Фарида Керимова
Кружок «Игровой стретчинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №7 «Ласточка»»
Город Каспийск
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
воспитанников старшей группы
Автор: Керимова Ф. Н.
2018
Кружок «Игровой стретчинг»
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе».
Публикация «Кружок „Игровой стретчинг“» размещена в разделах
Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
Пояснительная записка
Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
В данной программе используется оздоровительная методика Назаровой А. Г., педагога-психолога, методиста института валеологического образования, сотрудника Института образования взрослых РАО (Санкт-Петербург, а также оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» (Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина). Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка - игра. В которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: коммуникативные игры, суставная гимнастика, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).
Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные упражнения стретчинга.
Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Дыхательные упражнения - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.
Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Цель игрового стретчинга – реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Развитие двигательной активности детей средствами здоровьесберегающих технологий;
3. Развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
4. Развитие творческих способностей, занимающихся:
- развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
5. Приобщение детей к здоровому образу жизни
Игровой стретчинг проводится подгрупповым способом 1 раз в неделю. В подгруппе 10 детей старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование разделов (блоков) Содержание
«Мы веселые утята»
- учить выражать движения под музыку;
- учить согласовывать слова с действиями;
- развивать чувство ритма;
- формировать правильную осанку.
- развитие гибкости
(1-2 неделя сентября) 1 часть. Построение в шеренгу и колонну по команде; ходьба под стихотворение:
1. Вырос в поле урожай. (руки через стороны вверх)
Поскорее собирай. (ходьба «Гуськом»)
Едут детки маленькие (круг. движения руками)
По дорожке ладненькой, (прыжки вперед, руки на пояс)
По кочкам, по кочкам,
По пням и пенёчкам.
2. Хлопки в такт музыке.
3. Лёгкий бег на носочках (0,5 мин).
По дорожке по прямой
Полетели мы стрелой!
2 часть. «Утята».
1. «Утята шагают к реке». И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку - в спотыкалочку». И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3-4-Ип
3. Утята встретили на тропинке гусеницу». И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает». И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся, Произнести «кря-кря». 3-4 - вернуться в исходное положение.
5. «Утята учатся плавать». И. п. - сидя, руки в упоре сзади, носки вытянуты. Попеременное сгибание - разгибание левой и правой стоп.
3 часть. П. и. «Солнышко и дождик»
Релакс – музыка «Мечты о лете».
«В осеннем лесу»
- формировать навыки пластичности движений;
- развивать воображение;
- развивать чувство товарищества.
(3-4 неделя сентября) 1 часть. «Ниточка - иголочка»
Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки и повора-чиваются в колонну. Руководитель-водящий встает впереди: он — «иголка», дети — «нитка». Куда иголка идет — туда и нитка тянется. Руководитель ведет детей залу, что-то обходит, где-то проползает, идет «змейкой» по кругу и т. д. Водящего можно менять. Игра выполняется под музыку и без нее.
2часть.
1. «Утята».
1. «Утята шагают к реке». И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку - в спотыкалочку». И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3-4-Ип
3. Утята встретили на тропинке гусеницу». И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает». И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся, Произнести «кря-кря». 3-4 - вернуться в исходное положение.
5. «Утята учатся плавать». И. п. - сидя, руки в упоре сзади, носки вытянуты. Попеременное сгибание - разгибание левой и правой стоп.
2. Сказка «В осеннем лесу»
1. И. п. - стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием стопы» (15 с).
Важно цапля прошагала,
Ноги высоко держала.
2. И. п. - упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).
Жучок на пне сидит
И ногами шевелит.
3. И. п. - сидя, скрестив ноги. Перейти в положение стоя при поддержке за руки или палку. Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Вернуться в И. п. (6-8 раз).
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
4. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд -бесшумно, на носках (0,5-1 мин).
Испугался воробей
И запрыгал от зверей.
3 .П/И «Мы пойдём сначала вправо»
Мы пойдем сначало вправо, раз-два-три,
А потом пойдем налево раз-два-три.
Мы похлопаем руками раз-два-три,
И потопаем ногами раз-два-три.
Мы попрыгаем на месте раз-два-три,
А потом шагаем вместе раз-два-три.
Мы присядем на коленки раз-два-три,
Отдохнем, и снова будем танцевать!
3 часть. Кордин-подв. игра «Листочки»
Под ногами шелестят (идём, как бы разбрасывая листья ногами.)
Желтые листочки.
Отцвели и засыхают (присели и хлопапаем ладонями по полу)
Поздние цветочки.
Улетают птичьи стаи, (машем руками «крылья»)
Дальняя дорога. (потянулись вверх на носочках)
В разноцветном сарафане (кружимся)
Осень у порога
«Путаница»
- развивать координационные способности;
- развитие внимания и памяти.
- профилактика плоскостопия
- формирование правильной осанки
- укрепление мышц спины, ног
- формирование умения слышать ритм
(1-2 неделя октября) 1 часть. «Ниточка - иголочка»
Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки и повора-чиваются в колонну. Руководитель-водящий встает впереди: он — «иголка», дети — «нитка». Куда иголка идет — туда и нитка тянется. Руководитель ведет детей залу, что-то обходит, где-то проползает, идет «змейкой» по кругу и т. д. Водящего можно менять. Игра выполняется под музыку и без нее.
2 часть.
Сказка «В осеннем лесу»
1. И. п. - стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием стопы» (15 с).
Важно цапля прошагала,
Ноги высоко держала.
2. И. п. - упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).
Жучок на пне сидит
И ногами шевелит.
3. И. п. - сидя, скрестив ноги. Перейти в положение стоя при поддержке за руки или палку. Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Вернуться в И. п. (6-8 раз).
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
4. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд -бесшумно, на носках (0,5-1 мин).
Испугался воробей
И запрыгал от зверей.
1. «Поза воина» - укрепляет мышцы спины, тазобедренные и плечевые суставы.
И. П. - широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо. 1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;4 - не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук; 5-8 – держать позу.
По 2 раза в каждую сторону.
2. «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.
И. П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны. 1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх;5-8- стоять в наклоне;9-12- медленно выпрямиться.
То же в другую сторону.
По 2 раза в каждую сторону.
3. «Дуб» - укрепляем мышцы спины, ног.
И. П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;5-8- стоять в полуприседе;9-12 - И. П.
Повторить 4 раза.
4. «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.
И. П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.
1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;3-4 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;
То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.
2. Муз-ритм. игра «Поймай ритм»
Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например,). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши
Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой».
3 часть.
1. Релаксация:
Носом — вдох,
А выдох — ртом,
Дышим глубже,
А потом —
Марш на месте,
Не спеша,
Коль погода хороша!
«Вот так вот любим мы играть»
- развивать чувство ритма;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- профилактика плоскостопия
- формировать умения согласовывать движения с текстом
- развитие двигательной активности
(3-4 неделя октября) 1 часть. 1. Ходьба и бег на носках (1-2 мин). Ходьба по намеченной на полу линии приставлением пятки к носку (1 мин).
Мы на стройку едем дружно, (руки согнуты в локтях круг. движения,)
Посмотреть нам очень нужно,
Как работают машины –
Маленькие и большие. (Руки вверх-на носки, присели на корточки)
2. Хлопки в такт музыке.
3. Бег в рассыпную.
2 часть.
1. «Поза воина» - укрепляет мышцы спины, тазобедренные и плечевые суставы.
И. П. - широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо. 1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;4 - не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук; 5-8 – держать позу.
По 2 раза в каждую сторону.
2. «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.
И. П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны. 1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх;5-8- стоять в наклоне;9-12- медленно выпрямиться.
То же в другую сторону.
По 2 раза в каждую сторону.
3. «Дуб» - укрепляем мышцы спины, ног.
И. П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;5-8- стоять в полуприседе;9-12 - И. П.
Повторить 4 раза.
4. «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.
И. П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.
1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;3-4 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;
То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.
«Танец сидя»
Веселый танец-игра исполняется под музыку любой польки. Все участники танца сидят на стульях, перед ними — ведущий. Он показывает движения, которые все ребята повторяют, предварительно не разучивая. Первые два раза можно комментировать движения какими-либо словами-подсказками. С каждым разом темп исполнения убыстряется. Важно сделать все движения точно, красиво И ничего не перепутать.
2. Пальч. гимн «Осень»
Ветер по лесу летал
(дети плавно машут кистями рук)
Ветер листики считал:
(поочередно загибают пальцы)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)
3 часть. «Лягушки и цапля»
Все играющие — лягушки, а один человек — цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки
Начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек. Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами-лягушками. Выделяется лучшая цапля.
2. Игрогимнастика «Улыбка»