татьяна казаченко
Кружок «Рукодельница». Ознакомление учащихся с народной куклой
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Образовательная программа «Рукодельница» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Публикация «Кружок „Рукодельница“, Ознакомление учащихся с народной куклой» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.
Краткое введение в тему программы:
Система работы рассчитана на два года и ведется по направлению «Тряпичная кукла». Встречи разработаны для детей старшего дошкольного возраста и рассчитан на одно занятие в неделю. Занятия проводятся начиная с октября до мая. Дети (не более 8 человек в подгруппе) занимаются во второй половине дня. Занятия чётко не регламентированы во времени, так как ориентированы на увлечённость детей, но в связи с возрастными особенностями дошкольников они не должны превышать 30 мин.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на обеспечение условий и форм эффективного взаимодействия не только с детьми, но и с родителями. Во взаимодействии с родителями детей, посещающих кружок, предполагается активное использование приёма сотворчества, результатом которого становятся совместное посещение музеев, презентация семейных коллекция, оформление выставок семейного творчества.
Актуальность
Ритм сегодняшней обыденной жизни создаёт дисбаланс с природной и социальной средой. Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души агрессия, льющаяся с экранов телевизоров, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.
Образовательная программа «Рукодельница» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования, эстетического и семейного воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Новизна программы состоит в том, что удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадок.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
• она была участницей многих праздников и обрядов;
• являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
• была оберегом;
• в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
• самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Цель:
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с
народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной
куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной
куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее
обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной
Возраст детей, на которых рассчитана данная образовательная программа: от 5 до 6лет.
Сроки реализации образовательной программы 2 года, которые делятся на :
1 год – дети 5-6 лет;
2,год –дети 6-7 лет ;
Формы занятий.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Форма обучения – очная, групповая. Учебные группы формируются из детей одного возраста. Занятия проводятся в учебных группах, наполняемость которых составляет до 8 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Планируемый результат по годам обучения :
к концу первого года обучения:
• Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения
• Знать основные приемы изготовления народной куклы : сворачивание, скручивание, приматывание
• Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол
• Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол
• Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры
к концу второго года обучения:
• Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой
• Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях (рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)
• Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол
• Уметь создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы
• Уметь применять приемы изготовления народной куклы : сворачивание, скручивание, приматывание
• Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры
Содержание 1 год.
1. Вводное занятие
Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол. Узелковая кукла. Технология ее изготовления.
Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Выполнение узелковой куклы «Зайчик».
2. Кукла «Бабочка»
Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест.
Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Бабочка».
3. Кукла «Стрекоза»
Теория: Беседа об игровых куклах. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы с использованием приемов: наматывание, обережный крест.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Стрекоза». Анализ готовых работ.
4. Кукла «Зайчик на пальчик»
Теория: Загадки, потешки про зайцев. Показ изготовления куклы с использованием приемов обережный крест и наматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Изготовление куклы «Зайчик на пальчик».
5.. Кукла «Каркуша» (Сорока)
Теория: Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон (сорок, народные приметы. Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Каркуша».
Практика: Рассматривание готовых кукол. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каркуша». Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.
6. Сувениры: куколки – малышки
Теория: Рассказ о сувенирах. Понятие – «сувенир». Демонстрация иллюстраций, готовых образцов. Техника изготовления кукол в мужском и женском образе с применением приемов наматывание, приматывание, обережный крест.
Практика: Практическая работа по изготовлению куколок – малышек в мужском и женском образе. Оформление костюма кукол. Анализ готовых работ.
7. Кукла на палочке
Теория: Рассказ о куклах на палочках. Значение деревьев для изготовления кукол. Демонстрация готовых образцов. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов наматывание и приматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы на палочке. Работа над образом куклы.
8. Кукла «Кувадка». Изготовление кувадки среднерусской.
Теория: Рассказ об обряде «Кувады». Знакомство с видами кувадок. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Последовательность выполнения среднерусской кувадки, тульской и вятской.
Практика: Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кувадки среднерусской, тульской и вятской. Анализ готовых работ.
9. Кукла «Пеленашка»
Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка». Демонстрация иллюстраций, картин и готовых работ. Особенности выбора ткани для куклы «Пеленашка». Последовательность изготовления куклы с использованием приемов закручивание и наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ.
10. Кукла «Закрутка».
Теория: Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Закрутка» - 2 варианта. Приемы: закручивание, приматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Закрутка» вариант 1, вариант 2. Упражнения по выполнению приемов: закручивание, приматывание. Одежда для кукол, волосы, платок.
11.. Кукла «Колокольчик».
Теория: Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик». Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин. Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Колокольчик». Анализ готовых работ
12.. «Рождественский ангел» Теория: Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел». Стихи, приметы, кроссворд по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстрации. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность изготовления куклы с помощью приема обережный крест.
Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Рождественский ангел».
13.. «Лихорадки – Лихоманки».
Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья. Народные приметы. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Последовательность выполнения куклы «Лихорадки – Лихоманки».
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению кукол «Лихорадки – Лихоманки». Анализ проделанной работы.
14.. «Хозяюшка Благополучница»
Теория: Рассказ о кукле «Хозяюшка Благополучница». Демонстрация готовых работ, фотографий. Технология изготовления куклы посредством приемов наматывание, приматывание и узелкового приема.
Практика: Рассматривание куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Хозяюшка Благополучница». Применение приемов приматывания и узелкового приема.
15. Кукла «Северная Берегиня»
Теория: Демонстрация готовой куклы. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Северная Берегиня» с использованием приема наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по теме: кукла «Северная Берегиня».
16. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.
Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций.
Практика: Рассматривание образцов. Упражнение по основным приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая работа по изготовлению куклы «Солнечный конь».
17.. Кукла «Подорожница».
Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница». Народные приметы «в дорогу», загадки, ребус. Правила дорожного движения. Демонстрация готового образца. Последовательность выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.
Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы.
18.. Кукла «Масленица».
Теория: Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки. Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность выполнения куклы.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.
19.. «Пасхальная голубка».
Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы с помощью приема наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение куклы. Анализ проделанной работы.
20. «Неразлучники».
Теория: Рассказ о традициях народной свадьбы. Свадебный обряд. Пословицы, песни, приметы. Демонстрация свадебных кукол. Технология изготовления куклы «Неразлучники» с использованием приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Использование природного материала – березовая ветка.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Неразлучники». Анализ готовых работ.
21. «Мамушка с младенцем».
Теория: Беседа о материнстве. Куклы столбушки. Пословицы и стихотворения по теме. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Особенности изготовления кукол столбушек.
Практика: Практическая работа по изготовлению «Мамушки с младенцем». Работа над костюмом куклы. Анализ готовых работ.
22. «Калужско- тульский мужик».
Теория: Беседа о куклаках (куклак – кукла в мужском образе). Особенности куклы «Калужско-тульский мужик». Пояс – как знак духовной силы. Демонстрация готового образца. Техника выполнения куклы посредством приемов закручивания и наматывание.
Практика: Анализ предстоящей роботы. Практическая работа по изготовлению «Калужско-тульского мужика». Представление готовых работ.
23.. Кукла «Подорожница».
Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница». Народные приметы «в дорогу», загадки, ребус. Правила дорожного движения. Демонстрация готового образца. Последовательность выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.
Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы.
24. Куклы «День и Ночь».
Теория: Беседа по теме куклы «Обереги жилища» и их место в русской избе. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. («День и Ночь», «Северная Берегиня», «Берегиня дома»). Технология изготовления куклы «День и Ночь» (2 варианта) с помощью приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Особенности подбора ткани.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «День и Ночь» вариант 1, вариант 2. Анализ готовых работ.
25.. Итоговые занятия.
Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая диагностика.
Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания педагога.
Содержание 2год.
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Повторение классификации кукол. Кукла - погремушка на палочке. Последовательность выполнения куклы – погремушки на палочке.
2. Куклы столбушки «Семья»
Теория: Беседа о традициях русской семьи, куклах столбушках и кукле «Пеленашка». Стихи о семье, поговорки. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Технология изготовления кукол с использованием приемов: закручивание, наматывание, приматывание.
3. Кукла «Девка - Баба»
Теория: Беседа о народной кукле «Девка - Баба». Знакомство с понятием кукла – перевертыш. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование природного материала - ветки дерева. Последовательность выполнения куклы с помощью приемов : наматывание, приматывание.
4. «Утешительная»
Теория: Беседа о кукле «Утешительная». Демонстрация готовой куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов : скручивание, наматывание, приматывание.
5 Кукла «Первоцвет»
Теория: Беседа по теме «Народный календарь : Весна», знакомство с понятием авторская кукла. Народные приметы, стихи и загадки. Демонстрация образца куклы, фотографий и картин. Этапы работы над куклой. Использование приемов: закручивание, наматывание, приматывание.
6.. Кукла «Барыня».
Теория: Беседа по теме кукла «Барыня». Образ барыни в работах русских художников. Стихотворения по теме. Демонстрация образца куклы, фотографий и картин. Этапы работы над куклой «Барыня». Выполнение приемов закручивание, приматывание.
7. «Покосница игровая»
Теория: Беседа на тему «Сенокос в жизни русской деревни». Значение куклы «Покосница игровая». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология выполнения куклы посредством приемов : наматывание, приматывание.
8. Изготовление авторской куклы «Русская красавица».
Теория: Беседа: женский народный костюм и основные приемы при изготовлении народной куклы. Демонстрация кукол в народном костюме, иллюстрации.
9.. «Курочка Зернушка»
Теория: Беседа по теме «Курочка Зернушка». Ручные швы: строчной, «вперед иголку», «через край». Демонстрация готовой куклы. Этапы выполнения работы. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
10. Кукла «Погремень»
Теория: Беседа о куклах погремушках. Знакомство с куклой «Погремень». Демонстрация готовой куклы и других вариантов погремушек из природных материалов. Этапы изготовления куклы. Использование приемов : наматывание и приматывание.
11. Кукла «На выхвалку».
Теория: Беседа о кукле «На выхвалку» и мастерстве русских рукодельниц. Демонстрация готовой куклы, фотографий. Особенности изготовления куклы «На выхвалку». Последовательность изготовления с помощью приемов наматывание, приматывание, а так же ручных швов.
12.. «Малышок – голышок»
Теория: Беседа по теме «Малышок – голышок». Демонстрация готового образца куклы и иллюстраций. Технология изготовления куклы. Особенности изготовления кукол девочки, мальчика. Последовательность выполнения работы.
13. «Мальчик столбик».
Теория: Беседа об истории игровых кукол и традиционной техники изготовления. Рассказ о кукле «Мальчик столбик». Демонстрация готового образца. Применение традиционных приемов изготовления: закручивание, приматывание. Техника безопасности при работе ножницами.
14. Кукла «Десятиручка».
Теория: Беседа о кукле «Десятиручка». Демонстрация готового образца. Пословицы, стихотворение. Последовательность выполнения куклы с использованием приемов: наматывание и обережный крест. Применение природного материала лыко.
15. Кукла «Птица Радость»
Теория: Рассказ о кукле «Птица Радость». Демонстрация готового образца. Весенние заклички, загадки, стихи. Выбор ткани для куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов обережный крест, приматывание, закручивание.
16.. Кукла «Параскева Пятница».
Теория: Беседа о Святой Параскеве Пятницы. Демонстрация иллюстраций и готового образца. Применение природного материала – ветки дерева. Этапы работы. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
17.. Кукла «Кукушечка»
Теория: Беседа о православном празднике Троица и роли кукушки в народных поверьях. Демонстрация двух образцов кукол «Кукушечка». Использование природного материала лыко; ниток. Особенности выбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами.
18.«Крупеничка» (Зерновушка)
Теория: Беседа на тему кукла «Крупеничка». Рассказ о красном угле в русской избе. Демонстрация иллюстраций и готовых образцов. Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.
19. Кукла «Богач».
Теория: Рассказ о кукле «Богач». Демонстрация образцов. Сравнительный анализ кукол «Крупеничка» и «Богач». Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.
20. Кукла «Очистительная».
Теория: Беседа о кукле «Очистительная». Демонстрация готового образца. Особенности подбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами. Этапы работы. Применение приемов: обережный крест, наматывание.
21.. Кукла «Кубышка Травница»
Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья, лечебных травах. Знакомство с куклой «Кубышка Травница». Народные приметы. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование лечебных трав для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов : наматывание, приматывание; применение наметочного шва. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
22. Кукла «Конь из лыка»
Теория: Рассказ о кукле «Конь из лыка». Загадки по теме, пословицы. Сравнительный анализ «Солнечный конь» из ткани и куклы «Конь из лыка». Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций. Особенности изготовления куклы. Использование природного материала – лыко. Технология изготовления с помощью приемов: наматывание, обережный крест.
23.. Кукла «Невеста».
Теория: Беседа по теме кукла «Невеста». Демонстрация готового образца. Выбор ткани для куклы. Технология изготовления куклы с использованием приемов: закручивание, приматывание. Техника безопасности при работе с ножницами.
24. Кукла «Старик - Домовик»
Теория: Рассказ о кукле «Старик - Домовик». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор ткани для куклы. Технология изготовления «Старика - Домовика» с помощью приемов: закручивание, наматывание, приматывание; применение ручных швов. Костюм куклы. Техника безопасности при работе с ножницами и иглами.
25.. Итоговые занятия.
Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая диагностика.