Папки-передвижки

Кружок «Речевичок» в старшей группе

надежда костицына
Кружок «Речевичок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок в старшей группе

Пояснительная записка

«Усвоение языка детьми – это не ознакомление

со словами, не простая закладка их в памяти

и не подражательное, лепечущее повторение их,

а рост языковой способности с годами и

упражнением».

Ф. Гумбольдт

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Публикация «Кружок „Речевичок“ в старшей группе» размещена в разделах

Развитие речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: познавательной, социально – коммуникативной, речевом развитии.

Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

В основе данной программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Работа кружка построена по тематическому принципу. Тематика кружковой деятельности разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. В предлагаемой деятельности кружка используются традиционные формы организации работы по речевому развитию детей : творческое рассказывание, пересказ художественных произведений, рассказывание по картине или по серии картинок. Предлагаемые формы работы помогут детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности. Работа ведется по подгруппам из 10 человек, продолжительностью 30 минут. Тематическое планирование в подготовительной группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности. План проведения кружка организуется по следующим разделам: 1 неделя - творческое рассказывание, 2 неделя - пересказ художественного произведения, 3 неделя - чтение художественного произведения, 4 неделя - рассказывание по серии картин.

Дидактическое оснащение: сюжетные и предметные картины, мнемосхемы, предметные игрушки, цветные карандаши, альбома, художественная литература, картотека речевых игр, скороговорок, чистоговорок, артикуляционной гимнастики.

Предметно – пространственная среда: При ведения кружковой работы используется наглядный и демонстрационный материал речевого уголка, оборудование театрализованного, познавательного уголка.

Целью проведения данного кружка является : развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Развивать связную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразиологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей.

3. Развивать выразительную речь детей.

4. Развивать творчество и воображение.

5. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Целевые ориентиры

К концу обучения дети должны уметь:

• самостоятельно согласовывает и образовывает слова, строит сложные конструкции предложений.

• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет обобщающие слова.

• самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывает текст, придумывает новые эпизоды сказок, сочиняет собственные

• составляет описательные рассказы по картинам.

• дифференцирует звуки, регулирует темп речи и речевое дыхание

• владеет навыком рифмотворчества и словотворчества.

• использует действия детализации (знаково – символическое моделирование)

Методический инструментарий

Формы Методы Приёмы Средства

• Работа с родителями

• Диагностика

• Планирование индивидуальной работы

• наглядный

• словесный

• практический

• проблемный

• оценочный

• создание воспитываю-щих ситуаций

• эмоциональное воздействие

• анализ и установление причинно-следственных связей

• проблемные вопросы и си-туации

• образец рассказа

• художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки)

• беседа по прочитанному

• пальчиковая гимнастика

• психогимнастика

• самостоятельное моделирование

• коллективная работа детей

• физминутки

• сюрпризный момент

• проблемная ситуация

• анализ работы • сюжетные картины

• серии сюжетных картин

• дидактические игры и упражнения

• иллюстрации

• игрушки

• наглядные модели

кружки – заместители

• художественная литература

• конспекты НОД

.

Перспективный план на год

№ Тема Цель Количество

в неделю

Сентябрь 1 неделя

Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»

Учить детей особенностям диалогической речи. Закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Два товарища Познакомить с новым литературным жанром – басней, понимать значение пословиц о дружбе, учит пересказывать текст.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «Доброе слово лечит, а худое калечит» Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественного произведения. Развивать у детей диалогическую речь.

1

4 неделя Рассказывание по картине «Ежи Учить детей составлять рассказ по картине 1

Октябрь 1 неделя Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»

Познакомить детей познакомить детей с интересной формой работы – интервью; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»

Продолжать учить пересказывать текст самостоятельно.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «У природы нет плохой погоды»

Учить детей эмоционально воспринимать стихи; развивать у детей координацию движений с речью

1

4 неделя

Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Развивать диалогическую речь

1

№ Тема Цель Количество

в неделю

Ноябрь 1 неделя

Творческое рассказывание «Почемучки»

Учить детей составлять вопросительные предложения. Знакомить детей со способами словообразования.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки» Учить детей связно, выразительно рассказывать текст, без помощи вопросов воспитателя. Учить детей подбирать антонимы и синонимы.

1

3 неделя Чтение худож. произведения «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его. Развивать у детей диалогическую речь.

1

4 неделя Рассказывание по серии картинок «День рождение у медвежонка»

Развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа

1

Декабрь 1 неделя Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»

Познакомить детей познакомить детей с интересной формой работы – интервью; закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы»

Продолжать учить пересказывать текст самостоятельно.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «У природы нет плохой погоды»

Учить детей эмоционально воспринимать стихи; развивать у детей координацию движений с речью

1

4 неделя Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Развивать диалогическую речь

1

№ Тема Цель Количество

в неделю

Январь 1 неделя

Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались» Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка» Учить детей пересказывать текст, обогащать словарный запас (наречия глаголы).

1

3 неделя Чтение худож. произведения «Жадная душа без дна ушат» Учить чувствовать характер образов произведений. Продолжать развивать диалогическую речь.

1

4 неделя Рассказывание по картине «На севере диком»

Развивать у детей творческое воображение. Развивать диалогическую и связную речь. 1

Февраль 1 неделя Творческое рассказывание «Придумывание небылиц»

Развивать у детей творческое воображение.

Познакомить с жанром небылицы.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

Учить связному последовательному пересказу. Выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «Маленькое дело, лучше любого безделья»

Учить детей эмоционально воспринимать худ. произведение. Закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями 1

4 неделя Рассказывание по серии картинок иллюстраций детских книжек

Вызвать интерес к сказочному жанру. Уметь рассказывать знакомые сказки, активизировать речь.

1

№ Тема Цель Количество

в неделю

Март 1 неделя

Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру. Упражнять в придумывании небольших стихов.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. К. Ушинский «Лекарство»

Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов. Закреплять умение последовательности в пересказе.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «Как аукнется, так и откликнется»

Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать высказываться на темы из личного опыта.

1

4 неделя

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине. 1

Апрель 1 неделя Творческое рассказывание «Веселые загадки»

Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно

1

2 неделя Пересказ художественного произведения.

«Воробей»

Учить самостоятельному перессказу.

1

3 неделя Чтение художественного произведения. «Не жалей минутки для веселой шутки»

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, закреплять умение подбирать рифму.

1

4 неделя Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка» Совершенствовать структуру простых и сложных предложений. Закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения.

1

№ Тема Цель Количество

в неделю

Май 1 неделя

Творческое рассказывание «Кто такой чебурашка

Развивать творческое воображение. Учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета.

1

2 неделя Пересказ художественного произведения. «У страха глаза велики»

Учить пересказывать текст по частям самостоятельно.

1

3 неделя

Чтение художественного произведения. «Старый друг лучше новых двух»

Учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог

1

4 неделя Рассказывание по серии картин. Составление описательного рассказа «Утро в деревне»

Учить составлять повествовательный рассказ по одной из картин, развивать творческое воображение, память. 1

План культурно – досуговых мероприятий на 2016 – 2017г.

Сентябрь

1. Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского. Чтение отрывков наизусть.

2. Вечер загадок «Осень наступила».

Октябрь

1. Пальчиковый театр «Лиса и заяц».

2. Конкурс поделок из бумаги.

Ноябрь

1. Просмотр мультфильма по р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Увлекательная тестопластика «Магазин игрушек».

Декабрь

1. «Зимние забавы» (загадки о зимних развлечениях).

2. Драматизация сказки «Лиса и кувшин».

Январь

1. «Рисуем пальцами» (рисование нетрадиционным способом).

2. «Волшебница- вода» (изготовление цветных льдинок).

Февраль

1. Пускание мыльных пузырей.

2. Инсценировка сказки «Теремок на новый лад».

Март

1. Прослушивание аудиозаписи «Царевна- лягушка».

2. Игры-забавы с воздухом (надувание воздушных шариков и игры с ними).

Апрель

1. Пускание корабликов по ручьям.

2. Концерт для малышей «Поем вместе».

Май

1. Настольный театр

2. «Узоры на песке»

Методическое обеспечение

Технология по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О. А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». ,Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год., методические пособия- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. Мозайка – Синтез, 2002 г., Ушакова О. С. Занятия по обучению детей творческому рассказыванию – М. Совершенство, 1998 г. ,Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Речевичок» как одно из средств развития речи дошкольниковДетско-родительский проект «Речевичок» как одно из средств развития речи дошкольников Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами, что приводит к снижению интереса.

Конспект открытого занятия логопедического кружка «Речевичок» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект открытого занятия по дополнительному образованию.

Кружок оригами «Волшебный квадратик» в старшей группеКружок оригами «Волшебный квадратик» в старшей группе Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто.

Лэпбук «Речевичок»Лэпбук «Речевичок» Мы все знаем, что нарушение речи у дошкольников в наше время является распространенной проблемой. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном.

Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Речевичок»Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Речевичок» Автор проекта: воспитатель младшего возраста РОЖДЕСТВЕНСКАЯ В. А. Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных.

Лэпбук по развитию речи «Речевичок»Лэпбук по развитию речи «Речевичок» Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что родители наших дошколят хотят, чтобы их дети пошли в школу с хорошо сформированной связной речью,.

Интерактивная книга-лэпбук  «Речевичок»Интерактивная книга-лэпбук  «Речевичок»  Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении.

Мастер-класс для родителей «Кружок «Бумажные фантазии» в старшей группеМастер-класс для родителей «Кружок «Бумажные фантазии» в старшей группе В нашей старшей группе «Пчелки» функционируют два кружка. Я являюсь руководителем кружока по художественно – эстетическому развитию детей.

Программа кружка по речевому развитию в средней группе «Речевичок» Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического.

Родительское собрание в средней группе «Путешествие в страну Речевичок» Цель. 1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста. 2. Включение родителей в единое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Речевичок» в старшей группе
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 13:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Речевичок» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем надежда костицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД