ТАТЬЯНА ШАШКОВА
Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Рябинушка»
КРУЖОК
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КАРТОННОЕ КРУЖЕВО»
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок обучения – 1год
Составитель:
Шашкова Татьяна Николаевна,
воспитатель
п. Приводино 2021г.
Пояснительная записка.
Публикация «Кружковая деятельность в ДОУ для развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картонное кружево» разработана в соответствии с социальным заказом общеобразовательных школ МО «Котласский муниципальный район» (для детей дошкольного возраста).
Данная программа способствует – формированию и развитию творческих способностейобучающихся, а также на организацию их свободного времени.
Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие содержание программы.
Актуальность
В условиях современного интеллектуального развития человека к ребёнку – дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала., необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача с детьми как раз состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое учёные рассматривают как деятельность высшего уровня – новизна её результата. К сожалению в работе с дошкольниками не достаточно предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. Технология «картонное кружево» представляет возможность творческого созидания развития мышления. Сотворчества между педагогом и ребёнком, более быстрого достижения результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребёнка. Стимулирует желание творить.
Это сравнительно малоиспользуемая оригинальная техника помогает решить следующие основные проблемы:
- Воспитание интереса к творчеству;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Воспитание потребности трудиться.
Направленность образовательной программы художественно – эстетическая: создаются условия для художественного творчества ребенка в его реальной жизни.
Дополнительная программа составлена с учетом интереса детей, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей.
Организация образовательного процесса
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
Режим занятий
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Программа предполагает проведение образовательной деятельности один раз в неделю во второй половине дня (продолжительность занятия 25-30 минут). Срок реализации – 1 год (36 учебных недель). Максимальное количество обучающихся в группе–до12человек. Специальных требований к уровню подготовки обучающихся нет.
Формы обучения: очная.
Цель – развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики, с помощью техники «картонное кружево».
Задачи.
Образовательные:
Знакомство с новой техникой;
Сформировать определённые навыки и умения;
Развивающие :
Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность и точность движений;
Способствовать развитию эстетических чувств, умения включаться в творческий процесс;
Способствовать развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного внимания, эмоционально – волевой сферы, мышления детей.
Воспитывающие:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
Формировать умение работать в коллективе.
Основные принципы Программы:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Сотрудничество ДОУ с семьей.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Педагогические принципы лежащие в основе программы:
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Занятия могут проходить в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи).
Формы и методы работы:
- Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы,совет)
-наглядные;
-практические;
-игровые;
Формы занятий – совместная деятельность педагога и ребёнка в форме кружковой работы.
Условия реализации программы
Для реализации программы потребуется альбомы, клей ПВА, клей карандаш, инд. наборы цветного гофрированного картона, ножницы, клей пистолет.
Предполагаемые результаты:
Занятия ручным трудом в технике «Картонное кружево» способствует :
- развитию мелкой моторики;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концетрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка);
- умение взаимодействовать друг с другом;
Сформируются навыки трудовой деятельности :
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- активность и самостоятельность в выполнении работ.
Реализации программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который дети изображают и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Формы контроля полученных знаний
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков;
2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
Контроль усвоения приобретенных знаний, умений, навыков осуществляется через педагогическое наблюдение, устный опрос.
Содержание учебного плана
№ Сентябрь (4ч.)
1 Тема: «Путешествие в мир картона».
Теоретическая часть.
Цель: Познакомить детей с различными видами картона, его свойствами, выделить сходство и отличие от бумаги. Дать знания, где применяется картон.
2 Тема: «Знакомство с техникой картонное кружево».
Теоретическая часть.
Цель: Познакомить детей с работами в данной технике, вызвать интерес, желание выполнять работы в данной технике. Учить детей внимательно рассматривать работы, определять составляющие части композиции.
3 Тема: «Красивые круги».
Теоретическая часть:
Цель: рассматривание трафаретов, дать знания для чего и как их использовать.
Практическая часть: выполнение
Цель: Учить детей работать с трафаретами и шаблонами. Работа с ножницами. Наклеивать детали по разметкам, развивать точность движения руки, экономично использовать картон, накладывая трафарет.
4 Тема: «Весёлые фигуры».
Теоретическая часть:
Цель: Воспитывать умение у детей отгадывать загадки о геометрических фигурах.
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжать учить детей пользоваться трафаретом, аккуратно вырезать и наклеивать детали.
Октябрь (4ч.)
5 Тема: «Фрукты на тарелке».
Теоретическая часть: закрепление правил работы с ножницами.
Практическая часть: выполнение
Цель: Закреплять умение пользоваться трафаретом, подбирать цвет, аккуратно вырезать и наклеивать детали.
6 Тема: «Листопад».
Теоретическая часть:
Цель: Обучать детей рассматриванию иллюстраций, выделение характерных признаков- цвет, форма, расположение.
Практическая часть: выполнение
Цель: Совершенствовать навыки аккуратного вырезания и наклеивания, умение пользоваться трафаретом, умение красиво располагать детали на листе.
7 Тема: «Чайный сервиз»
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать учить детей рассматривать образец, выделяя характерные признаки, из каких деталей состоит предмет.
Практическая часть: выполнение
Цель: Подготовка деталей. Выбирать самостоятельно трафареты, самостоятельно находить цветовое решение аккуратно обводить и вырезать.
8 Тема: «Чайный сервиз».
Теоретическая часть.
Цель: Закрепить правила работы с клеем.
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжить работу, правильно располагать композицию на листе бумаги. Придавать работе эстетичный вид.
Формы работы: образовательная деятельность по речевому развитию
Ноябрь (4ч.)
9 Тема: «Игрушки»
Теоретическая часть:
Цель: Закрепление знаний о поэтессе А. Барто (чтение стихов, рассматривание иллюстраций). Загадывание загадок о игрушках.
10 Тема: «Игрушки»
Теоретическая часть:
Цель: Вспомнить стихи А. Барто, Продолжать развивать умение в работе с трафаретами. Воспитывать аккуратность, умение работать с ножницами, клеем.
Практическая часть: выполнение
Продолжать развивать умение в работе с трафаретами. Воспитывать аккуратность, умение работать с ножницами, клеем
11 Тема: «Слушание музыки «Клоуны»
Цель: Воспитывать умение слушать музыку, определять характер клоунов. Рассматривание иллюстраций.
Практическая часть: выполнение
Подготовка деталей к аппликации (обвести трафарет, вырезать, аккуратно по линии).
12 Тема: «Клоуны»
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжить работу, аккуратно наклеить, умение из отдельных деталей создать образ.
Декабрь (4ч)
13 Тема: «По замыслу»
Теоретическая часть:
Цель: Обобщить знания детей о плоскостной аппликации. Закрепить правила работы с ножницами.
Практическая часть: выполнение
Цель: умение использовать трафареты. Развивать творчество и воображение.
14 Тема: «Знакомство с техникой торцевание».
Теоретическая часть:
Цель: Познакомить детей с новой техникой в работе с гофрированным картоном – торцевание. Продолжать учить детей рассматривать образцы, видеть сходство и различие в сравнении с плоскостной аппликацией.
15 Тема: «Изготовление полосок – жгутиков»
Теоретическая часть:
Цель: Рассматривание готовых жгутиков.
Практическая часть: выполнение
Цель: Учить детей делать жгутики, накладывать их на лист точно на линии.
16 Тема: «Сугробы».
Теоретическая часть:
Цель: Закрепление слова «жгутик», развивать внимание.
Практическая часть: выполнение
Цель: Учить детей наклеивать готовые жгутики на нарисованные волнистые линии.
Январь (4ч)
17 Тема: «Ёлочка».
Теоретическая часть:
Цель: Отгадывание загадок про ёлочку. Развивать умение выделять характерные признаки – цвет, форма, вспомнить выполнение в технике торцевания – поэтапно.
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжать закреплять умение работать с гофрированным картоном, развитие мелкой моторики рук.
18 Тема: «Ёлочка»
Теоретическая часть:
Цель: Познакомить детей с методом сочетания плоскостной аппликации с методом торцевания. Рассматривания образца.
Практическая часть: выполнение
Цель: Придать работе законченный вид - заполнять пространство между жгутиками кусочками цветной бумаги. Учить ориентироваться на листе бумаги.
19 Тема: «Снежинка».
Теоретическая часть:
Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать наблюдательность при рассматривании образцов.
Практическая часть: выполнение
Цель: Развивать внимание, точность движения рук. Обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать навыки аккуратного наклеивания, умение правильно располагать снежинку на листе.
20 Тема: «Зимний лес» (композиция коллективная).
Теоретическая часть:
Цель: продолжать учить внимательно слушать и смотреть рассказ и показ педагога. Учить работать в коллективе.
Практическая часть: выполнение
Цель: Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из
гофрированного картона, наклеивание.
Февраль (4ч)
21 Тема: «По замыслу».
Теоретическая часть:
Цель: Обобщить знания детей о работе с гофрированным картоном, о плоскостной аппликации и торцевании. Закрепить правила работы с ножницами.
Практическая часть: выполнение
Цель: Умение выбирать и использовать трафареты, шаблоны. Развивать творчество и воображение.
22 Тема: «Гвоздики папе».
Теоретическая часть:
Цель: Чтение стихов о 23 февраля.
Практическая часть: выполнение
Цель: изготовление полосок – жгутиков. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
23 Тема: «Гвоздики папе».
Практическая часть: выполнение
Цели: Придать работе законченный вид, наклеивание жгутиков, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
24 Тема: «Кружевная шаль».
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать учить детей рассматривать образцы. Развивать внимание, наблюдательность. Умение выделять характерные признаки – цвет, форма, расположение.
Практическая часть: выполнение
Цель: Учить детей самостоятельно составлять композицию работы, располагая узор на треугольнике. Развивать воображение детей, умение составлять узор из предложенных вариантов цветов. Формировать эстетическое отношение к предметам.
Март (4ч)
25 Тема: «Кружевная шаль».
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжить работу по изготовлению аппликации. Придать работе законченный вид. Стараться получить эмоциональное наслаждение.
26 Тема: «Волшебный цветок».
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать закреплять знания детей в технике плоскостной аппликации. Развивать фантазию и воображение.
Практическая часть: выполнение
Цель: умение самостоятельно готовить детали для работы, используя трафареты. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
27 Тема: «Волшебный цветок».
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжить работу, используя приготовленные детали. Красиво располагать композицию на листе. Придавать работе эстетичный вид.
28 Тема: «Башенка».
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать учить детей рассматривать образцы, видеть сходство и различие.
Практическая часть: выполнение
Закреплять умение наклеивать полоски и жгутики по начерченным линиям, придавая им нужную форму. Продолжать учить детей заполнять пространство башни чешуйками. Развивать мелкую моторику руки.
Апрель (4ч)
29 Тема: «Бегут ручьи».
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать воспитывать интерес к ручному труду. Формировать эстетическое отношение к художественно-творческой деятельности.
Практическая часть: выполнение
Цель: Добиваться аккуратности в исполнении. Совершенствовать навыки в работе с гофрированы картоном.
30 Тема: «Космос».
Теоретическая часть:
Цель: Закрепить знания детей о Дне космонавтики (рассматривание иллюстраций, чтение стихов)
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжать работу по объединению двух видов аппликации: плоскостная аппликация и торцевание. Самостоятельное использование в сочетании цветов. Использование шаблонов.
31 Тема: «Первоцветы».
Теоретическая часть:
Цель: Формировать целостное представление о первоцветах
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжать учить детей аккуратно наклеивать полоски и жгутики по контуру рисунка. Развивать творчество. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
32 Тема: «Первоцветы».
Практическая часть: выполнение
Цель: Продолжить работу. Придать работе законченный вид, эстетическую привлекательность.
Май (4ч)
33 Тема: «Фрукты на тарелке».
Теоретическая часть:
Цель: Продолжать учить детей сравнивать плоскостную аппликацию и методом торцевания.
Практическая часть:
Цель: Работа с шаблонами и трафаретами -на выбор. Учить выполнять уже знакомую композицию на листе, но уже в другой технике (не плоскостной, а торцевания).
34 Тема: «Пришла весна» (композиция коллективная).
Теоретическая часть: Продолжать учить детей сравнивать плоскостную аппликацию и методом торцевания. Продолжать учить работать коллективом.
Цель
Практическая часть: выполнение
Цель: Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. Учить выполнять уже знакомую композицию на листе, но уже в другой технике (не плоскостной, а торцевания).
35 Тема: «Итоговое».
Теоретическая часть:
Цель: Загадки о видах аппликации. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Практическая часть:
Цель: Выполнение работы. Закреплять умение работать самостоятельно. Воспитание аккуратности. Придавать работе эстетический вид.
36 Тема: Посещение выставки «Умелые руки»
Цель: Воспитывать у детей чувство радости, гордости за работы, выполненные своими руками. Получить эмоциональное наслаждение.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы используется наглядно-демонстрационный, инд. наборы для творчества, методические пособия, и др.
Средства обучения
Технические Учебно-наглядные Оборудование
Презентации, музыкальные произведения Инструкции, образцы, иллюстрации Гофрированный картон различной плотности и цветовой гаммы, бросовый упаковочный материал, ножницы, карандаши, линейки
Кадровое обеспечение.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, а именно: коды А и В с уровнями квалификации.
Список литературы:
Для педагогов:
- Тихонова Т. М. Занятия по ручному труду в технике «картонное кружево» / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2008, с. 51.
- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития, 2000. - 144 с. – ( серия: «Умелые руки»)
- Горичева В. С., Филлипова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 96 с. – («Лучшие поделки»)
- Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 224 с. – ( серия: «Вместе учимся мастерить»)
Для родителей:
- Курочкина Л. В., Щур Т. В., Ургард А. А. «Забавные фигурки из гофрокартона»
- Интернет – журнал "Талантливый педагог" 4(2013) Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в технике «Картонное кружево» (https://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/guseva_zh_v_pashenkova_e_a_kartonnoe_kruzhevo/4-1-0-492)