Евгения Михайлова
Кружок «Юный художник»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"
«Берёзка».
Кружковая работа в первой младшей группе по рисованию.
«Юный художник.»
Наш девиз: Рисуем, играем, детей развиваем! Вместе гуляем, вместе играем, учимся вместе и отдыхаем!
Руководитель кружка : Михайлова Евгения Иосифовна.
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»
Темочки:
В. А. Сухомлинский.
Кружок «Юный художник» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисования в плане умственного и эстетического развития ребенка.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Рисуя, каждый ребенок отображает свой внутренний мир, высказывает свое отношение к окружающим. Многие детские психологи утверждают, что ребенок не только выражает свои мысли и чувства посредством рисования, но и как бы описывает самого себя.
Рисование интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование пробуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.
Играя в творчество, ребенок научится различать цвета и оттенки, размер и количество. Узнает про диких и домашних животных, птиц, насекомых, времена года. Пытаясь воспроизвести на бумаге то, что он увидел и узнал об окружающем мире, малыш закрепит свои знания, привыкнет к ним.
Не умея еще выразить свои чувства словами, кроха сможет выразить их в творчестве. У малыша будет богатая фантазия! Он станет самостоятельнее, усидчивее, ему будет интересно учиться.
Ребенок станет решительнее: он же учится принимать решения - куда приклеить и т. д.
Если ребенку нравится творческий процесс, если ему интересно, то начинать никогда не рано. И тем более никогда не поздно.
Да, малышовые творения в столь юном возрасте - по большому счету, просто каляки-маляки, но придет время и повзрослеет малыш, может он и не станет великим художником, но он сможет чувствовать прекрасное, оценит его по достоинству и никогда не разрушит. Разве этого мало?
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Цель:
Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по рисованию. Общее количество занятий в год -28, время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года и рассчитана на год.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Форма занятий – подгрупповая
Основные методики техник рисования
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Перспективный план работы кружка «Юный художник.»
Сентябрь.
Неделя Занятие Цель
1 «Спрячь картинку!» Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш; самостоятельно рисовать (черкание); формировать интерес к изобразительной деятельности.
2 «Палочки». Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш ; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; формировать интерес к рисованию.
3 «Грибы.» Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш ; рисовать палочки – прямые вертикальные линии ; не выходить за границу рисунка, формировать интерес к рисованию.
4 «Лопатки.» Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш ; рисовать палочки – прямые вертикальные линии ; контролировать длину линии, её начало и конец ; формировать интерес к рисованию.
Октябрь.
Неделя Занятие Цель
1 «Травка.» Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш ; рисовать палочки – прямые вертикальные линии ; контролировать длину линии, её начало и конец ; формировать интерес к рисованию.
2 «Дождик» Формировать у детей умение держать в руке карандаш ;рисовать прямые вертикальные линии, не выходить за пределы ограничительной линии, формировать интерес к рисованию.
3 «Дорожки». Формировать у детей умение правильно держать в руке карандаш ; рисовать «дорожки», развивать зрительное восприятие пространства.
4 «Круги» Закреплять у детей умение правильно держать в руке карандаш; рисовать круги, формировать интерес к рисованию.
Ноябрь.
Неделя Занятие Цель
1 «Мячи.» Закреплять у детей умение правильно держать в руке карандаш, рисовать круги разного диаметра,располагать их равномерно на листе бумаги, формировать интерес к рисованию.
2 «Воздушные шарики» Закреплять у детей умение правильно держать в руке карандаш, рисовать круги; формировать интерес к рисованию.
3 «Яблоки.» Закреплять у детей умение правильно держать в руке карандаш, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно,не выходить за границу контура ; формировать интерес к рисованию.
4 «Первый снег.» Формировать у детей навыки рисования красками при помощи пальцев; формировать интерес к рисованию.
Декабрь.
Неделя Занятие Цель
1 «Новогодняя ёлка» Закреплять у детей умение правильно держать в руке карандаш, рисовать круги; формировать интерес к рисованию.
2 «Зажигаем огоньки» Формировать у детей умение наносить яркие мазки на тёмный фон.
3. «Маленькой ёлочке холодно зимой» Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. (снежинки, снежные комочки).
Январь.
Неделя Занятие Цель
1 «Снежок порхает, кружится» Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.
2 «Зимняя полянка» Закрепление приёма рисования пальчиками, формирование интереса к рисованию.
3 «Конфетти» Продолжать формировать умение рисования пальчиками, знакомить с цветом, формировать интерес к рисованию.
Февраль.
Неделя Занятие Цель
1 «Снег идёт» Продолжать формировать умение рисовать красками Развивать воображение.
2 «Ягоды» Закреплять навык рисования пальчиками, формировать интерес к рисованию.
3 «Ладошки» Учить детей рисовать ладошками, формировать интерес к рисованию.
4 «Птички». Учить детей рисовать ладошками, формировать интерес к рисованию.
Март.
Неделя Занятие Цель
1 «Цветы для мамочки» Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.
2 «Фруктовый сад» Закреплять навыки рисования ладонями и пальцами, формировать интерес к рисованию.
3 «Подснежники» Учить детей рисовать тычками,создавая форму цвета.
4 «Дорожки» Научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза, формировать интерес к рисованию.
Апрель.
Неделя Занятие Цель
1 «Солнышко и облака» Формировать умение рисовать круги,овалы,наносить мазки, формировать интерес к рисованию.
2 «Кубики» Научить детей рисовать красками при помощи штампа, формировать интерес к рисованию.
3 «Божьи коровки на лужайке» Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
4 «Гусеница» Закреплять умение рисовать красками с помощью штампа; используя фигуры или овощи, располагать отпечатки рядом друг с другом, формировать интерес к рисованию.
Май.
Неделя Занятие Цель
1 «Вот какой у нас салют!» Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
2 «Птички – невелички» Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).
3. «Цыплятки» Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов
Литература, используемая педагогом для разработки кружка
и организации образовательного процесса
1. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.