Динара Хайбуллина
Программа кружка по аппликации для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»
городского округа закрытое административно – территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета приказом заведующего
МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО Межгорье МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО Межгорье
Республики Башкортостан Республики Башкортостан
протокол № 1 от «» сентября 2019г. от «» сентября 2019г. №
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Самоделкин»
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликации. Программы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составил: Хайбуллина Динара Исмагиловна,
Воспитатель МАДОУ Д/С № 5
ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Межгорье,2019
Пояснительная записка
Программа кружка по аппликации художественной направленности, направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.
Направленность работы: художественная.
Новизна: Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации.
Актуальность программы в том, что в настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.
Педагогическая целесообразность: Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том, что она написана на основе типовой программы, но в неё введены нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, природный материал, крупы и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Цель программы : Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей 3- 4 лет.
Задачи:
Обучающие:
– знакомство с аппликацией как с техникой декоративно-прикладного искусства;
– знакомство с материалами, используемыми в аппликации (бумага, ткань, кожа, растительные и прочие материалы).
Развивающие:
– развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей;
– развитие индивидуальности при решении творческих задач;
– развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей;
– развитие сенсорного восприятия путём обработки бумаги (сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание)
Обучающие:
– воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость;
– воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации;
– воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Срок реализации программы : с октября по май.
Формы занятий: игровая.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
– приобщение детей к миру прекрасного,развитие активного интереса к изобразительному искусству;
– Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги;
– значительное повышение уровня развития творческих способностей;
– расширение и обогащение художественного опыта;
– формирование умения взаимодействовать друг с другом;
– овладение простейшими приёмами аппликации.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : мониторинг определения уровня развития мелкой моторики рук и координации движений рук.
Мониторинг: позволяет отслеживать результаты деятельности воспитанников, их уровень развития в соответствии с программой.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего теория практика
1. «Умелые ручки» :
1. «Что такое аппликация?».
2. «Ножницы разговаривают».
3. «Золотая осень».
4. «Гриб».
5. «Клен».
6. «Овощи для засолки».
7. «Осенний лес».
8. «Раз крупинка, два крупинка…»».
9. «Мишка».
10. «Мой веселый снеговик»».
11. «Нарядная елочка».
12. «Новогодняя игрушка».
13. «Падают снежинки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
2. «Развивая мастерство рук, я развиваю разум» :
1. «Рождественские колокольчики».
2. «Одеваем куклу на прогулку».
3. «Домик для зайчика и петуха».
4. «Светофор».
5. «Флажки».
6. «Самолетик».
7. «Мимоза».
8. «Сладкий виноград».
9. «Украсим кукле платье».
10. «Подснежники».
11. «Мячик».
12. «Подсолнух».
13. «На лугу».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
Содержание программы :
Раздел №1 (часов)
Тема : «Умелые ручки»
Практика :
• Дидактические игры на развитие мелкой моторики «Мозайка», «Вкладыши», «Выложи игрушки», «Выгладим белье для мамы», «Дождик», доска бизиборд.
• Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается)
• Рассказ воспитателя о бумаге, её свойствах, свойстве клея. Показ готовых аппликаций. Познакомить детей с материалами для выполнения аппликации. Учить детей правильно пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Вызвать у детей интерес к данному виду продуктивной деятельности. Знакомство с организацией рабочего места. Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами
• Рассказать детям как нужно подбирать детали по форме, цвету, величине. Поговорить с детьми о грибах, рассказать, где растут грибы, в какое время года они появляются. Предложить малышам изобразить в аппликации гриб.
• Прочитать детям стихотворение Д. Розалиевой «Клён». Просмотр иллюстраций.
• Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы
• Наблюдение за снегом и эксперименты на прогулке со снегом; лепка “Снеговик”, загадки о снеге, заучивание стихотворения “На полянку на лужок, тихо падает снежок”, игра “Снежки”.
• Подвижные игры: «Мишка косолапый», «Паровоз», «Зайка беленький сидит», «Лиса и зайчики», «Прокати мяч», «Солнышко и дождик».
Раздел №2 (часов)
Тема: «Развивая мастерство рук, я развиваю разум»
Практика:
• Пальчиковая гимнастика: «Веселый человечек», «Дружные пальчики», «Игрушки», «Наша группа», «Дружба», «Девочки и мальчики», «Осенние листья», «Месим тесто», «Салат».
• Игровые упражнения: «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый, звонкий мяч», «Угадай, кто кричит», «Найди флажок», «Беги ко мне», «Поезд», «Догони меня», «Через ручеек», «Птички в гнездышках».
• Игры на развитие речевой активности: «Поспешили-насмешили», «Бабочка-лети», «Кто как кричит», «Плыви, плыви кораблик», «Песня-песенка», «Чей пароход лучше гудит?», «Теремок».
• Рассматривание иллюстраций на рождественскую тематику.
• Показ выполненных заранее работ.
• Уточнение знаний о свойствах пластилина.
• Инструктаж о правилах работы с пластилином.
• Рассматривание иллюстраций
• Рассказ о зимней одежде.
• Уточнение знаний о последовательности одевания на прогулку.
• Выполнение аппликации из бумаги по показу воспитателя.
• Прочитать малышам русскую народную сказку «Заячья избушка». Положить перед каждым малышом половинку альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги квадрат (стена дома, треугольник (крыша, маленький треугольник (дверь) и круг (окно) .Предложить малышам составить из треугольника и квадрата дом и расположить на нём дверь и окно, а затем наклеить все детали.
• Показ картинок с изображённым самолётом. Чтение стихотворения А. Барто «Самолёт».
• Показать детям лист ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху-облака и солнце. Дать каждому ребёнку самолёт, вырезанный из цветной бумаги и предложить наклеить летящие самолёты на большой лист.
• Поговорить с детьми о празднике 8 марта. Рассмотреть веточку мимозы на кртинке.
• Положить перед каждым ребёнком половинку альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка мимозы и показать, как нужно отрывать небольшие кусочки от желтой салфетки и сминать их между пальцами в шарики.
• Рассказ о первых весенних цветах подснежниках. Рассматривание иллюстраций. Подвижная игра «Собери подснежники»
• Выполнение аппликации.
• Наблюдение вместе с детьми за птицами; рассматривание иллюстраций в книгах; рассказ детям, в каких домиках живут скворцы, показать птичьи кормушки. Выполнение аппликации.
• Совместная с воспитателем подготовка материала - разрывание и скатывание в комочки бумажных салфеток. Рассматривание иллюстрации «Куры с цыплятами». Чтение сказки Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
• Организовать прогулку на луг. Собрать небольшой букет цветов, украсить группу.
• Прочитать стихотворение Е. Серовой "Одуванчик";рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок на данную тему, беседа о признаках наступления весны.
• Игры с мячом на прогулке; чтение стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»; рисование «Большие и маленькие мячики» (в свободное время).
Методическое обеспечения программы :
Наглядно- иллюстративный материал, пластилин, развивающие игрушки, бумага А4, флеш-накопитель, музыкальная колонка, методические пособия для занятий.
Материально-техническое обеспечение:
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие помещение. Из дидактического обеспечения необходимо наличие стандартного для групп. Необходимо наличие ноутбука и мультипроектора, что позволит составлять презентационный материал, магнитофон с носителем CD, DVD диска для музыкального окрашивания занятий.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013г. № 696-з;
3. Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);
4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
6. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
7. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программ дополнительного образования детей»;
10. Янушко Е,А. «Лепка с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. :-Мозаика-Синтез. : 2006.- 64 с. ;
11. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. — М. : АРКТИ, 2006.;
12. Волшебная лепка: Пособие для занятий с детьми / Авт. -сост. Н. Ю. Зубрилин, Е. М. Богатырская, Н. И. Карманова – М. : АРКТИ,2010;
13. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
14. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.;
15. Хоменко В. А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г. ;
16. Хананова И. Н. «Соленое тесто» - М., 2006г. ;
17. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г. ;
18. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г. ;
19. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому. ;
20. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.
21. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2008г.
22. «Аппликация в детском саду»А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева Ярославль Академия развития 2006.
23. Богатеева З. А. : Занятия аппликацией в детском саду. - М. : Просвещение, 1988
24. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995.
25. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки».
26. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М. : Т Ц Сфера, 2007
27. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей. -М. :-Мозаика-Синтез. : 2006.-64 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
№
п/п Месяц Дата и время проведения занятий Форма занятий Кол-во
часов Тема
занятий Цель занятия Место
проведения Форма контроля
1. октябрь игровая
1 1. «». Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. группа
игровая
1 2. «». Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. группа
игровая
1 3. «Овощи для засолки». Формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять с детьми знания о красном цвете. группа
игровая
1 4.«Мухомор». Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. группа
2. ноябрь игровая
1 1. «Улитка». Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. группа
игровая
1 2. «Красивая птичка». Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. группа
игровая
1 3. «Яблочки». Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху.
группа
игровая
1 4.«Варим варенье». Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности. группа
3. декабрь игровая
1 1. «Курочка-хохлатка» Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения. группа
игровая
1 2. «Снеговик» Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
группа
игровая
1 3. «Новогодняя открытка» Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
группа
игровая
1 4. «Новогодняя елочка» Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. группа
4. январь игровая
1 1. «Украсим торт» Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями. группа
игровая
1 2. «Черепаха» Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. группа
игровая
1 3. «Самолетик»
Использовать знакомые приё мы работы: раскатывание, сплющивание. Закрепить знания о голубом и синем цветах
группа
5. февраль игровая
1 1. «Чайник и чашки». Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. группа
игровая
1 2. «Утка с утятами». Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. группа
игровая
1 3. «Апельсин» Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете. группа
игровая
1 4. «Светофор» Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
группа
6. март игровая
1 1. «Украсим кукле платье» Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. группа
игровая
1 2. «Подарок маме». Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятно маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
группа
игровая
1 3. «Воздушные шары» Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
группа
игровая
1 4. «Божья коровка». Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 группа
7. апрель игровая
1 1. «Красивая тарелка» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. группа
игровая
1 2. «Облачко» Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания) группа
игровая
1
3. «На лугу» Формировать умение, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения. группа
игровая
1 4. «Цветочки» Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. группа
8. май игровая
1 1. «Божья коровка». Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе группа
игровая
1 2.
«Земляничка». Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием. группа
игровая
1 3. «Бусы для Люси» Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. группа
Приложение 2
Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Пластилиновые заплатки».
№ Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4
Задания для мониторинга дополнительного образования.
1. Умение отщипывать от большого куска маленькие части;
2. Умение скатывать шарики из маленьких частей;
3. Умение соотносить цвета;
4. Умение сплющивать.
Оценка результатов индивидуального развития детей :
«++» проявляет инициативу
«+» задание пытается выполнить самостоятельно
«-» задание выполняет с помощью педагога