Папки-передвижки

Кружок «Умелые пальчики» в первой младшей группе

Ольга Яндаева
Кружок «Умелые пальчики» в первой младшей группе
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. В. А. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Публикация «Кружок „Умелые пальчики“ в первой младшей группе» размещена в разделах

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и, формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе взаимодействия его с разными материалами.

Новизна программы.

Программа кружка соответствует принципу развивающего образования и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. В процессе освоения нетрадиционных форм художественного творчества (рисование, аппликация, лепка) дети знакомятся с народным фольклором: слушают и запоминают потешки, стихи, сказки и песенки, что способствует овладению первоначальными речевыми навыками и самостоятельной художественно-речевой деятельностью.

Актуальность программы.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является аппликация. Это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, листья деревьев и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагогическая целесообразность.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства. Занятия по программе побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат их работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивают уверенность в своих силах.

Цель программы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку. Познакомить детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать художественный вкус.

Задачи программы:

• развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

• обогащать сенсорные впечатления;

• развивать речевые навыки;

• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации;

• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;

• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;

• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

• развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

• воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Возраст детей, сроки реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2-3 года. Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

В кружке занимаются дети первой младшей группы. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 10 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. Всего в течение года проводится 40 занятий.

Ожидаемые результаты.

• Значительное повышение уровня развития творческих способностей

• Расширение и обогащение художественного опыта

• Формирование умения взаимодействовать друг с другом

• Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации

• Развитие мелкой моторики рук

• Обострение тактильного восприятия

• Концентрация внимания

• Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков

• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке

Учебно-тематический план кружка «Умелые пальчики»

№ п/п наименование темы месяц количество часов

1. Знакомство с цветными карандашами сентябрь 1

2. Знакомство с кисточкой и красками 1

3. Знакомство с пластилином 1

4. Знакомство с кисточкой и клеем 1

5. Печать губкой «Краски осени» октябрь 1

6. Аппликация «Новый наряд» 1

7. Лепка «Богатый урожай» 1

8. Коллективное рисование губками «Кленовый лист» 1

9. Рисование пальчиками «Яблочки на дереве» ноябрь 1

10. Аппликация из ватных дисков «Грибок» 1

11. Лепка «Орешки для белочки» 1

12. Проект «Веселые ладошки» 1

13. Аппликация ватой «Теплая шубка» декабрь 1

14. Рисование губкой «Шубка для белочки» 1

15. Лепка из цветного теста «Бусы для Мурки» 1

16. Рисование ватной палочкой «Цветные огоньки» 1

17. Коллективная аппликация пластилином «Разноцветные шары» 1

18. Рисование «Зимнее волшебство» январь 1

19. Аппликация ватными дисками «Шапка для дедушки Мороза» 1

20. Коллективная лепка «Зернышки для воробьев» 1

21. Аппликация ватой «Зимний лес» февраль 1

22. Пальчиковое рисование «Гроздья рябины» 1

23. Лепка «Подарок папе» 1

24. Коллективная обрывная аппликация «Снег на дорожках» 1

25. Лепка «Цветочек для мамочки» март 1

26. Пальчиковое рисование «Веселый снеговик» 1

27. Обрывная аппликация «Облака» 1

28. Коллективное рисование ватными палочками «Сосульки» 1

29. Рисование ладошками «Лебеди на пруду» апрель 1

30. Аппликация ватой «Веточка вербы» 1

31. Лепка «Светофор» 1

32. Коллективное рисование пластиковой бутылкой «Цветущее дерево» 1

33. Обрывная аппликация «Яблоня в цвету» май 1

34. Лепка «Солнышко лучистое» 1

35. Рисование ладошкой «Веселый осьминог» 1

36. Коллективная лепка «Гнездо галки» 1

37. Рисование (оттиск) смятой бумагой «Жираф» июнь 1

38. Лепка «Мухомор» 1

39. Аппликация ватными дисками «Веселые цыплята» 1

40. Коллективная лепка «Бабочка-красавица» 1

Итого: 40

План мероприятий работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация «Роль художественно-эстетического развития детей»

2. Брошюра «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»

Октябрь

1. Консультация «Зачем рисовать?» Привлечь родителей к художественно-эстетическому воспитанию детей, совместному труду.

2. Выставка работ детей для родителей «Осенние фантазии»

Ноябрь

1. Побудить родителей на участие в творческих конкурсах на различных уровнях.

2. Консультация «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Декабрь

1. Индивидуальные беседы с родителями «Опускаем руки в краску». Поощрять родителей вместе с детьми заниматься дома творчеством, объяснить важность этого процесса.

Январь

1. Оформление информационного уголка «Художественно-эстетическое воспитание»

Февраль

1. Выставка детей по теме месяца. Дать родителям возможность увидеть творчество своих детей, воспитывать интерес к творческому процессу воспитания детей.

Март

1. Беседа с родителями «Много способов проявления творческих способностей детей». Напомнить родителям о различных технологиях в художественно-эстетическом развитии детей.

2. Домашнее задание «Порисуем вместе с мамой»

Апрель

1. Буклет «Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей»

Май

1. Памятка «Чем занять ребенка летом на каникулах»

2. Итоги прошедшего учебного года

Список используемой литературы:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», Москва: Творческий центр «Сфера», 2009.

3. Н. Леонова «Художественное творчество. Программа «Детство». Планирование. Конспекты. Первая младшая группа», Москва: «Учитель», 2014.

4. И. А. Лыкова, О. С. Ушакова «Кисонька-мурысонька. Потешки и беседы по картинкам», ИД «Цветной мир», 2016.

5. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Здравствуй, Мишка! Беседы по картинкам, развивающие игры, сюжеты для рисования и аппликации», ИД «Цветной мир», 2014.

6. О. В. Павлова «Художественное творчество. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)», Волгоград: «Учитель», 2015.

7. Ю. Винклер «Необычное творчество. Рисуем без кисточки (для детей 2-3 лет)», «Хатбер», 2015.

8. Е. А. Ульева «Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.

9. Е. А. Ульева «Времена года. Осень. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.

10. Е. А. Ульева «Времена года. Зима. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.

11. Е. А. Ульева «Времена года. Весна. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет», Москва: «ВАКО», 2017.

12. Е. А. Ульева «Рисуем пластилиновыми шариками. 1-3 года», Москва: «Феникс», 2017.

Публикации по теме:

Кружок «Ловкие пальчики»Кружок «Ловкие пальчики» В своей группе я занималась с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги. Дети в любом возрасте любят работать с бумагой. Работа.

Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики»Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики» Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть.

Кружок «Волшебные пальчики». Новогодние открытки. Вторая младшая группаКружок «Волшебные пальчики». Новогодние открытки. Вторая младшая группа НОД «Ёлочка» - ниткография Часть первая Цель: Формировать представление о Новогоднем празднике, уточнять и расширять словарь по теме «Новый.

Новогодние открытки. Кружок «Волшебные пальчики» (средняя группа)Новогодние открытки. Кружок «Волшебные пальчики» (средняя группа) 1.«Снеговики в шапочках и шарфиках» Новогодняя открытка (аппликация) Под березами, в теньке, Дед облезлый на пеньке! Весь сосульками.

Новогодние поделки в технике макраме. Кружок «Умелые руки».Новогодние поделки в технике макраме. Кружок «Умелые руки». Цель: развивать творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Задачи: • Сформировать у детей.

Планирование кружковой работы в детском саду «Умелые пальчики» Планирование кружковой работы в детском саду "Умелые пальчики" в группе Почемучка. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Проект «Умелые пальчики»Проект «Умелые пальчики» Педагогический проект "Умелые пальчики"Цель проекта :- Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковых гимнастик, игр с предметами.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Универсальное развивающее пособие «Умелые пальчики»Универсальное развивающее пособие «Умелые пальчики» Паспорт игрового развивающего пособия «Умелые пальчики». Представляю вашему вниманию объемное пособие, выполненное в виде книги– это самодельная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Умелые пальчики» в первой младшей группе
Опубликовано: 17 июля 2022 в 14:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Умелые пальчики» в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Яндаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД