Лисогурская Марина
Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе «Цветные ладошки»
▼ Скачать +Заказ
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. К. Н. Чубаровой г. Свободного
Кружок по нетрадиционной
технике рисования
в младшей группе :
«Цветные ладошки»
(срок реализации 1 год)
Возраст детей 3-4 года
Воспитатель: Лисогурская М. В.
г. Свободный 2022-2023 гг.
Пояснительная записка.
Публикация «Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Цель Программы:
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи:
1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
5. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
6. Развивать творчество, фантазию.
7. Активизировать детей при выборе тематики.
8. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
9. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Формы проведения:
Занятия длительностью 15 минут с использованием техник нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
4. Тычкование
Средства выразительности: фактура, объём. Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
5. Рисование крупой
Средства выразительности: фактура, объем. Способ получения изображения: ребенок наносит клей на трафаретный рисунок, засыпает крупой.
6. Пластилинография
Средства выразительности: фактура, объём. Способ получения изображения:
Ребенок наносит пластилин тонким слоем на готовый контур рисунка
Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию :
• Создание игровой ситуации.
• Показ воспитателя.
• Использование движения руки.
• Сравнение двух техник.
• Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям;
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Используемая литература:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
3. Кожохина С. К. и Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
4. Лыкова И. А. Каждый охотник желает знать. -М. ,Карапуз!999.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.
6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2
7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996 №2.
Тема Техника Задачи
Октябрь.
Листопад Рисование пальчиком Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).
Осминожки Рисование ладошкой Познакомить детей с техникой печатания ладошкой : учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью фломастеров.
Ветка рябины Рисование пальчиком Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показ приема получения точек (ягоды).
Пальмы Рисование ладошкой Упражнять в рисовании ладошкой (листья пальмы,развивать наложение одного отпечатка ладони на другой.
Подсолнух Рисование скомканной бумагой Знакомить с техникой рисования скомканной бумагой : учить опускать комок бумаги в гуашь и наносить на рисунок
Подсолнух Рисование крупой Знакомить с новой техникой, рисовать крупой
Бабочки пластилинография Знакомить с техникой пластилинографией. Учить наносить пластилин на рисунок
Золотая осень Тычкование Учить наносить один слой гуаши на другой методом тычка
Ноябрь.
Пушистые котята играют на ковре Тычкование Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного)
Вишнёвый компот Печатание Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
«Шарики воздушные, ветерку послушные…» Разные техники Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним – ватными палочками.
Мои рукавички Печатание Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
Пушистые котята Пластилинография Уточнить и расширить знания детей о котятах
Воздушный шарик Рисование крупой Учить детей аккуратно работать с крупой и клеем ПВА
Ежик Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие.
Ежик Рисование пальчиком Продолжать знакомить с техникой рисования
Декабрь.
Петушок-золотой гребешок Рисование крупой Познакомить с техникой рисования клеем и крупой. Учить посыпать рисунок песком аккуратно не просыпая мимо.
Снежные комочки Метод тычка Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жесткой кисть. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
«Маленькой елочке холодно зимой…» Рисование пальчиком Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).
Праздничная елочка Рисование ватной палочкой Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) – «зажжем огоньки на елочке»
Новогодняя елочка Пластилинография Учить отрывать от большого куска маленькие кусочки, выкладывать шарики на готовую форму
Снежная семья Метод тычка Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить изображение круглых форм
«Тихо падает снежок» Отпечаток скомканной бумагой Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток
Снежинки Пластилинография Учить детей катать тонкие колбаски и придавать им разные формы
Январь.
Снеговик
(планируется 2 занятия) тычкование Упражнять в технике тычкования жесткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).
Разные техники Учить дополнять рисунок простыми деталями (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).
Зимние узоры Рисование ватной палочкой Формировать у детей обобщенное представление о зиме
Разноцветные рыбки Пластилинография Продолжать учить использовать пластилин, как изобразительное средство. Закреплять умение работать чисто и аккуратно.
Разноцветные рыбки Рисование ладошкой Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность
Дед Мороз Рисование пальчиком Учить детей дополнять рисунок
Февраль.
Зимний денек
(коллективная работа) Пластилинография Учить детей работать вместе
Волшебные снежинки Рисование крупой Продолжать знакомство с техникой рисования крупой.
Колобок-румяный бок Рисование ладошкой Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство –делать ею отпечаток.
Украсим чашку для папы Оттиск смятой бумагой Закреплять умение украшать предметы печаткой из картофельного штампа. Развивать чувство ритма.
Мое любимое дерево Рисование пальчиком Учить отражать особенности изображаемого предмета
Подарок папе Рисование крупой Вызвать желание поздравить пап и дедушек
Подарок папе Пластилинография Вызвать желание поздравить пап и дедушек
Придумай и дорисуй Разные техники Развивать творческое воображение
Март.
Красивые бусы для мамы Оттиск смятой бумагой Упражнять в технике печатания различными печатками, формировать умение использовать эти техники.
Звонкая капель Разные техники Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования : пальчиком изображать сосульки, ватными палочками – падающие с них капли.
Воздушные шары Рисование ладошкой Продолжать учить детей рисовать гуашью округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.
Тарелки Разные техники Закреплять технику рисования песком, пальчиковое рисования, печатания различными печатками.
Букет для мамы Рисование ладошкой Передача образа тюльпана
Подводное царство Рисование ладошкой Учить передавать образ, продолжать работу по смешиванию цветов
Подарок маме Пластилинография Развивать творческое воображение
Подарок бабушке Тычкование Развивать творческое воображение
Апрель.
«Смотрит солнышко в окошко»
(коллективная работа) Рисование ладошкой Упражнять в рисовании ладошкой : изображение ладошками солнечных лучиков.
Космос Рисование ватными палочками Упражнять в техники в рисования ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).
Клоуны в цирке
(планируется 2 занятия) Рисование пальчиком Упражнять в технике рисования пальчиком («украсим костюм клоуна», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.
Пластилинография Упражнять в техники пластилинографии
Май.
Цветочек радуется солнышку Тычкование Упражнять в технике тычкования (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа.
Салют на нашей улице
(коллективная работа) Рисование крупой Упражнять в технике рисования крупой. Развивать чувство ритма.
Салют на нашей улице Пластилинография Развивать чувство ритма
Гусеница в траве Рисование пальчиком Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками.
Одуванчики в травке Тычкование Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие.
Попугаи Рисование ладошкой Закрепить умение рисовать ладошкой
Цветочная поляна Разные техники Закрепить знания цветов
Грибы Рисование крупой Закрепить знания грибов