Юматова Наталья
Кружок «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка ….
1.2. Цель и задачи программы …
1.3. Содержание программы …
1.3.1. Учебно-тематический план ….
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …
1.4. Планируемые результаты ….
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график …
2.2. Условия реализации программы ….
2.3. Формы аттестации / контроля ….
2.4. Методические материалы ….
2.5. Список литературы …
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Кружок „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Актуальность программы
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста
Отличительные особенности программы «Путешествие в мир профессий» заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий
Адресат программы: воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год (36 занятий)
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проходят:
- 1 раз в неделю по 30 минут
Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время.
Учебно-тематический план программы реализуется через специально организованные занятия, которые проводятся один раз в неделю с сентября по май, во второй половине дня.
Примерное количество занятий в год
Возраст Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
6-7 лет 1 4 36
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов.
Каждое занятие предполагает изучение новой темы, но также включает в себя и закрепление пройденного материала.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями взрослых.
Задачи программы:
1. Личностные:
- создать оптимальные условия для развития познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей и пониманию взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- содействовать развитию желания у детей научиться выполнять трудовые действия
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
2. Метапредметные:
- сформировать навыки целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;
- сформировать навыки работы с информацией;
- развивать творческое и логическое мышление, способствовать установлению причинно-следственных связей;
- развивать интерес к профессиям взрослых;
2. Предметные (образовательные) :
-Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
-Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
-Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Краткое содержание разделов программы
Работа по ранней профориентации дошкольников включает в себя следующие разделы:
1. Работа с воспитанниками
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
2. Совместная деятельность детей и взрослых
Включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а так же, за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями).
3. Самостоятельная деятельность детей
имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
1.3.2. Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации / контроля
Всего Теория Практика
1. Кто работает в детском саду? 7 6 1 Беседа
2. Все профессии важны, все профессии нужны 12 10 2 Беседа
3. Профессии для сильных и смелых 7 6 1 Беседа
4. Профессии моего края 6 5 1 Беседа
5. Кем быть? 4 4 0 Беседа, наблюдение
ВСЕГО 36 31 5
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Кто работает в детском саду?», 7 часов
Тема 1.1. «Заведующий»
Теория: Дать представление детям о людях этой профессии, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда
Форма контроля: беседа
Тема 1.2. «Методист»
Теория: Познакомить детей работой методиста, со значением этой профессии
Форма контроля: беседа
Тема 1.3. «Медик»
Теория: Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией)
Форма контроля: беседа
Тема 1.4. «Повар»
Теория: Беседа «Что нужно повару для работы» (закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы)
Тема 1.5. «Воспитатель»
Теория: Продолжать знакомить детей с особенностью профессии воспитатель
Форма контроля: Беседа
Тема 1.6. «Младший воспитатель»
Теория: Закреплять знания детей о работе младшего воспитателя
Форма контроля: Беседа
Тема 1.7. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Практика: Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Форма контроля: Наблюдение
Раздел 2. «Все профессии важны, все профессии нужны», 12часов
Тема 2.1. «Архитектор»
Теория: Познакомить детей с профессией архитектора, дать представление об архитектуре, как об искусстве. Развивать творческое воображение.
Форма контроля: Беседа
Тема 2.2. «Журналист»
Теория: Познакомить детей с профессией журналиста.
Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.
Форма контроля: Беседа
Тема 2.3. «Юрист»
Теория: Формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названии и назначении профессии юрист; обогащать словарный запас, развивать связную речь
Форма контроля: Беседа.
Тема 2.4. «Экономист»
Теория: Познакомить детей с профессией экономиста, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход», «приход», «зарплата». Обогащать активный словарь детей.
Форма контроля: Беседа
Тема 2.5. «Программист»
Теория: Познакомить детей с профессией программист; активизировать словарный запас детей; Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Форма контроля: наблюдение, контрольные упражнения.
Тема 2.6. «Орнитолог»
Теория: Познакомить с профессией «орнитолог». Объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли. Обогащать словарный запас детей (орнитолог, отслеживают, кольцевать, маршрут, пернатые).
Форма контроля: Беседа
Тема 2.7. «Банкир»
Теория: Расширять и обогащать знания детей о профессии сотрудников банка,
развивать познавательный интерес к современным профессиям
Форма контроля: Беседа
Тема 2.8. «Метеоролог»
Теория: Беседа «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога» (дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции)
Форма контроля: Беседа
Тема 2.9. «Иллюстратор»
Теория: Формировать у детей представлений о том, кто такой художник-иллюстратор и в чем заключается его работа; показать особенности творчества художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Чарушина и В. Сутеева
Форма контроля: Беседа
Тема 2.10. «Кондитер»
Теория: Познакомить дошкольников с профессией кондитера.
Расширять знания детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Закреплять знания о продуктах питания
Форма контроля: Беседа
Тема 2.11. Сюжетно-ролевая игра «Интервью»
Практика: Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Закрепление у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, уточнять знания детей о телевидении как неотъемлемой части нашей жизни; Закрепить знания детей о людях разных профессий
Форма контроля: наблюдение.
Тема 2.12. Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Продолжи предложение», «Что не так?»
Практика: Закрепить и упорядочить полученные детьми знания о профессиях
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 3. «Профессии для сильных и смелых», 7 часов
Тема 3.1. «Кинолог»
Теория: Познакомить с профессией кинолога, рассказать о том, чем он занимается, активизировать у детей познавательный интерес путем просмотра видеофильма.
Форма контроля: Беседа
Тема 3.2. «Спасатель»
Теория: Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России, расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя». Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности
Форма контроля: Беседа
Тема 3.3. «Военный»
Теория: Расширить представление детей о Российской Армии. Знакомить с различными родами войск, боевой техникой. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
Форма контроля: Беседа
Тема 3.4. «Пожарный»
Теория: Дать детям знания о труде пожарных, об элементарных правилах поведения при пожаре. Учить детей быть осторожным с огнём и электричеством.
Форма контроля: Беседа
Тема 3.5. «Полицейский»
Теория: Дать знания о значимости профессии - полицейский. Воспитание уважительного отношения к профессии полицейского; уважение к защитникам порядка.
Форма контроля: Беседа
Тема 3.6. «Космонавт»
Теория: Рассказать детям о первом космонавте - Ю. А. Гагарине, формировать понятие о том, что профессия космонавта важна, воспитывать чувство гордости за советских космонавтов, желание быть похожими на них.
Форма контроля: Беседа.
Тема 3.7. Дидактические игры «Если не будет…», «Угадай профессию»
Практика: Закрепить представление детей о мире профессий
Форма контроля: наблюдение
Раздел 4. «Профессии моего края», 6 часов
Тема 4.1. «Шахтер»
Теория: Дать детям представление о шахте, познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать об их работе, о памятнике, созданном в честь шахтёров Кузбасса.
Форма контроля: Беседа
Тема 4.2. «Металлург»
Теория: Формировать представления о профессиональных качествах металлурга и необходимой спецодежде для данной профессии. Расширять кругозор и словарный запас детей.
Форма контроля: Беседа
Тема 4.3. «Энергетик»
Теория: Расширить и углубить знания детей о труде энергетика; закрепить знания об орудиях труда и рабочей одежды энергетика; закреплять знания о правилах безопасности обращения с электроприборами
Форма контроля: Беседа
Тема 4.4. «Машинист экскаватора»
Теория: ознакомить воспитанников с профессией машиниста, рассказать о качествах, необходимых для данной профессии.
Форма контроля: Беседа
Тема 4.5. «Водитель»
Теория: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, работающих на транспорте.
Форма контроля: Беседа
Тема 4.6. Дидактические игры «Инструменты для людей разных профессий», «Кто, что делает»
Практика: Закрепить полученные знания через дидактические игры
Форма контроля: наблюдение
Раздел 5. «Кем быть?», 4 часа
Тема 5.1. Дидактические игры «Угадай профессию», «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу»
Практика: Закрепить ранее полученные знания, развивать мышление, внимание, мимику
Форма контроля: наблюдение, беседа
Тема 5.2. Викторина «Что я знаю о профессиях»
Практика: Выявить и закрепить полученные знания о том, что надо для определенной профессии, о разных направлениях в профессиях.
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Тема 5.3. «Отгадывание, о каких профессиях говорится в пословицах, поговорках, загадках»
Практика: Закрепить полученные знания о разных направлениях в профессиях. Развивать память, речь
Форма контроля: наблюдение, беседа
Тема 5.4. «Создание коллажа из детских рисунков о профессиях»
Практика: Выявить знания о профессиях, предпочтениях детей. Развивать творческие способности
Форма контроля: наблюдение, беседа
1.4. Планируемые результаты
• Воспитанники будут знать:
- о профессиях взрослых;
- о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- принципы работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии;
Будут уметь:
- соблюдать правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности;
- подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты
В результате обучения по программе воспитанники приобретут такие личностные качества как:
наблюдательность и внимание;
развитое воображение;
познавательная активность;
чувство коллективизма, организованности;
коммуникабельность, общительность;
ответственность;
трудолюбие;
уверенность в себе;
В результате обучения по программе у воспитанников будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- способность принимать и следовать целям и задачам учебной деятельности, способность поиска средств её осуществления;
- коммуникативные навыки;
- проявление творческой инициативы;
- адекватная оценка своей деятельности и деятельности своих товарищей;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в игровой ситуации;
- мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель 36
Количество учебных дней 36
Продолжительность каникул Новогодние каникулы 10дней
Летние каникулы с 01.06. – 31.08.
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов Первое полугодие 01.09– 27.12
Второе полугодие 10.01.-31.05.
2.2. Условия реализации программы
Наименование Обеспечение
Материально-техническое - наличие экрана, проектора, музыкального центра
- наличие иллюстраций
- рабочих инструментов
Информационное В образовательном процессе используются:
мультимедийные презентации;
использование возможностей ИКТ для проведения образовательной деятельности с детьми,
использование ИКТ, создания наглядных консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей, создание банка методических материалов
Кадровое Обучающие занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие в мир профессий» проводят воспитатели подготовительной группы
2.3. Формы аттестации / контроля
Аттестация воспитанников проводится раз в год (май).
Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений:
• уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества;
• потребности использовать данные знания и умения на практике;
• уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
• уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов; аналитические материалы, фото выставка на сайте детского сада.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – форма обучения очная.
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический, игровой, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации занятия: игра, практическое занятие.
Педагогические технологии
На занятиях применяются следующие технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения - соответствует индивидуальным особенностям каждого воспитанника; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей;
- здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья воспитанника;
- технология проблемного обучения - воспитанники получают новые знания и умения посредством разрешения проблемных ситуаций в игровой деятельности;
- групповая технология – которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;
- технология индивидуального обучения - при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Перечень дидактических материалов, используемых в процессе обучения:
наглядный материал (картинки, иллюстрации);
- карточки с инструментами
- видеоматериалы.
2.6. Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М. : «Педагогическое Общество России», 2000. 128с. 2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М. : Просвещение,1974. 192с. 3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10. с. 56–63. 5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. 64с. 6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69