Юлия Анатольевна Гудожникова
Кружок «Юный конструктор» для детей 4–5 лет
Кружок «Юный конструктор» с детьми 4-5 лет, начал свою работу с октября 2021 года. Кружок посещало 12 воспитанников. Занятия в кружке проводились 2 раз в неделю, по 20 минут.
Кружковая работа осуществлялась в соответствии с нормативно - правовыми актами в сфере образования. Положением о создании кружковой работы в МДОУ, Уставом. Работа в кружке велась на основании приказа руководителя детского сада.
Публикация «Кружок „Юный конструктор“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Работа по организации кружковой деятельности началась с составления
перспективного и тематического планов занятий кружка.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Юный Конструктор» была основана на программе: Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования. «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : Самара: Вектор, 2018.
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
-расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
-развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
-развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
-развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
-создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие:
-формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Основными принципами работы кружка являлось добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
С детьми проводилась следующая работа:
Конструирование плоскостных и объёмных фигур по образцу, по схеме, с помощью слухового диктанта. Знакомство с понятием «дуга», «шарик», с правилами соединения деталей конструктора. Учились делать замещение, соединять различные фигуры в единую композицию, объединённую тематически.
В коллективных работах, дети учились совместно планировать свою деятельность, распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат, самостоятельно подбирать детали конструктора для той или иной поделки.
Для реализации поставленных задач использовала следующие
методы и приемы обучения:
Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ; моделирование);
Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ.
Начальная диагностика проводилась с целью выявления знаний, умений и навыков для детей от 4 до 5 лет по следующим критериям:
• Знает различные виды многоугольников
• Называет и конструирует треугольник, квадрат, прямоугольник из других фигур
• Сравнивает и квалифицирует фигуры по 1-2 свойствам
• Ориент-ка в понятиях вперед, назад, далеко-близко, выше-ниже, между
• Считает, сравнивает числа от 1 до 5
• Конструирует плоские фигуры по образцу, схеме
Начальная диагностика показала, что 1 ребенок из 12 имеют высокий уровень знаний основных понятий, 8 детей имеют средний уровень, у 4 детей низкий уровень.
По результатам итоговой диагностики было выявлено, что 6 детей из 12 имеют средний уровень основных понятий, у 12 детей высокий уровень.
Результаты диагностики фиксировались в диагностических картах.
Мониторинг по конструированию для детей от 4 до 5 лет
№ Фамилия имя ребенка Знает различные виды многоугольников
Называет и конструирует треугольник, квадрат, прямоугольник из других фигур Сравнивает и квалифицирует фигуры по 1-2 свойствам
Ориент-ка в понятиях вперед, назад, далеко-близко, выше-ниже, между Считает, сравнивает числа от 1 до 5 Конструирует плоские фигуры по образцу, схеме Общее количество баллов Уровень
1
При подведении итогов реализации программы кружка использовались такие формы, как:
- фото отчет представленный в методический кабинет;
- фото отчет для родителей воспитанников в группе вайбер 1 раз в месяц, еженедельно памятки и консультации для родителей.