надежда костицына
Кружок «Речевичок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок в старшей группе
Пояснительная записка
«Усвоение языка детьми – это не ознакомление
со словами, не простая закладка их в памяти
и не подражательное, лепечущее повторение их,
а рост языковой способности с годами и
упражнением».
Ф. Гумбольдт
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Публикация «Кружок „Речевичок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: познавательной, социально – коммуникативной, речевом развитии.
Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.
В основе данной программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
Работа кружка построена по тематическому принципу. Тематика кружковой деятельности разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. В предлагаемой деятельности кружка используются традиционные формы организации работы по речевому развитию детей : творческое рассказывание, пересказ художественных произведений, рассказывание по картине или по серии картинок. Предлагаемые формы работы помогут детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности. Работа ведется по подгруппам из 10 человек, продолжительностью 30 минут. Тематическое планирование в подготовительной группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут.
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности. План проведения кружка организуется по следующим разделам: 1 неделя - творческое рассказывание, 2 неделя - пересказ художественного произведения, 3 неделя - чтение художественного произведения, 4 неделя - рассказывание по серии картин.
Дидактическое оснащение: сюжетные и предметные картины, мнемосхемы, предметные игрушки, цветные карандаши, альбома, художественная литература, картотека речевых игр, скороговорок, чистоговорок, артикуляционной гимнастики.
Предметно – пространственная среда: При ведения кружковой работы используется наглядный и демонстрационный материал речевого уголка, оборудование театрализованного, познавательного уголка.
Целью проведения данного кружка является : развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Развивать связную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразиологизмы).
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей.
3. Развивать выразительную речь детей.
4. Развивать творчество и воображение.
5. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Целевые ориентиры
К концу обучения дети должны уметь:
• самостоятельно согласовывает и образовывает слова, строит сложные конструкции предложений.
• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет обобщающие слова.
• самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывает текст, придумывает новые эпизоды сказок, сочиняет собственные
• составляет описательные рассказы по картинам.
• дифференцирует звуки, регулирует темп речи и речевое дыхание
• владеет навыком рифмотворчества и словотворчества.
• использует действия детализации (знаково – символическое моделирование)
Методический инструментарий
Формы Методы Приёмы Средства
• Работа с родителями
• Диагностика
• Планирование индивидуальной работы
• наглядный
• словесный
• практический
• проблемный
• оценочный
• создание воспитываю-щих ситуаций
• эмоциональное воздействие
• анализ и установление причинно-следственных связей
• проблемные вопросы и си-туации
• образец рассказа
• художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
• беседа по прочитанному
• пальчиковая гимнастика
• психогимнастика
• самостоятельное моделирование
• коллективная работа детей
• физминутки
• сюрпризный момент
• проблемная ситуация
• анализ работы • сюжетные картины
• серии сюжетных картин
• дидактические игры и упражнения
• иллюстрации
• игрушки
• наглядные модели
• кружки – заместители
• художественная литература
• конспекты НОД
.
Перспективный план на год
№ Тема Цель Количество
в неделю
Сентябрь 1 неделя
Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»
Учить детей особенностям диалогической речи. Закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Два товарища Познакомить с новым литературным жанром – басней, понимать значение пословиц о дружбе, учит пересказывать текст.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «Доброе слово лечит, а худое калечит» Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественного произведения. Развивать у детей диалогическую речь.
1
4 неделя Рассказывание по картине «Ежи Учить детей составлять рассказ по картине 1
Октябрь 1 неделя Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»
Познакомить детей познакомить детей с интересной формой работы – интервью; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»
Продолжать учить пересказывать текст самостоятельно.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «У природы нет плохой погоды»
Учить детей эмоционально воспринимать стихи; развивать у детей координацию движений с речью
1
4 неделя
Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»
Развивать диалогическую речь
1
№ Тема Цель Количество
в неделю
Ноябрь 1 неделя
Творческое рассказывание «Почемучки»
Учить детей составлять вопросительные предложения. Знакомить детей со способами словообразования.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки» Учить детей связно, выразительно рассказывать текст, без помощи вопросов воспитателя. Учить детей подбирать антонимы и синонимы.
1
3 неделя Чтение худож. произведения «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его. Развивать у детей диалогическую речь.
1
4 неделя Рассказывание по серии картинок «День рождение у медвежонка»
Развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа
1
Декабрь 1 неделя Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»
Познакомить детей познакомить детей с интересной формой работы – интервью; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»
Продолжать учить пересказывать текст самостоятельно.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «У природы нет плохой погоды»
Учить детей эмоционально воспринимать стихи; развивать у детей координацию движений с речью
1
4 неделя Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»
Развивать диалогическую речь
1
№ Тема Цель Количество
в неделю
Январь 1 неделя
Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались» Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка» Учить детей пересказывать текст, обогащать словарный запас (наречия глаголы).
1
3 неделя Чтение худож. произведения «Жадная душа без дна ушат» Учить чувствовать характер образов произведений. Продолжать развивать диалогическую речь.
1
4 неделя Рассказывание по картине «На севере диком»
Развивать у детей творческое воображение. Развивать диалогическую и связную речь. 1
Февраль 1 неделя Творческое рассказывание «Придумывание небылиц»
Развивать у детей творческое воображение.
Познакомить с жанром небылицы.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
Учить связному последовательному пересказу. Выразительно воспроизводить диалоги персонажей.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «Маленькое дело, лучше любого безделья»
Учить детей эмоционально воспринимать худ. произведение. Закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями 1
4 неделя Рассказывание по серии картинок иллюстраций детских книжек
Вызвать интерес к сказочному жанру. Уметь рассказывать знакомые сказки, активизировать речь.
1
№ Тема Цель Количество
в неделю
Март 1 неделя
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»
Развивать интерес к поэтическому литературному жанру. Упражнять в придумывании небольших стихов.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. К. Ушинский «Лекарство»
Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов. Закреплять умение последовательности в пересказе.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «Как аукнется, так и откликнется»
Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать высказываться на темы из личного опыта.
1
4 неделя
Рассказывание по картине «Грачи прилетели»
Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине. 1
Апрель 1 неделя Творческое рассказывание «Веселые загадки»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно
1
2 неделя Пересказ художественного произведения.
«Воробей»
Учить самостоятельному перессказу.
1
3 неделя Чтение художественного произведения. «Не жалей минутки для веселой шутки»
Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, закреплять умение подбирать рифму.
1
4 неделя Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка» Совершенствовать структуру простых и сложных предложений. Закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения.
1
№ Тема Цель Количество
в неделю
Май 1 неделя
Творческое рассказывание «Кто такой чебурашка
Развивать творческое воображение. Учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета.
1
2 неделя Пересказ художественного произведения. «У страха глаза велики»
Учить пересказывать текст по частям самостоятельно.
1
3 неделя
Чтение художественного произведения. «Старый друг лучше новых двух»
Учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог
1
4 неделя Рассказывание по серии картин. Составление описательного рассказа «Утро в деревне»
Учить составлять повествовательный рассказ по одной из картин, развивать творческое воображение, память. 1
План культурно – досуговых мероприятий на 2016 – 2017г.
Сентябрь
1. Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского. Чтение отрывков наизусть.
2. Вечер загадок «Осень наступила».
Октябрь
1. Пальчиковый театр «Лиса и заяц».
2. Конкурс поделок из бумаги.
Ноябрь
1. Просмотр мультфильма по р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
2. Увлекательная тестопластика «Магазин игрушек».
Декабрь
1. «Зимние забавы» (загадки о зимних развлечениях).
2. Драматизация сказки «Лиса и кувшин».
Январь
1. «Рисуем пальцами» (рисование нетрадиционным способом).
2. «Волшебница- вода» (изготовление цветных льдинок).
Февраль
1. Пускание мыльных пузырей.
2. Инсценировка сказки «Теремок на новый лад».
Март
1. Прослушивание аудиозаписи «Царевна- лягушка».
2. Игры-забавы с воздухом (надувание воздушных шариков и игры с ними).
Апрель
1. Пускание корабликов по ручьям.
2. Концерт для малышей «Поем вместе».
Май
1. Настольный театр
2. «Узоры на песке»
Методическое обеспечение
Технология по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О. А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». ,Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год., методические пособия- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. Мозайка – Синтез, 2002 г., Ушакова О. С. Занятия по обучению детей творческому рассказыванию – М. Совершенство, 1998 г. ,Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010