Надежда Щербина
Куклотерапия — педагогическая технология в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель — логопед Щербина Н. Ф.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами
речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.
Публикация «Куклотерапия — педагогическая технология в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Куклотерапия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
Поиск новых форм и методов обучения детей с ОНР – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.
Одной из форм может быть игра- как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносит ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с ОНР в мою работу вошла инновационная технология - куклотерапия.
Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Куклотерапия один из видов арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Ребенок, познавая реальный мир его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.
Куклотерапия используется мной для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми имеющими эмоциональную травму.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа :
1. Изготовление кукол.
2. Использование кукол.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
(фото)
В куклотерапии использую такие варианты кукол :
пальчиковые куклы, варежковые куклы, перчаточные куклы, ростовая кукла.
Большое значение имеет организация пространственно-развивающей среды – волшебный уголок «кукляндия».Куклы живут дружными семьями. У каждой семьи своя фамилия (соответствующая виду кукол) например: семья Пальчиковых, семья Варежкеных, семья Перчатковых, семья Деревянных и Петрушки, т. е. бибабо. фото
ЗАДАЧИ
-развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;
-развитие координации движений;
-пространственная ориентация;
- автоматизация и дифференциация звуков;
-развитие связанной речи;
-развитие памяти, внимания, мышления;
-развитие коммуникативных навыков, эмоционального настроя.
На индивидуальных логопедических занятиях использую прием – «театр одного актера».Ребенок выбирает куклу и ведет с ней диалог. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, мини – сказки, учавствуют в постановке обычной сказки. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой сфере. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.
Варежковые куклы
Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как зимняя варежка. Манипуляция такой куклой развивает гибкость, подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует так же развитию плавности, выразительности и четкости речи, силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых суставов. На основе варежки сделаны такие виды кукол, как РЫБКИ и ГОВОРУНЧИКИ. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка поплывет. Рыбка очень помогает, когда я учу детей отхлопывать определенный ритм.
Говорунчика нашего зовут обезьянка Микки. У нее вшит подвижный язычок. Эта кукла используется на подготовительном этапе постановки звука и во время постановки звука. Дети объясняют кукле, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении звука.
Пальчиковые куклы
Эти миниатюрные куклы надеваются на указательный палец. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений со словом, развивает инонациональный и поэтический слух. Пальчиковые куклы используем при разыгрывании сценок например «Поссорились-помирились», сказок- импровизаций «Теремок», «Колобок», «Мудрая лягушка», «Мудрый король».
В работе над лексическими темами, используем куклы для составления описательного рассказа, для сравнения.
Необычные существа «Гонзики» - это глазки одетые на указательный палец. Чаще их используем в работе по обучению грамоте. Цвета «гонзиков» красный, синий, зеленый – в звуко-слоговом анализе слов, в дифференциации твердых и мягких звуков. Используя мини сказки- связки очень интересно проходит автоматизация звуков в предложениях
Перчаточные куклы
Перчаточные куклы используют для различных упражнения с чтением стихов.
Ростовая кукла
Ростовая кукла или объёмная используется для проигрывания ролевой игры, зазывала на занятия. Бывает в роли гостя или послушного ученика.
Деревянная кукла
Деревянная кукла используется при рассказывании сказок.