Думанская Елена Сергеевна
Кружок по экологическому воспитанию и окружающему миру. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
«Знайка»
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
1. Закон об образовании РФ
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2018
3. Закон РФ «Об экологическом образовании»
4. ФГОС ДО
Направленность программы : биоцентрическая, ведущая идея которой: человек не царь природы, а ее часть.
Уровень – ознакомительный
Актуальность программы
Публикация «Кружок по экологическому воспитанию и окружающему миру, 1 часть» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес любознательности, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.
Воспитание экологически-грамотного поколения детей актуальна в наше время. В силу сложившейся неблагоприятной экологической обстановки в нашем городе усиливается значение экологического образования в ДОУ, как важного этапа в становлении и развитии личности ребенка и его гармоничном развитии. Поддерживая и развивая интерес ребёнка к окружающему его миру и явлениям, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность
Кружковая работа по экологическому воспитанию в ДОУ,где дети разных возрастов смогут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, позволит сформировать экологическое мышление у дошкольников. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, умения и навыки в правильном подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности и деятельности других. Ребенок, полюбивший природу, понимающий природу и окружающий мир не будет бездумно рвать цветы, ломать деревья, мусорить, разорять гнезда, обижать животных.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста ответственность за судьбу и развитие живой и неживой природы родного края, понимание ее процессов, привлечение детей к посильной помощи в ее охране, воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать любовь к природе, родному краю, стремясь сохранять и приумножать его богатство, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
3. Развитие и расширение поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности и творчества.
Отличительные особенности
Программа «Знайка» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению задач по более углубленному и развернутому знакомству с окружающим миром и природой дошкольников.
Возраст детей от 4 до 6
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут.
II.Содержание программы (учебно- тематический план)
- содержание УП
СЕНТЯБРЬ
Наряды матушки-Земли. Беседа-наблюдение (каждое занятие)
Цели. Уточнять и расширять знания детей о смене сезонов, об основных признаках весны, природных явлениях характерных для этого времени года.
1. Наша планета- наш дом родной. Беседа.
Цели. Прием детей в клуб любителей природы. Дать детям представление о разнообразии родной природы (водоемы, леса горы и т. д., продолжать знакомить с растительным и животным миром родных мест, природоохранительной деятельностью человека. Воспитывать любовь к родной природе.
2. Что такое экология? Занятие – игра.
Цели. Дать представление и понимание о смене времен года, умение устанавливать причинно-следственные связи. Помочь увидеть многоцветие осени в природе, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.
Практическая работа: сбор семян, плодов и ягод различных растений.
3. Живая и неживая природа.
Цели. Дать понимание детям какая бывает природа. Научимся различать объекты живой и неживой природы. Находить связи между живой и неживой природой.
Опыт-наблюдение «Кому нужна вода?»
Цели. Наглядно продемонстрировать детям, что объекты живой природы нуждаются в воде (растения, рыбы, человек). Расширять кругозор у детей.
4. Грибная полянка
Цели. Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, закреплять их названия, провести работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик).
Дидактическая игра «Засолим грибы на зиму»
Цели. Закреплять знания о съедобных грибах, формировать умение находить их по дидактической картине.
Работа с родителями. Сбор природного материала (мох, шишки, орехи, семена, веточки и т. д.).
Цели. Привлечь родителей к воспитанию и развитию детей, укреплять взаимоотношения в семье и с ДОУ.
ОКТЯБРЬ
1. Свойства и строение веществ. Беседа-наблюдение
Цели. Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществах, о их строении в процессе изучения с помощью лупы.
Опыт «Твердое- жидкое»
Цели. Формирование представлений о твердых веществах, о том, какие из них могут растворяться в воде (например соль, сахар, перманганат калия, масло растительное, мыло, краски, а какие нет. Развитие умения наблюдать, сравнивать.
«Тонет- не тонет» Изготовление кораблика из пластилина.
Цели. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов. Показать, что в основном легкие предметы обладают плавучестью.
2. Явления природы. Беседа-наблюдение.
Цели. Расширять знания детей о неживой природе. Понять, что такое явления природы. Научимся различать явления живой и неживой природы. Объяснить, что многие явления природы связаны со сменой времен года.
Почему осенью листья желтеют? Наблюдение
Цель. Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
Опыт «Дождевые облака»
Цели. Дать элементарное понимание образования облаков и туч, объяснить наглядно почему идет дождь.
3. Вес. Понятие веса. Притяжение.
Цели. Дать понимание, что все предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Учить устанавливать зависимость веса предмета от его размера.
Что такое весы?практическая работа.
Цели. Познакомить детей с весами. Учить пользоваться ими. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Опыт «Что тяжелее?»
Цель. Дать понимание, что вес у разных веществ и предметов будет разный.
«Почему все падает на землю?»
Цель. Дать понимание, что наша планета Земля обладает силой притяжения и поэтому всё на нашей планете обладает весом.
Работа с родителями. Организация выставки поделок из природного материала «Чудеса осени»
Цели. Развивать творчество, фантазию, доброжелательные отношения в семье, сплочённость и взаимодействие ДОУ.
4. Какие бывают животные. Беседа-наблюдение.
Цели. Узнаем, на какие группы можно разделить животных (дикие и домашние (насекомые, птицы, рыбы, звери). Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп животных между собой и с местом их обитания.
Опыт-наблюдение «Зачем лягушке такие лапки?»
Цели. Найти самостоятельно особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (птицы, рыбы).
Опыт-наблюдение «Зачем птицам перья, а рыбам чешуя?»
Цели. Учить самостоятельно находить особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Рассматривание в лупу перьев, шерсти, шечуи.
Цели. Расширять кругозор у детей, логическое мышление, пытливость ума, вызывать интерес к живой природе.
Наблюдение за разными животными в природе и дома.
Цели. Расширять кругозор, развивать наблюдательность и внимание, закреплять умение находить различия и особенности разных животных.
НОЯБРЬ
1. Воздух и его свойства. Беседа-наблюдение.
Цели. Формировать представление о воздухе и его свойствах, о ветре. Развивать наблюдательность, умение видеть причинно- следственные связи.
Опыты «Воздух вокруг нас» (с ветродуями, воздушными шариками, емкостями с воздухом)
«Плавучесть» (пакет с воздухом и камень)
Цели. Расширять знания детей о воздухе, его свойствах. Продолжать формировать представления о значении воздуха для живых организмов.
«Пузырьки-спасители»
Цели. Показать наглядно, что воздух есть и в воде. Дать понимание, что живые организмы, живущие в воде, тоже дышат воздухом.
2. Каменная одежка Земли. Удивительные камни. Беседа-наблюдение.
Цели. Дать представление о камнях, как о части неживой природы нашей планеты. Развивать интерес к минералам, умение их обследовать и называть свойства (крепкий, твердый, шероховатый, гладкий, тяжелый, блестящий, матовый). Познакомить с применением различных минералов человеком.
Опыты 1. Определение цвета и формы.
2. Определение характера поверхности.
3. Определение температуры.
Цели. Закрепить понимание о различии минералов по цвету, форме, весу, внешнему виду и твердости.
Знакомство с увеличительными приборами.
Цели. Выявить особенности увеличительных приборов- лупа, бинокль, микроскоп. Дать понимание для чего они нужны. Вызвать интерес к рассмотрению предметов в микроскоп. Учить ими пользоваться.
4. Рассматривание минералов под лупой.
Цели. Расширять кругозор, интерес к окружающему миру, умение пользоваться увеличительными приборами.
3. Электричество. Беседа-наблюдение
Цели. Познакомить детей с электричеством. Объяснить, как в природе образуется молния. Расширять кругозор. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Опыт. «Волшебный шарик»
«Чудо-прически»
Цели. Установить причину возникновения статического электричества, развивать интерес к окружающему миру.
«Цитрусовая батарейка»
Цели. Расширять кругозор детей, обяснить, что лучше всего получать электричество с помощью лимонной кислоты, которой очень много в лимонах, апельсинах, лаймах, грейпфрутах.
4. Какие звери живут в нашем лесу?
Цели. Знакомить детей со средой обитания различных животных средней полосы России. Выяснить связь образ жизни – среда обитания. Формировать умение соотносить внешний вид – среда обитания.
Познакомить с правилами поведения в лесу и на природе.
Опыт-наблюдение «Как звери меняют шубку»
Цели. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Пищевые цепи. Беседа
Цели. Дать понимание о взаимосвязях всех живых существ в природе.
ДЕКАБРЬ
1. Удивительная вода. Беседа-наблюдение.
Цели. Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, об испарении воды при дальнейшем нагревании и ее конденсации при охлаждении пара. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды. Формирование представления и понимания «превращение», «испарение». Закрепить знание о том, что вода- хороший растворитель.
Опыт «Удивительные превращения»
Цели. Познакомить детей со свойствами воды и снега, при низких температурах. Дать понимание что такое конденсация. Расширять кругозор.
Опыт «Разноцветные стекляшки»
Цели. Закреплять знания о свойствах воды как растворителя, о свойствах при низких температурах.
2. Зимующие птицы. Беседа
Цели. Познакомить детей с разнообразием видов птиц, обитающих в средней полосе России. Познакомить с зимующими птицами Московского региона.
Дать понимание о том, как человек может помочь птицам в зимнее время года, развивать сочувствие и чувство ответственности. Прививать интерес к миру природы.
Развитие познавательно- исследовательской (конструктивной) деятельности «Кормушка для птиц» из подручных материалов.
Цели. Развивать конструкторские навыки у детей. Воспитывать стремление охранять окружающую природу, ухаживать за зимующими птицами. Способствовать формированию замысла (для работы с родителями дома). Способствовать воспитанию интереса к миру природы.
3. «Поможем птицам зимой» Беседа
Цели. Развивать связную речь у детей. Побуждать заботиться о птицах и животных. Развивать логическое мышление и интерес к природоохранной деятельности человека. Обратить внимание детей на трудное существование птиц в холодное время года. Дать знания о том, чем можно подкармливать птиц в зимнее время года.
Заготовка корма для птиц.
Цели. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им в холодное время года. Закреплять знания о том, чем можно подкармливать птиц в холодное время года.
Птичьи следы. Игра-наблюдение
Цели. Расширять кругозор и внимание, умение находить и выделять следы птиц на снегу.
4. Такое горячее Солнце.
Цели. Дать представление о том, что Солнце является источником света и тепла. Дать детям понимание о важности Солнечного света и тепла для нашей планеты и всего живого на ней. Расширять представление о важности и пользе солнечного света для живых организмов. Развивать внимание и любознательность, интерес к окружающему миру.
Опыт «Далеко-близко»
Цели. Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха и смену сезонов (времен года) на нашей планете.
Опыт «Кому нужен свет»
Цели. Дать представление детям о важности Солнечного света и тепла для растений на примере лабиринта с проросшим картофелем или любым растением.
Опыт «Змейка»
Цели. Показать наглядно, что все предметы и воздух нагреваются, когда на них падает солнечный свет. Показать, что теплый воздух поднимается вверх и благодаря этому змейка вертится.
Опыт «Солнечные зайчики»
Дать понимание, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Научиться пускать солнечных зайчиков.