Ползикова
Культура общения детей дошкольного возраста
Культура общения детей дошкольного возраста
Аннотация: рассмотрение формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста на примерах жизненных ситуаций, сюжетно - ролевых и дидактических игр, театрализованной деятельности.
Ключевые слова: культура общения, речевая культура, формирование общения.
Публикация «Культура общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование культуры речевого общения – это особенный курс в обучении детей в дошкольной образовательной организации. Его цель направлена на примеры жизненных ситуаций, ведь только в общении дети могут освоить культуру общения и научиться применять её в жизни. Даже самые незначительные стремления к игре или общение друг с другом несут развитие речевого общения, и это должно приветствоваться взрослыми, педагогами и родителями. Детям нельзя отказывать в общении между собой, именно друг у друга они учатся разговаривать, и вежливо вести себя в обществе. Воспитанники детского сада во время нахождения в нем, почти всегда заняты в совместной игре. Это образовательная деятельность, сюжетно - ролевые и дидактические игры, театрализованная деятельность, наблюдения, экскурсии. Вся деятельность детей направлена к обмену впечатлениями. А если ребенок хочет поделиться, то он должен обратиться к другому ребёнку и тогда возникнет диалог между ними. Задача взрослого состоит в том, чтобы правильно направить взаимоотношения детей на формирование речевой культуры. Взрослому необходимо научить детей договариваться между собой, не вступать в конфликты, проявлять терпение и вежливость по отношению к друг-другу, делиться игрушками, не врываться в чужую игру, а спросить разрешения поиграть всем вместе. Ребенок к концу дошкольного возраста должен обладать знаниями культурного общения и поведения. Использовать их в общении со сверстниками и с взрослыми. Одним из важнейших условий формирования речевой культуры общения является то, что только под руководством любого взрослого (педагога, родителя, психолога) дети приобретают опыт культурного речевого общения. Примеры культурного общения легче усваиваются дошкольником, если работа над этим со стороны воспитателя ведётся целенаправленно и систематически. Если воспитатель уделяет внимание работе не только во время режимных моментов, но и следит, как ведут себя дети во время свободной самостоятельной деятельности, и интересуется у родителей, как ведут себя дети дома, на улице. Формирование культуры общения, так же зависит от работы с родителями, так как они главный пример для своего ребенка. Дом оказывает очень большое влияние на дошкольника, которое иногда невозможно перебороть с помощью педагогических средств. Уже с раннего возраста взрослый формирует у ребёнка спокойный и приветливый тон в беседе с детьми или взрослыми, а также необходимо обращать внимание и искоренять отрицательные интонации, очень часто присутствующие при общении детей : плаксивость, грубость и капризы. Дошкольник уже должен уметь тихо и спокойно разговаривать, при общении смотреть в лицо собеседнику, вести себя вежливо, здороваться и прощаться без напоминания, знать, когда можно немного пошуметь, а когда нужно вести себя тихо и сдержанно. Воспитатель должен помнить о том, что не всякое вежливое обращение есть культура речевого общения. В результате обучения у детей должны быть сформированы речевые навыки, без которых невозможно создать любое вежливое высказывание. Беседа является очень важным приемом не только для развития культуры общения, но еще и развитием связной речи. В процессе беседы у ребёнка развивается мышление, что способствует развитию логических высказываний и улучшению функции общения. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Так же имеет значение чтение книг с моральным содержанием. Через книги дети учатся оценивать поступки героев. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в игре могут быть разные жизненные ситуации. Таким образом, для формирования культуры речи общения используются разные методы и средства, которые зависят от развития речевых навыков и умений у детей и их содержания.