Александра Алексеева
Кружок «Занимательная логика» в подготовительной группе (по Колесниковой)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружковой работы
«Занимательная логика»
Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Кружок „Занимательная логика“ в подготовительной группе (по Колесниковой)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Формирование логических форм мышления (понятие, суждения и умозаключения) связано с освоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация) интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте.
Рабочая тетрадь Е. В. Колесниковой «Я решаю логические задачи», используемая на кружковой деятельности «Занимательная логика», способствует развитию у ребенка концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза. Работа в тетради поможет научиться решать логические задачи по разделам: поиск недостающей фигуры, положение ряда, нахождение ошибки, умозаключение, словестные игры и упражнения.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:
• Наглядно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
• Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
• Логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Возраст от шести до семи лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Возраст 6-7 лет – значимый период детского развития. Это последний год отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования важных характеристик ребенка.
Дошкольники с развитым интеллектом, со способностью логически мыслить быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд, труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется познать.
Цель работы кружка: предоставить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и подготовиться к последующему обучению в школе.
Основные задачи:
1. Развивать умение решать логические задачи, адекватные возрасту;
2. Учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем);
3. Формировать умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
4. Развивать предпосылки учебной деятельности:
-умение понимать учебную задачу;
-самостоятельно решать предложенную задачу;
-осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Закреплять знания о цифрах, порядковом счете и геометрических фигурах.
Формы и методы работы с детьми:
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Занятие включает в себя три этапа:
1. Вводная часть:
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
2. Основная часть занятия:
Организация детского внимания;
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)
3. Заключительная:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, самооценка, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Условия реализации программы:
• Систематическое проведение занятий.
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей;).
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Итоговое мероприятие: Показательное занятие для родителей и воспитанников по итогам работы кружка «Чему мы научились за год».
Комплексно-тематическое планирование занятий дополнительного образования «Занимательная логика».
Программное содержание
Октябрь
1 «Развитие познавательного внимания». Развивать зрительное внимание посредством нахождения отличий между картинками.
2 «Развитие избирательности зрительного внимания». Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания.
3 «Развитие избирательности зрительного внимания». Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания.
4 «Развитие концентрации зрительного внимания». Развивать пространственное мышление, зрительное внимание.
Ноябрь
5 «Анализ и синтез предметов сложной формы». Закреплять знания о внешнем виде геометрических фигур, развивать умение анализировать.
6 «Анализ и синтез предметов сложной формы». Развивать логическое мышление и закреплять умение закрашивать внутри контура.
7 «Анализ и синтез предметов сложной формы». Развивать навыки сравнения геометрических фигур. Закреплять умение закрашивать внутри контура.
8 «Поиск недостающей фигуры. Количество и счет». Развивать навыки порядкового счета, умения писать цифры и рисовать геометрические фигуры.
Декабрь
9 «Поиск недостающего предмета. Величина. Геометрические фигуры». Развивать навыки рисования геометрических фигур. Развивать логику.
10 «Поиск недостающей фигуры. Ориентировка в пространстве». Развивать логику, мышление, учить находить схожие и различные признаки. Закреплять умение рисовать простые предметы.
11 «Поиск недостающей фигуры по нескольким признакам». Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Развивать умение перерисовывать простые предметы.
12 «Продолжение ряда. Количество и счет». Учить находить закономерность. Закреплять навыки рисования геометрических фигур и простых предметов.
13 «Продолжение ряда. Количество и счет. Величина». Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца.
Январь
14 «Продолжение ряда. Геометрические фигуры». Развивать пространственное мышление, закреплять знания о геометрических фигурах, знакомых ранее, и знакомить с новыми (пятиугольник, шестиугольник)
15 «Продолжение ряда. Ориентировка во времени». Учить находить закономерности в изображениях предметов. Развивать навыки ориентирования во времени.
16 «Продолжение ряда по нескольким признакам». Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца, дорисовывая недостающие предметы.
Февраль
17 «Нахождение ошибки. Количество и счет». Выявлять несоответствия в изображении предметов.
18 «Нахождение ошибки. Количество и счет». Выявлять несоответствия в изображении предметов.
19 «Нахождение ошибки. Величина». Учить находить отличия между предметами, сравнивая из по величине.
20 «Нахождение ошибки. Геометрические фигуры». Учить сравнивать геометрические фигуры по внешнему виду и признакам.
Март
21 «Нахождение ошибки. Ориентировка во времени». Учить находить несоответствие в порядке расположения изображений, исключать лишнее.
22 «Нахождение ошибки. Ориентировка в пространстве». Учить детей находить различия в предметах, сравнивая их положение в пространстве.
23 «Умозаключения». Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
24 «Умозаключения». Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
25 «Умозаключения». Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
Апрель
26 «Умозаключения». Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
27 «Словесные и логические игры и упражнения» Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
28 «Словесные и логические игры и упражнения» Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.
29 «Логические задачи». Развивать логическое мышление. Учить решать логические задачи.
Май
30 «Продолжи ряд». Учить отмечать закономерности в ряду, восполнять недостающие предметы.
31 «Нарисуй по образцу». Учить четко повторять изображение. Развивать навык плавного рисования линий.
32 «Логические задачи». Развивать умение логически мыслить, решать логические задачи.
Литература.
1. Колесников Е. В. «Я решаю математические задачи: Математика для детей 5-7 лет». 2-е изд., исправл. – М. : ТЦ Сфера, 2017 г. – 48 с.
2. Логика / под ред. О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2008. – 115 с.
3. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Детство – пресс. 2010. – 112 с.
4. [Электронный ресурс] https://ped-kopilka.ru/ (Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 - 7 лет).
МОНИТОРИНГ:
Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 - 7 лет)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова, затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т. е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.
Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт, с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.
Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет
Цели:
1. Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).
2. Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0— 1 балл.
Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.