Лучший педагог года

Конспект занятия «Кукла-берегиня»

Светлана Андреева
Конспект занятия «Кукла-берегиня»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия : “Кукла-берегиня”.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

Образовательные

1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с цветной бумагой, используя разные способы украшения народного костюма.

Воспитательные

1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.

Публикация «Конспект занятия „Кукла-берегиня“» размещена в разделах

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Развивающие

1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.

2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Оборудование: цветная бумага, инструменты, макеты кукол.

Девиз занятия : “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).

“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).

План занятия :

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

2. Вступительная часть. Тема, цель.

3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.

4. Объяснения задания (практическая часть) : а) проверка наличия кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.

5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с воспитанниками.

6. Итог занятия : а) анализ работ; б) вывод по занятию; в) оценивание работ;

7. Самоанализ занятия : дать краткую характеристику проведенного занятия.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя.

- Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Показываю рисунок или куклу изготовленную своими руками с белым личиком.

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.

В женском костюме существовала две формы: сарафанная и поневная

Показываем два разных рисунка с формами женских костюмов.

А мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом.

Обязательно наглядный материал, рисунок или поделку представляем детям.

Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.

- А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини.

Практическая часть занятия.

- А теперь прошу вашего внимания, т. к. мы переходим ко II части нашего занятия – декоративное оформление кукол-берегинь.

Наша задача – завершить работу по изготовлению кукол.

Работа будет проводиться в мини-группах.

У каждой группы на столе заготовки кукол и все необходимое (раздаточный материал образцов, материал, инструменты для выполнения оформления).

- Каждая группа уже определилась, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Дети самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини и монтажу всех деталей в группах.

Заключительная часть занятия.

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Пеню русскую споем, да не одну!

Воспитатель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце занятия создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь.

Публикации по теме:

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится.

Творческий проект «Русская матрешка» Проект «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Цель проекта: 1. Воспитывать у детей интерес к национальной культуре, традициям народным промыслам. 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Кукла-берегиня»
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 22:39
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Кукла-берегиня»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД