МААМ-картинки

Кружок «Умелые ручки»

Татьяна Узких
Кружок «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в связи с возросшими социальными запросами

родителей, а также с тем, что все больше рождается детей с отклонениями в развитии, становится актуальным создание программ дополнительного образования, которые имеют целью решить две задачи:

-помочь ребенку освоить основную программу обучения.

-создать условия для его всестороннего развития.

Одной из форм такой программы (интеграция дошкольного и дополнительного образования) является кружковая работа.

Публикация «Кружок „Умелые ручки“» размещена в разделах

Я работаю на коррекционной группе, с детьми ЗПР. Это подготовительная группа. В этом году они пойдут в школу и там столкнуться с необходимостью овладеть таким сложным навыком, как письмо, требующим синхронной работы руки и глаз, произвольного внимания и, конечно же хорошего развития мелкой моторики. И это особенно важно для моих детей, у которых наряду с нарушением речи, интеллектуальной недостаточностью наблюдается слабое развитие не только мелкой, но и общей моторики.

С давних пор известно влияние ручных (мануальных) действий на коррекцию психических процессов, речи и общих способностей. Об этом говорят и современные педагоги, например, В. А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался тренировкой пальцев и кистей рук. Кроме обычных методов коррекции мелкой моторики (система дидактических игр, пальчиковая гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. д., можно развивать ее и в различных видах ручного труда. Поэтому я решила перейти к дополнительной помощи детям, организовав кружок «Умелые ручки».

Почему именно через кружковую деятельность?

1)Недостаток времени.

На занятиях мы обязаны выполнять основные программные требования по обучению детей и подготовке их к школе, и не имеем права заниматься кружковой деятельностью в учебное время.

2)Специфика работы коррекционных групп, где кроме воспитателей есть еще логопед, дефектолог и психолог и у каждого свое время для занятий.

В моей группе психолог и дефектолог совместители: занимаются во вторую половину дня. Поэтому, когда специалист берет одну подгруппу на занятие, я имею возможность заниматься ручным трудом со второй подгруппой.

3) Кружок –дело для детей добровольное, это не обязательное учебное занятие, на котором необходимо присутствие ребенка. Все в кружке основано на принципе личной заинтересованности и никакого принуждения.

С чего начала работу

1. Изучила нормативные документы: «Закон РФ об образовании ст. 45 п. 1.2.»,

«Письмо министерства образования РФ от 18.06.03г.» с основными требованиями к кружковой работе и др., из которых кроме количества занятий, гигиенических требований и т. д. я узнала, что содержание дополнительных программ не должно дублировать основные, а также, что необходимо создание развивающей среды и условий для решения поставленной задачи.

Другими словами, для кружковой работы нужно брать то, чем не занимаемся на занятиях и создать для этого необходимые условия и среду.

Долго думала, что можно взять такое, чем мы не занимаемся на основных занятиях. Вспомнив опыт работы некоторых педагогов в нашем детском саду, я решила взять работу с иголкой и тканью. Но это оказалось настолько неинтересным, скучным и утомительным делом не только для детей, но и для меня, что от шитья пришлось отказаться.

И тогда я подумала: этот опыт хорош, но для моих детей совсем не подходит и почему бы мне не научить детей тому, что я сама неплохо умею делать. Тем более, что мною в группе создана прекрасная предметно-развивающая среда, в которой дети живут и даже не замечают окружающей их красоты.

2. Я сама увлекаюсь рукоделием и практически все групповые зоны украшены моими работами. Дети имеют возможность наглядно увидеть, как можно красиво украсить свой дом, уголок. Красивая картина будет замечательным подарком, которого нет больше ни у кого, и его не купишь в магазине, и как приятно подарить такую красоту, сделанную своими руками.

И еще я считаю, что невозможно научить детей тому, что неинтересно тебе самой. Ведь эмоционально увлеченный любимым делом педагог подает большой пример детям в процессе воспитания уважения к труду и способность к волевому усилию.

3. В группе имеются оптимальные условия по расположению уголка ручного труда, по освещенности, технике безопасности. Приобрели необходимые материалы для работы.

Таким образом, направлением своей работы я выбрала художественный ручной труд, основной целью которого является развитие мелкой моторики у детей с ЗПР.

4. Мною был написан перспективный план, в котором наметила поэтапное распределение работы от простого - к сложному. Согласно перспективному плану:

Первый этап-это работа с бумагой, клеем и нитью

-выкладывание простых предметов из нитей и приклеивание их на картон.

Второй этап, более сложный

-перевод выбранного рисунка на ткань (если позволяет фактура ткани, если нет, то перевожу я) и «обрисовывание», т. е. приклеивание нити по контуру предмета, вырезанного из ткани.

Форма проведения и режим работы кружка.

Кружковая работа по всем нормам должна проводиться 1 раз в неделю в определенный день по 25-30 минут. Но это в теории и подходит для общеобразовательных групп. В моей группе своя специфика работы. Мне необходимо подстраиваться под работу специалистов и зависеть от интенсивности учебной нагрузки детей. Иногда с разными подгруппами приходится проводить занятия в разные дни. Например, если работает психолог и у него на занятии дети играют и двигаются, т. е. не сидят, то я могу провести занятия кружка с обеими подгруппами в один день. А если дефектолог и у него «сидячее» занятие, то приходится выбирать другой день. В общей сложности получается, что каждый ребенок занимается 1раз в неделю. Но если ребенок долго болел или реализация его творческого замысла требует большего количества времени, например, подготовка к выставке или изготовление подарка, то количество занятий устанавливается индивидуально.

Проводились и общие групповые занятия, они носили ознакомительный тематический характер, последнее занятие было проведено в виде праздника.

Форма организации работы в кружке более свободная, чем на обычном занятии. Почти у всех детей, наряду с основным шифром стоит диагноз: гиперактивность с дефицитом внимания. А это значит, что долго сидеть и заниматься одним видом деятельности они не могут. Поэтому дети работают, кто сколько может. Ребенок может встать, чтобы взять необходимый ему в данный момент предмет, подойти к воспитателю с вопросом или за помощью, договориться с товарищем по поводу недостающего трафарета или детали и т. д. Если ребенок устал или нет настроения, то он может пойти поиграть, а потом вернуться и продолжить свою работу или закончить ее в другой раз.

Результаты проведенной работы

1. У детей заметно улучшилась техника и мелкая моторика, что отразилось на результатах работ в изодеятельности. Это было отмечено МП комиссией по выпуску детей в школу. Дети стали более внимательны, усидчивы и даже резко повысилась успеваемость в целом. Решением пед. консилиума группы двое детей из слабой подгруппы были переведены в сильную.

2. У детей появился интерес к творческой деятельности и желание заниматься. Из бесед с родителями я узнала, что приходя домой и в выходные дни, дети просят у родителей клей, нитки, картон и самостоятельно с увлечением выполняют поделки.

3. Мною организованы 4 выставки работ кружка «Умелые ручки», а также и персональная выставка, настолько эта работа увлекла детей.

4. Дети гордятся своими работами, украшают ими дом, дарят на праздники родным, то есть они испытывают ситуацию успеха, а это имеет большое значение для их личностного развития, повышается самооценка и осознание-это сделал я сам.

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по организации работы группы кратковременного пребывания» Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации.

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Умелые ручки»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 14:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Умелые ручки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Узких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД