Светлана Сурнина
Кружок для группы раннего возраста (1.5–2 г.) «Пляшут наши ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Публикация «Кружок для группы раннего возраста (1,5–2 г,) „Пляшут наши ручки“» размещена в разделах
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
План дополнительной услуги разработан в соответствии с ФГОС ДО,
с учётом видов деятельности, с учётом интеграции разделов программы.
Все занятия систематизированы и подобраны по темам и усложняются в течении года.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.
Свою работу по развитию мелкой моторики провожу с детьми раннего возраста. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребёнка общей и мелкой моторики. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически совершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Перед собой я поставила цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игровые упражнения с пальчиками.
Для решение этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Совершенствовать развивающую пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки).
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр.
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
Предполагаемый результат:
Усовершенствование РППС
Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребёнка.
Разучить с детьми 14 пальчиковых игр.
Заключение
Чётко спланированная кружковая работа по развитию мелкой моторики рук проводится 1 раз в две недели во второй половине дня в группе раннего возраста.
План занятий в группе раннего возраста.
№ Тема Срок
1. «Моя семья» 2 неделя января
2. «Ладушки-ладошки» 4 неделя января
3. «Мышонок» 2 неделя февраля
4. «Про бабку» 4 неделя февраля
5. «Два медведя» 2 неделя марта
6. «Рыбки в озере плескались 4 неделя марта
7. «Белка» 2 неделя апреля
8. «Елочка» 4 неделя апреля
9. «1, 2, 3, 4, 5 –
вышли пальчики гулять» 2 неделя мая
10. «Встали пальчики» 4 неделя мая
11. «У оленя дом большой» 2 неделя июня
12. «Кошка» 4 неделя июня
13. «Капуста» 2 неделя июля
14. «Репка» 4 неделя июля
Месяц Январь
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя «Моя семья»
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять!
(Пальчики в кулачке, поочередно выпрямлять их.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
(Поочередно пригибаем пальчики к ладошке, начиная с большого. На последнем предложении охватываем второй рукой весь кулачок.)
- Рассматривание альбомов о семье.
- с. /р. игра
«Моя семья»
4 неделя «Ладушки-ладушки»
- Ладушки-ладушки, где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку?
- Что пили?
- Бражку!
(Хлопаем в ладоши на ударных слогах.)
- Каша сладенька! (Гладим рукой животик.)
- Бабушка добренька! (Гладим ладошкой по голове.)
- Попили, поели (Снова гладим животик.)
- И домой улетели! (Машем руками.)
- Рассматривание семейных альбомов с бабушками и дедушками
- Рисование ладошкой «Весёлые ладошки»
- Вкладыши «Собери ладошки»
Месяц Февраль
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«Мышонок»
- Сел мышонок на масленок,
(Ладонь правой руки накрывает кулак левой.)
- А масленок – липкий гриб.
(Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.)
- Посидел на нем мышонок
(Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.)
- И прилип, прилип, прилип!
(«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой руки.)
- д. /и «Накорми мышку»
(горох, фасоль, пшено, бусины)
- рассматривание книг с изображением мышкой.
4 неделя
«Про бабку»
- Жила-была бабка! (Руки в боки.)
- Да жила у речки. (Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.)
- Захотелось бабке (Снова руки в боки.)
- Искупаться в речке. (Изображаем плавание брассом.)
- И купила бабка (Руки в боки.)
- Мыло и мочало. (Одна рука вперед – это мочало, другая – намыливает.)
- Эта сказка хороша, я начну сначала: (Правая рука в кулаке, большой палец вверх.)
- Жила-была бабка… (Руки в боки.)
- «Помогаем бабушке»
(сматывание клубочков из шерстяных ниток)
- Игровая ситуация
«В гости к бабушке»
подводить детей созданию игровых замыслов;
Месяц Март
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«Два медведя»
- Сидели два медведя
- На тоненьком суку:
(Руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу, покачиваемся из стороны в сторону.)
- Один читал газету,
(Разводим руки в стороны.)
- Другой молол муку.
(Стучим кулаком по другому кулаку.)
- Раз ку-ку, два ку-ку –
- Оба шлепнулись в муку! (Кулачки падают на колени.)
- Нос в муке.
(Показываем пальчиком на нос.)
- Хвост в муке.
(Показываем руками за спину.)
- Ухо в кислом молоке!
(Беремся пальчиками за ухо.
- Чтение сказки «Три медведя» с рассматриванием иллюстраций
- П. /игра
«У медведя во бору»
4 неделя
«Рыбки в озере плескались»
- Рыбки в озере плескались
В чистой тепленькой воде.
(Руки согнуты перед собой, двигаем кистями, изображая плавники.)
- То сойдутся,
(Сводим обе руки к себе.)
- Разойдутся,
(Разводим руки в стороны.)
- То зароются в песке. (Изображаем руками волнообразные движения.)
- Коллективная работа «Аквариум с рыбками»
- Рассматривание альбома «Подводное царство»
Месяц Апрель
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«Белка»
- Сидит белка на тележке,
- Продает она орешки: (Показываем ладошками вверх.)
-Лисичке-сестричке,
(Поочередно загибаем пальчики.)
- Воробью, синичке,
- Мишке толстопятому,
- Заиньке усатому. - Чтение стихов о белке
- Рассматривание игрушки белка
4 неделя
«Елочка»
- Перед нами елочка
(Соединяем кончик пальцев, изображаем елочку.)
- Шишечки,
(Показываем кулачки.)
- Иголочки.
(Показываем указательные пальцы.)
- Шарики,
(Пальцы сжимаем в круг.)
- Фонарики,
(Показываем «фонарики».)
- Зайчики
(Показываем ушки зайчика.)
- И свечки,
(Прижимаем ладони и пальчики друг к другу.)
- Звезды,
(Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами.)
- Человечки.
(Ставим средний и указательный пальцы на колени.) - Аппликация на тему «Зелёная ёлочка»
- Слушание песни
«В лесу родилась ёлочка»
- Чтение стихов о ёлочке
Месяц Май
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«1, 2, 3, 4, 5 –вышли пальчики гулять»
- 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять! (Руки в кулачке, выпрямляем поочередно по пальчику.)
- Этот пальчик в лес пошел,
- Этот пальчик гриб нашел,
- Этот пальчик чистить стал,
- Этот пальчик жарить стал,
- Ну а этот взял и съел,
- Потому и растолстел!
(Поочередно растираем пальчики, на последних строчках – ручку в кулачок, большой пальчик вверх, вращаем пальчиком.)
- Слушание музыкального произведения
- Игра - занятия с дидактическим материалом. Пирамидка
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать кольца со стержня
4 неделя
«Встали пальчики»
- Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик – прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул,
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики! Ура!
- В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.)
- Чтение потешки «Петушок – петушок золотой гребешок»
- Просмотр мультфильмов
Месяц Июнь
Неделя
Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«У оленя дом большой»
- У оленя дом большой. (Показываем расставленными широко пальчиками рога.)
- Он глядит в свое окошко. (Соединяем пальчики рук, изображая окошко, смотрим в него.)
- Зайчик по лесу бежит, (Показываем ушки зайчика.)
- В дверь к нему стучится:
- Тут-тук, дверь открой,
(Сточим кулачком в воздух перед собой.)
- Там в лесу охотник злой! (Отводим руку назад, показывая на представляемого охотника пальчиком.)
- Заяц, заяц, забегай!
(«Зовем» зайчика, машем кистями рук к себе.)
- Лапки мне давай! (Выставляем ручки ладонями вверх.) - Рисование пальчиками гуашевыми красками на тему «Домик»
- Игровое упражнение «Закати шарик в домик»
4 неделя
«Кошка»
- Вот кулак! (Показываем кулачок.)
- А вот ладошка! (Показываем одну ладошку этой же рукой, выпрямляя кулачок.)
- Села на ладошку кошка. (Другой рукой поцарапать по ладошке.)
- Мышки сразу испугались! (Сжать ладонь в кулачок, покрутить им.)
- Сразу в норки разбежались! (Спрятать кулачок в подмышку.)
- Рассматривание альбомов, наглядных картинок с изображением домашнего животного кошки
- Слушание музыкальной песенки «Пошла кошка на торжок»
Месяц Июль
Неделя Тема
Описание Совместная и самостоятельная деятельность с детьми
2 неделя
«Капуста»
- Мы капусту рубим-рубим. (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз.)
- Мы морковку трем-трем. (Двигаем кулачком по другой ладони, изображая терку.)
- Мы капусту солим-солим. (Двигаем пальчиками в щепотке – «солим».)
- Мы капусту мнем-мнем. (Сжимаем и разжимаем кулачки и двигаем при этом руками.)
- Рассматривание картинок с изображением капусты (цвет, форма, где растёт)
- Аппликация на тему «Капуста»
4 неделя
«Репка»
- Репку мы сажали, (Роем пальчиками в ладошке лунку.)
- Репку поливали. (Показываем, как льется вода из лейки.)
- Вырастала репка (Показываем, как растет, выпрямляя постепенно пальчики.)
- Хороша и крепка! (Оставить ладони открытыми, а пальчики согнуть, как крючочки.)
- Тянем-тянем! (Крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждая в свою сторону.)
- Кто же нам поможет? (Прибегаем по очереди к героям сказки за помощью и тянем.)
- Ух! (Расцепили пальчики.)
- Вытянули репку! (Потрясли кистями рук.)
- Чтение русск. народной сказки «Репка»
- Рисование на тему «Репка»
Используемая литература
1. «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.
2. «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.
3. «Озорные пальчики» – музыкальные занятия И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4. «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.