Елена Тарасова
Кружок «Театральная палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I раздел Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы «Театральная палитра»
1.4 Характеристики особенностей развития детей средней группы
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
II. Содержательный раздел
Обязательная часть программы
Публикация «Кружок „Театральная палитра“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
2.2Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
2.1. Специфика национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2.2. Формы организации работы с детьми.
III. Организационный раздел
Обязательная часть программы.
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2. Распорядок и режим дня.
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
IV. Краткая презентация программы дополнительного образования.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии,
а без этого он - засушенный цветок»
В. Сухомлинский
I раздел Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-
эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
1.2 Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования
Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—8 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом содержания основной программы под редакцией Вераксы.
Средняя группа
«Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления, исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Старшая группа
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Подготовительная группа
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре. Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле».
Цель программы: знакомство детей с театром и театральной деятельностью.
Задачи:
Последовательное знакомство детей с видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей).
Приобщение детей к театральной культуре.
Развитие артистических навыков детей.
Программа направлена на:
- создание условий для развития воспитанников, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих соответствующих возрасту видам деятельности по основным направлениям развития способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и дошкольников – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
- на создание развивающей предметно- пространственной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации воспитанников;
- развитие личности детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы «Театральная палитра»
Программа строится на следующих методологических подходах и принципах
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником разных видов деятельности.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах театральной деятельности.
1.1 Характеристики особенностей развития детей
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
В театрализованной игре дети эмоционально откликаются на состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
В процессе восприятия художественных произведений дети способны осуществлять выбор того произведения (персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов образных характеристик. Они эмоционально откликаются на те произведения художественной литературы, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество театральной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
2. Планируемые результаты освоения Программы
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемый результат
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Внимательно слушает чтение художественных произведений, определяет характер героев, выражает свои чувства словами, рисунком, движением, мимикой.
Узнает героев из сказки.
Передает образ выразительными средствами: мимикой, интонацией. Поет короткие песенки персонажей без напряжения, четко произносит слова.
Выполняет движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Инсценирует (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Внимательно слушает сказки,
эмоционально откликается на поступки героев.
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая друг другу.
Воспитанник проявляет интерес к театрализованной деятельности : участвует в играх- драматизациях, спектаклях, инсценировках, обыгрывает потешки.
Испытывает яркие эмоциональные переживания в играх.
Умеет имитировать характерные движения сказочных героев. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Использует выразительные средства для передачи образа персонажей.
Активно вступает в диалог с взрослыми и сверстниками.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
II. Содержательный раздел
Обязательная часть программы
2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
ОО «Речевое развитие»
Задачи
Учить давать словесную характеристику персонажам, используя образные выражения.
Пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
ОО «Познавательное развитие»
Задачи
Дать знания детям о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Смоленска.
Учить понимать основную идею произведения
Выделять единицу сюжета
Уточнять представления о декорациях
Приобщить детей к театральной культуре
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
ОО «Физическое развитие»
Задачи
Учить ориентироваться в пространстве.
Учить сочетать движения и речь.
Передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жесты, движения.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Воспитывать бережное отношение к реквизитам, игрушкам.
Разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра.
Передавать характер персонажей.
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Учить рисовать эскизы (рисунки, отражающие основные действия спектакля.
Развивать умение создавать декорации из различных материалов.
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказки у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.