-летних праздников - культ воскрешающей природы, вместе с которой оживают души предков. Все обрядовые действа этого цикла связаны с поминовением усопших и с выражением идеи единства человека и растительного мира. Смысл осенних праздничных ритуалов - воздать должное человеческому труду и земле, которая вложила свои силы в полученный урожай.

Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции. Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым.

Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.

Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ - НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Праздник Урожая Сентябрь

Праздник Архангела Михаила Сентябрь

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября

Кузьминки Ноябрь

День Святого Николая – Праздник добрых дел Декабрь

Рождество Декабрь-Январь

Колядки Январь

Масленница Март

Пасха Апрель

Троица Май

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка» «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и.

Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести.

Консультация для воспитателя «Культура здоровья семьи» Одной из главных задач политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование ответственности.

Консультация «Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников»Консультация «Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников» Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима.

Место и значение праздников и развлечений в экологическом воспитании старших дошкольников Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания детей трудно переоценить. Экологический досуг - эта форма организации.

Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников " Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников. " (из опыта.

Консультация «Педагогика удивления на уроках кружка английского языка для дошкольников» Что такое педагогика удивления? Педагогика удивления – особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и.

Вальдорфская педагогика. Столик времён годаВальдорфская педагогика. Столик времён года На днях я познакомилась с одним из разделов педагогики - Вальдорфская педагогика. Что из себя представляет эта педагогика? Вальдрфское.

Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников Слайд №1 Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Возможности инклюзивного образования. Организация.

Эссе «Культура здоровья» Эссе на тему: «Культура здоровья». Воспитатель: Белоносова Юлия Валерьевна. Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 22:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Вальдорфская педагогика» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федоренко (УИ 277876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД