Светлана Андреева
Конспект занятия «Кукла-берегиня»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : “Кукла-берегиня”.
Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи:
Образовательные
1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с цветной бумагой, используя разные способы украшения народного костюма.
Воспитательные
1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.
Публикация «Конспект занятия „Кукла-берегиня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Берегиня
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.
Развивающие
1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.
2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.
Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая.
Оборудование: цветная бумага, инструменты, макеты кукол.
Девиз занятия : “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).
“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).
План занятия :
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
2. Вступительная часть. Тема, цель.
3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.
4. Объяснения задания (практическая часть) : а) проверка наличия кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с воспитанниками.
6. Итог занятия : а) анализ работ; б) вывод по занятию; в) оценивание работ;
7. Самоанализ занятия : дать краткую характеристику проведенного занятия.
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя.
- Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.
“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.
Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Показываю рисунок или куклу изготовленную своими руками с белым личиком.
Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.
Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.
В женском костюме существовала две формы: сарафанная и поневная
Показываем два разных рисунка с формами женских костюмов.
А мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом.
Обязательно наглядный материал, рисунок или поделку представляем детям.
Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.
- А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини.
Практическая часть занятия.
- А теперь прошу вашего внимания, т. к. мы переходим ко II части нашего занятия – декоративное оформление кукол-берегинь.
Наша задача – завершить работу по изготовлению кукол.
Работа будет проводиться в мини-группах.
У каждой группы на столе заготовки кукол и все необходимое (раздаточный материал образцов, материал, инструменты для выполнения оформления).
- Каждая группа уже определилась, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.
- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.
Дети самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини и монтажу всех деталей в группах.
Заключительная часть занятия.
Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведем хоровод, как в старину,
Пеню русскую споем, да не одну!
Воспитатель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.
В конце занятия создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь.