МААМ-картинки

Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей

ТАТЬЯНА ШАШКОВА
Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Рябинушка»

КРУЖОК

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КАРТОННОЕ КРУЖЕВО»

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок обучения – 1год

Составитель:

Шашкова Татьяна Николаевна,

воспитатель

п. Приводино 2021г.

Пояснительная записка.

Публикация «Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей» размещена в разделах

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картонное кружево» разработана в соответствии с социальным заказом общеобразовательных школ МО «Котласский муниципальный район» (для детей дошкольного возраста).

Данная программа способствует – формированию и развитию творческих способностейобучающихся, а также на организацию их свободного времени.

Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие содержание программы.

Актуальность

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребёнку – дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала., необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача с детьми как раз состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое учёные рассматривают как деятельность высшего уровня – новизна её результата. К сожалению в работе с дошкольниками не достаточно предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. Технология «картонное кружево» представляет возможность творческого созидания развития мышления. Сотворчества между педагогом и ребёнком, более быстрого достижения результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребёнка. Стимулирует желание творить.

Это сравнительно малоиспользуемая оригинальная техника помогает решить следующие основные проблемы:

- Воспитание интереса к творчеству;

- Развитие мелкой моторики пальцев рук;

- Воспитание потребности трудиться.

Направленность образовательной программы художественно – эстетическая: создаются условия для художественного творчества ребенка в его реальной жизни.

Дополнительная программа составлена с учетом интереса детей, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей.

Организация образовательного процесса

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

Режим занятий

Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Программа предполагает проведение образовательной деятельности один раз в неделю во второй половине дня (продолжительность занятия 25-30 минут). Срок реализации – 1 год (36 учебных недель). Максимальное количество обучающихся в группе–до12человек. Специальных требований к уровню подготовки обучающихся нет.

Формы обучения: очная.

Цель – развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики, с помощью техники «картонное кружево».

Задачи.

Образовательные:

Знакомство с новой техникой;

Сформировать определённые навыки и умения;

Развивающие :

Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность и точность движений;

Способствовать развитию эстетических чувств, умения включаться в творческий процесс;

Способствовать развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного внимания, эмоционально – волевой сферы, мышления детей.

Воспитывающие:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

Формировать умение работать в коллективе.

Основные принципы Программы:

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

4. Сотрудничество ДОУ с семьей.

5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Педагогические принципы лежащие в основе программы:

- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.

- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.

- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.

- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Занятия могут проходить в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи).

Формы и методы работы:

- Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы,совет)

-наглядные;

-практические;

-игровые;

Формы занятий – совместная деятельность педагога и ребёнка в форме кружковой работы.

Условия реализации программы

Для реализации программы потребуется альбомы, клей ПВА, клей карандаш, инд. наборы цветного гофрированного картона, ножницы, клей пистолет.

Предполагаемые результаты:

Занятия ручным трудом в технике «Картонное кружево» способствует :

- развитию мелкой моторики;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концетрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки;

- расширение и обогащение художественного опыта;

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка);

- умение взаимодействовать друг с другом;

Сформируются навыки трудовой деятельности :

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- активность и самостоятельность в выполнении работ.

Реализации программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который дети изображают и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Формы контроля полученных знаний

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов.

Виды контроля включают:

1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков;

2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;

3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.

Контроль усвоения приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется через педагогическое наблюдение, устный опрос.

Содержание учебного плана

№ Сентябрь (4ч.)

1 Тема: «Путешествие в мир картона».

Теоретическая часть.

Цель: Познакомить детей с различными видами картона, его свойствами, выделить сходство и отличие от бумаги. Дать знания, где применяется картон.

2 Тема: «Знакомство с техникой картонное кружево».

Теоретическая часть.

Цель: Познакомить детей с работами в данной технике, вызвать интерес, желание выполнять работы в данной технике. Учить детей внимательно рассматривать работы, определять составляющие части композиции.

3 Тема: «Красивые круги».

Теоретическая часть:

Цель: рассматривание трафаретов, дать знания для чего и как их использовать.

Практическая часть: выполнение

Цель: Учить детей работать с трафаретами и шаблонами. Работа с ножницами. Наклеивать детали по разметкам, развивать точность движения руки, экономично использовать картон, накладывая трафарет.

4 Тема: «Весёлые фигуры».

Теоретическая часть:

Цель: Воспитывать умение у детей отгадывать загадки о геометрических фигурах.

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжать учить детей пользоваться трафаретом, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

Октябрь (4ч.)

5 Тема: «Фрукты на тарелке».

Теоретическая часть: закрепление правил работы с ножницами.

Практическая часть: выполнение

Цель: Закреплять умение пользоваться трафаретом, подбирать цвет, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

6 Тема: «Листопад».

Теоретическая часть:

Цель: Обучать детей рассматриванию иллюстраций, выделение характерных признаков- цвет, форма, расположение.

Практическая часть: выполнение

Цель: Совершенствовать навыки аккуратного вырезания и наклеивания, умение пользоваться трафаретом, умение красиво располагать детали на листе.

7 Тема: «Чайный сервиз»

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать учить детей рассматривать образец, выделяя характерные признаки, из каких деталей состоит предмет.

Практическая часть: выполнение

Цель: Подготовка деталей. Выбирать самостоятельно трафареты, самостоятельно находить цветовое решение аккуратно обводить и вырезать.

8 Тема: «Чайный сервиз».

Теоретическая часть.

Цель: Закрепить правила работы с клеем.

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжить работу, правильно располагать композицию на листе бумаги. Придавать работе эстетичный вид.

Формы работы: образовательная деятельность по речевому развитию

Ноябрь (4ч.)

9 Тема: «Игрушки»

Теоретическая часть:

Цель: Закрепление знаний о поэтессе А. Барто (чтение стихов, рассматривание иллюстраций). Загадывание загадок о игрушках.

10 Тема: «Игрушки»

Теоретическая часть:

Цель: Вспомнить стихи А. Барто, Продолжать развивать умение в работе с трафаретами. Воспитывать аккуратность, умение работать с ножницами, клеем.

Практическая часть: выполнение

Продолжать развивать умение в работе с трафаретами. Воспитывать аккуратность, умение работать с ножницами, клеем

11 Тема: «Слушание музыки «Клоуны»

Цель: Воспитывать умение слушать музыку, определять характер клоунов. Рассматривание иллюстраций.

Практическая часть: выполнение

Подготовка деталей к аппликации (обвести трафарет, вырезать, аккуратно по линии).

12 Тема: «Клоуны»

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжить работу, аккуратно наклеить, умение из отдельных деталей создать образ.

Декабрь (4ч)

13 Тема: «По замыслу»

Теоретическая часть:

Цель: Обобщить знания детей о плоскостной аппликации. Закрепить правила работы с ножницами.

Практическая часть: выполнение

Цель: умение использовать трафареты. Развивать творчество и воображение.

14 Тема: «Знакомство с техникой торцевание».

Теоретическая часть:

Цель: Познакомить детей с новой техникой в работе с гофрированным картоном – торцевание. Продолжать учить детей рассматривать образцы, видеть сходство и различие в сравнении с плоскостной аппликацией.

15 Тема: «Изготовление полосок – жгутиков»

Теоретическая часть:

Цель: Рассматривание готовых жгутиков.

Практическая часть: выполнение

Цель: Учить детей делать жгутики, накладывать их на лист точно на линии.

16 Тема: «Сугробы».

Теоретическая часть:

Цель: Закрепление слова «жгутик», развивать внимание.

Практическая часть: выполнение

Цель: Учить детей наклеивать готовые жгутики на нарисованные волнистые линии.

Январь (4ч)

17 Тема: «Ёлочка».

Теоретическая часть:

Цель: Отгадывание загадок про ёлочку. Развивать умение выделять характерные признаки – цвет, форма, вспомнить выполнение в технике торцевания – поэтапно.

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжать закреплять умение работать с гофрированным картоном, развитие мелкой моторики рук.

18 Тема: «Ёлочка»

Теоретическая часть:

Цель: Познакомить детей с методом сочетания плоскостной аппликации с методом торцевания. Рассматривания образца.

Практическая часть: выполнение

Цель: Придать работе законченный вид - заполнять пространство между жгутиками кусочками цветной бумаги. Учить ориентироваться на листе бумаги.

19 Тема: «Снежинка».

Теоретическая часть:

Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать наблюдательность при рассматривании образцов.

Практическая часть: выполнение

Цель: Развивать внимание, точность движения рук. Обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать навыки аккуратного наклеивания, умение правильно располагать снежинку на листе.

20 Тема: «Зимний лес» (композиция коллективная).

Теоретическая часть:

Цель: продолжать учить внимательно слушать и смотреть рассказ и показ педагога. Учить работать в коллективе.

Практическая часть: выполнение

Цель: Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из

гофрированного картона, наклеивание.

Февраль (4ч)

21 Тема: «По замыслу».

Теоретическая часть:

Цель: Обобщить знания детей о работе с гофрированным картоном, о плоскостной аппликации и торцевании. Закрепить правила работы с ножницами.

Практическая часть: выполнение

Цель: Умение выбирать и использовать трафареты, шаблоны. Развивать творчество и воображение.

22 Тема: «Гвоздики папе».

Теоретическая часть:

Цель: Чтение стихов о 23 февраля.

Практическая часть: выполнение

Цель: изготовление полосок – жгутиков. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

23 Тема: «Гвоздики папе».

Практическая часть: выполнение

Цели: Придать работе законченный вид, наклеивание жгутиков, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

24 Тема: «Кружевная шаль».

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать учить детей рассматривать образцы. Развивать внимание, наблюдательность. Умение выделять характерные признаки – цвет, форма, расположение.

Практическая часть: выполнение

Цель: Учить детей самостоятельно составлять композицию работы, располагая узор на треугольнике. Развивать воображение детей, умение составлять узор из предложенных вариантов цветов. Формировать эстетическое отношение к предметам.

Март (4ч)

25 Тема: «Кружевная шаль».

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжить работу по изготовлению аппликации. Придать работе законченный вид. Стараться получить эмоциональное наслаждение.

26 Тема: «Волшебный цветок».

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать закреплять знания детей в технике плоскостной аппликации. Развивать фантазию и воображение.

Практическая часть: выполнение

Цель: умение самостоятельно готовить детали для работы, используя трафареты. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

27 Тема: «Волшебный цветок».

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжить работу, используя приготовленные детали. Красиво располагать композицию на листе. Придавать работе эстетичный вид.

28 Тема: «Башенка».

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать учить детей рассматривать образцы, видеть сходство и различие.

Практическая часть: выполнение

Закреплять умение наклеивать полоски и жгутики по начерченным линиям, придавая им нужную форму. Продолжать учить детей заполнять пространство башни чешуйками. Развивать мелкую моторику руки.

Апрель (4ч)

29 Тема: «Бегут ручьи».

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать воспитывать интерес к ручному труду. Формировать эстетическое отношение к художественно-творческой деятельности.

Практическая часть: выполнение

Цель: Добиваться аккуратности в исполнении. Совершенствовать навыки в работе с гофрированы картоном.

30 Тема: «Космос».

Теоретическая часть:

Цель: Закрепить знания детей о Дне космонавтики (рассматривание иллюстраций, чтение стихов)

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжать работу по объединению двух видов аппликации: плоскостная аппликация и торцевание. Самостоятельное использование в сочетании цветов. Использование шаблонов.

31 Тема: «Первоцветы».

Теоретическая часть:

Цель: Формировать целостное представление о первоцветах

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжать учить детей аккуратно наклеивать полоски и жгутики по контуру рисунка. Развивать творчество. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

32 Тема: «Первоцветы».

Практическая часть: выполнение

Цель: Продолжить работу. Придать работе законченный вид, эстетическую привлекательность.

Май (4ч)

33 Тема: «Фрукты на тарелке».

Теоретическая часть:

Цель: Продолжать учить детей сравнивать плоскостную аппликацию и методом торцевания.

Практическая часть:

Цель: Работа с шаблонами и трафаретами -на выбор. Учить выполнять уже знакомую композицию на листе, но уже в другой технике (не плоскостной, а торцевания).

34 Тема: «Пришла весна» (композиция коллективная).

Теоретическая часть: Продолжать учить детей сравнивать плоскостную аппликацию и методом торцевания. Продолжать учить работать коллективом.

Цель

Практическая часть: выполнение

Цель: Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. Учить выполнять уже знакомую композицию на листе, но уже в другой технике (не плоскостной, а торцевания).

35 Тема: «Итоговое».

Теоретическая часть:

Цель: Загадки о видах аппликации. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Практическая часть:

Цель: Выполнение работы. Закреплять умение работать самостоятельно. Воспитание аккуратности. Придавать работе эстетический вид.

36 Тема: Посещение выставки «Умелые руки»

Цель: Воспитывать у детей чувство радости, гордости за работы, выполненные своими руками. Получить эмоциональное наслаждение.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы используется наглядно-демонстрационный, инд. наборы для творчества, методические пособия, и др.

Средства обучения

Технические Учебно-наглядные Оборудование

Презентации, музыкальные произведения Инструкции, образцы, иллюстрации Гофрированный картон различной плотности и цветовой гаммы, бросовый упаковочный материал, ножницы, карандаши, линейки

Кадровое обеспечение.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, а именно: коды А и В с уровнями квалификации.

Список литературы:

Для педагогов:

- Тихонова Т. М. Занятия по ручному труду в технике «картонное кружево» / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2008, с. 51.

- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития, 2000. - 144 с. – ( серия: «Умелые руки»)

- Горичева В. С., Филлипова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 96 с. – («Лучшие поделки»)

- Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 224 с. – ( серия: «Вместе учимся мастерить»)

Для родителей:

- Курочкина Л. В., Щур Т. В., Ургард А. А. «Забавные фигурки из гофрокартона»

- Интернет – журнал "Талантливый педагог" 4(2013) Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в технике «Картонное кружево» (https://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/guseva_zh_v_pashenkova_e_a_kartonnoe_kruzhevo/4-1-0-492)

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки»Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Пособие для развития творческих способностей детей 4-5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 09:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ШАШКОВА (УИ 2556586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД