Татьяна Алекберова
Культура народов Забайкалья в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культура народов Забайкалья в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Алекберова Татьяна Ивановна
МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»
Гуманистическая направленность образования основывается
на праве ребенка получать всю полноту знаний о мире, культуре,
традициях народов, населяющих нашу Родину.
Публикация «Культура народов Забайкалья в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Забайкальский край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
На современном этапе развития образования духовно - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – яркая пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Дети разных национальностей, посещают детский сад, повседневно общаются, играют, рисуют, рассказывают сказки, поют и танцуют, внося в деятельность элементы своей национальной культуры.
Задачи духовно-нравственного воспитания реализуются в нашем детском саду в рамках модифицированной программы по приоритетному направлению «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», которая введена в ДОУ с 2015 года в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Актуальность. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, учителя бурятского языка, специалистов, социальных партнеров, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей, как с русским народным творчеством, так и творчеством других народов, населяющих Республику Бурятия, зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал историю, народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.
Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, украинцы, татары, узбеки, белорусы, буряты, семейские? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? Каковы были народные герои?
Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Так мы, педагоги, посчитали необходимым донести до сознания детей своих воспитанников и их родителей, что они являются носителями народной культуры.
Одним из приоритетов модифицированной программы по этнокультуре является задача - знакомство с атмосферой национального быта. Познакомили детей с предметами, характерными для русского народного быта, быта бурят, казаков, семейских, славянских народов, народов Севера.
Наряду со знакомством атмосферы национального быта, широкого использования фольклора, для чего мы обратились к истокам народной культуры. Ведь содержание народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Следующим этапом было знакомство с народным искусством, а также народными и хороводными играми, мы начали знакомить с традиционными светскими и религиозными обрядовыми праздниками, ритуалами, семейными традициями и ценностями. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Знакомили с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйцами, обмениваться ими, печь куличи, знакомили с пасхальными играми. Дети приносили пасхальные яйца из дома, рассказывали, как их красили с родителями.
Таким образом, у детей возникал интерес к традиционным и обрядовым праздникам, особенностям ритуала гостеприимства в разных народных культурах.
Гостеприимство - готовность, желание принимать гостей; радушие, хлебосольство.
Красной строкой и лейтмотивом во всех культурах значится – толерантность, то есть принятие любых гостей, к какому бы они не относились сословию, каким бы цветом кожи не обладали, какую бы религию не исповедовали, даже будь они врагами, но законы гостеприимства диктуют своё : гость – это, в первую очередь, самая важная персона в доме и долг хозяина приветить гостя угостить, накормить, напоить, а за богатым и хлебосольным столом возможно решить все проблемы, вопросы и найти компромиссы. Поэтому считаем, что знания детей о законах гостеприимства воспитают в детях чувство толерантности, умения находить общие интересы и относится на равных со всеми, кто рядом.
Одной из задач духовно-нравственного развития является задача патриотического воспитания детей дошкольного возраста на исторических примерах. Чувство патриотизма начинает зарождаться у детей с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, за своих героев.
В год 75-летнего юбилея Победы в нашем детском саду реализовывается проект «Защитники земли Русской». Цель проекта – познакомить детей с народными героями и их подвигами. Формы работы над проектом: беседы о народных героях, их месте в истории народностей; создание макетов, поделок с изображением героев, с соответствующим описанием героев, их подвигов; методы использования в непосредственно-образовательном процессе, игровой деятельности, разработка сценариев мероприятий, досугов, театральных постановок.
В соответствие с программой по этнокультурному направлению в детском саду запланировано и реализуется изучение следующих культур народов, населяющих Республику Бурятия: русские, украинцы, белорусы, татары, семейские, казаки, буряты, эвенки. В соответствие с изучаемой культурой, педагоги совместно с родителями разрабатывают и реализуют проект.
Русские – создали предметно-пространственную среду для изучения народного героя Ермака. Первый русский завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич.
Семейские – сделали макет и описание жизнедеятельности протопопа Аввакума Петрова (1620-1682) (в миру Аввакум Кондратьевич Петров, он был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века в Российском государстве. С его именем связано переселение староверов более 250-ти лет назад в Сибирь. В этом году отмечается 400-летие протопопа Аввакума. Юбилейные мероприятия по этому поводу намечены на сентябрь 2020 года. Коллектив нашего детского сада будет принимать самое активное участие в этих мероприятиях. В январе 2020 года нам присвоено звание «Стажировочной площадки по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья».
Татары выбрали в качестве изучения народного героя Челубея - персонажа «Сказания о Мамаевом побоище» (известное литературное произведение). Согласно «Сказанию.», Челубей отличался не только физической силой, но и особым мастерством военной выучки. Согласно легенде, 8 сентября 1380 года тюркский богатырь из войска темника Мамая перед началом Куликовской битвы сражался с иноком Пересветом и оба поединщика, якобы, погибли в бою, одновременно пронзив друг друга копьями.
Изучая бурятскую культуру, мы обратились к герою народных сказок Будамшу. Дети дошкольного возраста, изучая фольклор бурятского народа знакомятся с народным героем бурятского фольклора - подростком, проказником, хитрецом и весельчаком, защитником бедняков, Будамшу. Ставят театральные постановки на основе сказок о нем.
Казаки – на примере героя войны казачьем атамане Платове, дети прослеживают героические поступки казаков, учатся военной выправке, дисциплине, военным профессиям и навыкам.
Северные народы представляют богатырей Содани и Дэвэлчэнэ -
это герои эвенкийских нимнгакана (героических сказаний).
Славянские народы изучают и готовят макеты с известными детям, народными героями Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем – былинными богатырями, защитниками Земли Русской.
На примере народных героев, их подвигов во имя общественных, семейных, гражданских идеалов - идет формирование представления дошкольников о нравственных ценностях, любви к Родине, отношения к труду, знанию, образованию. Дети будут лучше знать историю, учиться любить свою Родину, уважать старших, воспитывать в себе силу воли, заниматься спортом, чтобы в будущем самим стать защитниками родной земли, настоящими патриотами.
Объединение усилий педагогов, специалистов, сотрудников дополнительного образования, артистов театров и театральных студий, родительской общественности – всеми участниками образовательного процесса в работе над проектом во многом способствуют успешному решению задач духовно-нравственного развития и патриотического воспитания в соответствие с ФГОС ДО.
Наши родители полноправные участники образовательного процесса в ДОУ, поэтому мы всегда можем обратиться к ним за помощью в любом вопросе. Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей. Родителей и педагогов привлекают насыщенность совместных событий, что подтверждается проведенными нами мероприятиями: квесты, клубные часы, календарные праздники, работа над грантовыми проектами, создание насыщенной предметно-пространственной среды, где родители принимали непосредственное участие.
Во время такой деятельности возможен поиск эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам разнообразной народной культуры, духовно-нравственному воспитанию.