Олеся Климова
Кружок «Добронравие для маленьких» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок. "Добронравие для маленьких",средняя группа.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев.
Публикация «Кружок „Добронравие для маленьких“ в средней группе» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными у детей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, формируется свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность, патриотизм.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Воспитание патриотизма - это непростой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добронравие для маленьких» направляет первые шаги детей в жизни: учит любви, доброте, милосердию, почитанию и послушанию родителей, уважению старших, учит прощать и благодарить, преодолевать трудности, бережно относиться к природе; расширит знания и представления о родном крае; сформирует чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину; учит узнавать о праздниках Пасхи и Рождестве Христовом и других праздниках.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы :
Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу;
• Развивать творческие и познавательные способности детей;
• Способствовать формированию духовно – нравственных качеств через художественное слово;
• Развивать умение отмечать плохое от хорошего, поощрять стремление детей совершать добрые поступки
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду взрослых;
• Расширение знаний и представлений о красоте родного края, родной природы;
• Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Формировать представления детей о значении и традициях православных праздников.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Программа рассчитана на 1 год по 1 занятию в неделю длительностью не более 20 минут. Занятия проводятся каждый четверг во вторую половину дня. Численность детей в кружке – 15 детей.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления детей о родном крае;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину;
• Дети будут с уважением относиться к труду взрослых;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
• Дети узнали ещё больше о праздниках Пасхи и Рождестве Христовом и о других праздниках.
•
У детей должны быть:
- воспитано отрицательное отношение к грубости, жадности;
- развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п Название тем Общее количество часов Теория Практика
1 Добронравие для маленьких
«Семья- корабль любви» 1 0,25 0,75
2 Добронравие для маленьких «Отчий дом» 1 0,25 0,75
3 «Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» 1 0,25 0,75
4 К. Д. Ушинский «Брат и младшая сестра» 1 0,25 0,75
5 Л. Нечаев «Семеро по лавкам» 1 0,25 0,75
6 «Наша Родина- Россия» 1 0,25 0,75
7 «Природа России» 1 0,25 0,75
8 Русская народная сказка
«Сказка про берёзоньку» 1 0,25 0,75
9 Н. К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике» 1 0,25 0,75
10 «Наш любимый поселок -Комсомольский» 1 0,25 0,75
11 «Рассматривание альбома «Хорошо у нас в Комсомольском» 1 0,25 0,75
12 Беседа «Знаменитые люди нашего посёлка» 1 0,25 0,75
13 Е. Ивановская «Предание о первой рождественской ёлочке» 1 0,25 0,75
14 И. С. Шмелёв «Рождество» «Рождественский гость» 1 0,25 0,75
15 Ф. М. Достоевский «Божий дар» 1 0,25 0,75
16 К. Д. Ушинский «Четыре желания» 1 0,25 0,75
17 «В. Васнецов «Богатыри» 1 0,25 0,75
18 Былина «Илья Муромец» (в пересказе И. А. Кузьмина 1 0,25 0,75
19 Алёшина Н. В.
«Защитники Отечества». «Дети в тылу» 1 0,25 0,75
20 «Масленица» 1 0,25 0,75
21 Е. Благинина «Посидим в тишине» 1 0,25 0,75
22 О. С. Абрамова «Семейный праздник» 1 0,25 0,75
23 К. Д. Ушинский «На что тебе?» 1 0,25 0,75
24 Русская народная сказка
«Заюшкина избушка» 1 0,25 0,75
25 «Земля -наш общий дом» 1 0,25 0,75
26 «День космонавтики» 1 0,25 0,75
27 «Мир Божий вокруг нас» 1 0,25 0,75
28 «Пасха» 1 0,25 0,75
29 «Мир, труд, май» 1 0,25 0,75
30 «Они защищали Родину» 1 0,25 0,75
31 «Что означают наши имена» 1 0,25 0,75
32 «Родословная нашей семьи» 1 0,25 0,75
Содержание изучаемого курса
Кол- зан. Тема занятия Цели и задачи
Теоретическая часть Практическая часть
1 Добронравие для маленьких «Семья- корабль любви» Продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, показать зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважение к своим родным. Беседа. Чтение: «Семья»
Л. Корсунская П/И «Вышла курочка гулять» Пальчиковая гимнастика «Семья».
1 Добронравие для маленьких «Отчий дом» Дать детям понять, что такое «отчий дом»; формировать у детей представление о доме, семье, семейных праздниках и традициях. Беседа. Рисование «Отчий дом»
1 «Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» Учить выделять и называть характерные признаки персонажей; учить воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи. Чтение художественного произведения и беседа по его содержанию. П/И «По малинку в сад пойдём»
1 К. Д. Ушинский «Брат и младшая сестра»/ источник: Хрестоматия для детей «Первое словечко», стр 24 Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения отвечать на вопросы по его содержанию; обращать внимание на образный язык сказки; обогащать словарь детей; развивать логическое мышление. Чтение. «Встаньте-кто…» игра.
1 Л. Нечаев «Семеро по лавкам»
Дать представления о понятиях «домашнее тепло», «забота»; формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким;
воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям. Чтение. Беседа «Что такое домашнее тепло?» Раскрашивание раскрасок на тему «Домашнее тепло».
1 «Наша Родина- Россия» Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, познакомить с государственной символикой России Беседа с детьми о государственных символах страны. Прослушивание гимна страны Игра. «Собери картинку» из частей.
1 «Природа России» Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях; закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу; закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к природе и ко всему живому. Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных, птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.
Дидактическая игра «От какого дерева листочек». Дидактическая Игра «Кто, где живёт?
1 Русская народная сказка «Сказка про берёзоньку» Учить детей слушать художественное произведение, следить за развитием действия; воспитывать интерес к русским народным сказкам. Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Игра «Комплементы»
1 Н. К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике» Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки, поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи. Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. «Выбрасываем злость». Игра.
1 «Наш любимый поселок -Комсомольский»
Закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку; Просмотр презентации наш любимый поселок –Комсомольский. Дидактическая игра «Мой адрес».
1 «Рассматривание альбома «Хорошо у нас в Комсомольском»
формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Просмотр альбома и беседа «Достопримечательности нашего поселка»
Викторина «Что мы знаем о поселке?»
1 Беседа «Знаменитые люди нашего посёлка» Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Рассказы о знаменитых людях нашего поселка. Экскурсия к памятнику
1 Е. Ивановская «Предание о первой рождественской ёлочке» Дать знания детям о православном празднике Рождестве Христовом; развивать связную речь, умение эмоционально образно её окрашивать; доставить детям удовольствие. Рассказывание сказки. «Ангел» складывание оригами.
1 И. С. Шмелёв «Рождество» «Рождественский гость»/ источник: журнал «Колокольчик», №24,2004 год, стр 2-3/ Порадовать детей встречей со сказкой; развивать чуткость к художественно- выразительным средствам сказки. Чтение. Рассматривание иллюстраций к сказке.
Снежинки своими руками.
1 Ф. М. Достоевский «Божий дар» Развивать чуткость к художественно- выразительным средствам сказки.
Беседа. «Школа улабок»Игра.
1 К. Д. Ушинский «Четыре желания Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление); помочь запомнить сюжет и рассказать с помощью модели.
Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. «Ветер дует на…». Игра.
1 «В. Васнецов «Богатыри» Дать детям представление о богатырях, как о защитниках земли русской; расширить кругозор. Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова. Беседа по картине. Физкультминутка «Богатыри»
1 Былина «Илья Муромец» (в пересказе И. А. Кузьмина Расширить представление детей о защитниках древней Руси – богатырях их оружии, военной одежде; познакомить с подвигами богатырей. Чтение былины «Илья Муромец (в пересказе И. А, Кузьмина. Беседа о прочитанном. Танец «Богатыри»
1 АлёшинаН. В.
«Защитники Отечества» «Дети в тылу» Воспитывать уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества, формировать представления о форме, оружии, технике Российской армии. Беседа о защитниках Отечества. Чтение «Дети в тылу». Аппликация. Открытка для папы
1
«Масленица» Воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость; создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия. Беседа о русском народном празднике Масленица Праздник «Масленица» : игры-эстафеты; чтение потешек,стихов.
1 Е. Благинина «Посидим в тишине»/ источник: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста,стр. 61/ Учить детей эмоционально и активно воспринимать художественное произведение, точно отвечать на вопросы по содержанию; обогащать активный словарь детей. Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Опиши друга». Игра.
1 О. С. Абрамова «Семейный праздник» Побуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами; формировать сенсорные представления ; развивать внимание и наглядно- действенное мышление; расширять активный словарь. Чтение. Аппликация «Цветик-семицветик».
1 К. Д. Ушинский «На что тебе?» Воспитывать желание быть добрым человеком и делать только доброе в своей жизни. Чтение. «Моё настроение» Игра.
1 Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Активизировать внимание детей при знакомстве со сказкой и вызвать положительные эмоции; воспитывать любовь к русским народным сказкам. Чтение. Театрализованная деятельность. Сказка «Заюшкина избушка».
1
«Земля наш общий дом» Расширять представления детей о планете Земля; дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь ; формировать желание любить и беречь Землю;
закрепить знание правил поведения в природе; активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля;
развивать речь, воспитывать у детей чувство гордости за свою планету; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру Чтение письма от планеты Земля. Беседа о том, что люди должны заботиться о природе, охранять ее и оберегать. Игра «Очистим планету от мусора»
Чтение стихов.
Игра «Если я приду в лесок»
1 «День космонавтики» Расширять кругозор детей;
развивать познавательный интерес и любознательность детей; познакомить детей с первым советским космонавтом;
воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображений нетрадиционными художественными техниками. Показ презентации «День Космонавтики» Игра «Космодром».
Дидактическая игра: «Самая лучшая планета».
1 «Мир Божий вокруг нас» Дать представление о мире в котором живет человек как о даре
Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
развитие творческих способностей, воображения;
развитие двигательной активности, развитие внимания, умения слушать воспитателя и выполнять действия, согласно заданию;
научить детей отвечать на вопросы не перебивая друг, друга. Беседа на тему «Мир Божий вокруг нас» Рисование «Что мы видели на прогуле?»
1 «Пасха»
Познакомить с традициями русского народа; приобщать детей к культуре русского народа, воспитывать любовь и уважение к русским праздникам.
Рассказать детям о православном празднике «Пасха» Лепка «Пасхальное яичко»
1 «Мир, труд, май» Продолжать расширять знания и представления детей о труде взрослых ; формировать знания детей о трудовых действиях, о результатах труда, упражнять детей в умении соотносить инструменты с определёнными профессиями люде; обогащать словарный запас, развивать связную речь, любознательность, интерес к труду взрослых, память, внимание, мышление; воспитывать уважение к людям разных профессий, умение работать в коллективе, закрепить культурно-гигиенические навыки. Беседа о празднике. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Рисование восковыми мелками «Пришла весна»
1 «Они защищали Родину» продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства; напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших Беседа о празднике, чтение стихов, слушание гимна. «Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)»
1 «Что означают наши имена» Совершенствование лексического строя речи; обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество»,
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
развитие связной речи; активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
Беседа «Что означают наши имена» Игра «Назови ласково по имени» Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
1 «Родословная нашей семьи» Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;
совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи
Загадка про матрёшку. Рассказ Матрёшки «О рождении Матрёшки».
Рассказ детей о семье. Пальчиковая гимнастика «Десять внучат. Дидактическая игра «Пирамидка». Заучивание стихотворения Я. Акима Мама с папой - моя родня.
Пословицы и поговорки о семье.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
1 Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие.
2. «Дружная семья» книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет)
3. «В добрый путь» книга 2. для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет)
4. «Добрая забота» книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет)
5. «Благодарное слово» книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет)
6. Интернет источники.
Техническое оснащение занятий:
мультимедийная техника;
ноутбук;
музыкальная колонка.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.
4. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.
5. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
6. Интернет источники.