Светлана Таранда
Кружок по нетрадиционным техникам творчества «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Изобразительная деятельность дошкольников является большим потенциалом для раскрытия детского творчества в изобразительной деятельности. Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. При создании своих работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техники рисования. При этом неизвестно, какое изображение получиться, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно.
Публикация «Кружок по нетрадиционным техникам творчества „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Изучив запросы родителей на дополнительное образование, была разработана программа для детей по нетрадиционному творчеству.
Деятельность кружка будет организована в группе детей 5-6 лет в количестве 10 человек. Реализация программы рассчитана на 2017-2018 год. Непосредственно образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организованной совместной деятельности педагога с детьми, один раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут, 32 раза в год (с октября по май).
Цель программы: – Развитие детских творческих способностей путём внедрения в эстетическое воспитание нетрадиционных форм художественной деятельности.
Задачи программы кружка :
1. Формировать начальные знания художественной, коммуникативной, культуры различным видам деятельности и творчества. (рисования, пластилинографии,обрывной аппликации и т. д) .
2. Развивать художественный вкус, уверенность в своих возможностях, учить работать с разнообразными материалами.
3. Развивать умения создания собственных композиций.
4. Формировать культуру труда, правильное использование времени.
5. Воспитывать у детей способность видеть мир глазами художников, замечать и творить красоту.
6. Побуждать детей к творческим поискам и решениям.
Методы и приемы: беседа, показ, практические и наглядные методы, создание проблемных ситуаций и др.
Формы подведения итогов: выставки.
Ожидаемый результат:
1. Сформированы элементарные знания о нетрадиционных техниках творчества.
2. Сформирован художественный вкус.
3. Сформированы умения создания композиций.
4. Сформирована культура труда.
Виды и формы кружковой деятельности :
1. Коммуникативная: беседы по теме.
2. Продуктивная: создание поделок.
индивидуальная (каждый ребенок должен создать свою творческую работу);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
К реализации работы кружка будут привлечены родители детей, что позволит формировать конструктивные детско-родительские отношения.
Связь программы дополнительного образования с другими образовательными областями
Образовательные области Содержание интеграции
Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми, детьми; развитие всех
компонентов устной речи.
Социализация Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
Труд Воспитание ценностного отношения к собственному труду и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познание Сенсорное развитие; развитие позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества.
Содержание программы
1 этап
По изучению запросов родителей на дополнительное образование в начале учебного года подбирается состав детей.
Формирование элементарных знаний о нетрадиционных техниках творчества.
Развитие навыков и умений (использование различных материалов в работах)
Коллективная работа
Итого 32
Календарно-тематический план
Месяц № п/п Тема. Содержание Планируемые результаты развития интегративных качеств
Октябрь 1 Вводное занятие.
«Волшебство красок»
Расширить представления детей о нетрадиционном, изобразительном материале, вызвать интерес к нему.
«Любознательный, активный»
Октябрь 2 «Осенний парк»
«Отпечатки листьев»
Совершенствовать умение создавать композиции при помощи отпечатков листьев с нанесенныма на них красками; правильно держать кисть, развивать эстетическое восприятие.
«Любознательный, активный»
Октябрь 3 «Пластилиновое чудо»
пластилинография Познакомить детей с техникой пластилинографии, развивать мелкую моторику рук, развивать детское воображение, мышление.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»
Октябрь 4 «Грибы в корзине»
Продолжать знакомить детей с пластилинографией Формировать и развивать навыки ручного труда;развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»
Ноябрь 1 «Осеннее дерево»
обрывная аппликация
Совершенствовать умение работать с цветной бумагой.
Развивать мелкую моторику рук.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Ноябрь 2 «Цветочные фантазии»
пластилинография Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Ноябрь 3 «Забавные кляксы»
кляксография
Познакомить детей с новым способом изображения - кляксографией. научить придавать полученным кляксам настроение, развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Ноябрь 4 Продолжение ознакомления с «кляксографией»
Продолжать развивать развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Декабрь 1 «Тайны неба»
Граттаж
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж и материалами для таких работ. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
Декабрь 2 «Ночной город»
Граттаж
Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Декабрь 3 «Ой ты зимушка зима»
Свеча + акварель
Учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой). Развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки.
«Любознательный, активный» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;
Декабрь 4
«Дед Мороз»
Рисование солью
Научить новому приё му оформления изображения: присыпанием солью по мокрой краске для создания объёмности и изображения.
«Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»; «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,государстве, мире и природе»
Январь 1 «Елочные огоньки»
Рисование жёсткой полусухой кистью. Коллективная работа. Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Январь 2 «Снежная ночь»
Обрывная аппликация с элементами рисования.
Продолжать знакомить со смешанной техникой – обрывная аппликация с элементами рисования., развивать навыки работы в различных техниках;
развивать навыки комбинирования в декоративном изображении
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Январь 3 «Ёлочка»
Восковые мелки + акварель
Совершенствовать умение сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Воспитывать любовь к природе. Развивать эстетический вкус.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
Январь 4 «Зимний лес»
Рисование манкой или сахаром.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; развивать творческое воображение, мышление, фантазию. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Февраль 1
«Веселые снеговички»
Обрывная аппликация
Продолжать освоение обрывной техники аппликации и использования полосок цветной бумаги при составлении композиции. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Координировать движения обеих рук.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Февраль 2 «Сказочное дерево» Кляксография
Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, цветовосприятие дополнять изображение графическими средствами для создания выразительного образа. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Февраль 3 Монотипия предметная
Познакомить детей с техникой монотипия. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Февраль 4 «Бабочка»
Монотипия предметная Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать чувство композиции. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Март 1 «Цветик-семицветик»
Пластилинография Познакомить с приёмами «рисования» пластилином, учить создавать образ разноцветного цветка на плоскости, насыщать деталями до завершения образа.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Март 2 «Открытка для мамы».
Монотипия Продолжать знакомить детей с монотипией предмктной. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Март 3 «Загадочный космос»
Свеча + акварель
Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Март 4 Рисование по замыслу
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании (по выбору детей) с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Апрель 1 «Космические пришельцы»
Граттаж
Продолжить развивать навыки и умения в технике граттаж. Развивать фантазию, воображение.
«Любознательный, активный» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Апрель 2 «Золотая рыбка» Пластилинография
Расширять представление о пластилиновой живописи, о её способах изображения. Продолжать учить делать набросок простым карандашом, развивать воображение, фантазию. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
Апрель 3 «Ромашки» Рисование ватными палочками
Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке цветы. Развивать чувство композиции.
«Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Апрель 4 «Весеннее деревце» Кляксография + аппликация Учить детей работать с кляксами;
развивать творческое воображение воспитанников; развивать мышление, фантазию детей;
воспитывать интерес к творчеству.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 1 «Хоровод берёз»
Обрывная аппликация Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Развивать мелкую моторику детей, используя технику обрывной аппликации. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность. Воспитывать любовь к родному краю, и бережное отношение к природе.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 2 «Одуванчики» Восковые мелки + акварель Совершенствовать умение изображать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель). Развивать чувство цвета, фантазию, воображение.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Май 3 «Букет незабудок для мамы» Рисование ватными палочками Развивать творческие способности дошкольников, развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, развивать художественный вкус, чувство композиции, воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Май 4 Оформление выставки работ. В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.
Развивать интерес к изготовлению поделок в технике нетрадиционного творчества. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (октябрь, апрель). Мониторинг освоения детьми образовательной программы будет проведен руководителем кружка с использованием наблюдения за детской деятельностью и тестовых методов.
Мониторинг развития детей
Ф. И. ребенка Имеет представления о нетрад. техн. творч. Проявляет художественный вкус
Умеет создавать собственные композиции Владеет культурой труда Итого
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Работы оцениваются по уровням:
0 баллов – ребенок отказывается от организованной деятельности или не может с ней справится даже с помощью педагога;
1 балл – большенство компонентов не достаточно выражены; требуется пошаговый контроль и помощь педагога;
2 балла – умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь, советы педагога;
3 балла –соответствует возрасту (самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты).
4 балла – высокий (самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, оперируют предметными терминами).
Оценка эффективности реализации программы (степень продвижения ребенка в программе) :
Оценка уровня развития Начало года Конец года
Низкий уровень (большинство компонентов не достаточно развиты) 0-4 баллов Кол-во детей
10 %
100% Кол-во детей %
Средний уровень (отдельные компоненты не развиты) 5-8 баллов
Высокий уровень (соответствует возрасту) 9-12 баллов
Выше возрастных требований (развитие с опережением) 13-16 баллов
Литература.
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Москва-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с. ; илл.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
5. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
6. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина. М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 72с.
7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
8. Шкидская И. О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 87с.