Елена Семенихина
Кружок по рисованию в нетрадиционных техниках «Цветные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Цветные фантазии».
Аннотация.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными способами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Они помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Публикация «Кружок по рисованию в нетрадиционных техниках „Цветные фантазии“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Таким образом, занятия занимательного характера, а именно – с использованием нетрадиционных техник, являются решающим фактором художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Поэтому предлагаю в условиях изостудии использование нетрадиционных техник на занятиях в кружке.
Кружок «Цветные фантазии».
Можно с уверенностью говорить о том, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
В нашем детском саду не работает изостудия. Но как в любой студия, в нё м имеется все для творчества: различный изобразительный материал, предметы искусства, музыкальная фонотека. Дети чувствуют себя настоящими художниками, работая за мольбертами.
В кружок приходят заниматься все дети нашего детского сада. И надо признать, что рисование – любимое занятие для большинства из них. Но есть ребята, которые на протяжении всего пребывания в детском саду проявляют высокий уровень художественных способностей и им явно не хватает отведенного времени на занятиях. Для них и организован кружок «В мире красок», основной задачей которого является: создание условий для поддержки и развития одаренных детей, для творческой самореализации личности ребенка. Работа в кружке осуществляется в форме студии, выставок, созданных продуктов детского творчества.
Прежде чем приступить к работе над определенной темой, мы с ребятами беседуем, делимся впечатлениями, мыслями, своими переживаниями, решаем игровые задания и обсуждаем разные возможности их решения, радуемся каждой удачной выдумке. Разбудить мысль, воображение, вызвать эмоциональный отклик и наполнить впечатлениями помогают специально подобранная художественная литература, иллюстративный материал. На занятии кружка всегда звучит музыка. Все это помогает создавать непринужденную творческую атмосферу, дети раскрепощаются, раскрываются, появляется вера в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.
Вызывает восторг у детей работа с разным изобразительным материалом, новые техники : по-сырому, размытый рисунок, граттаж, монотипия, кляксография, коллажи… Чем только мы не увлекаемся! И результаты не заставляют себя ждать. То радостные, и светлые, то грустные и задумчивые, смешные и забавные образы животных, людей, природы радуют детей, взрослых и гостей нашего детского сада.
Мы живем в красивейшем крае –с. Нижнедевицк Воронежской области и поэтому природа, животные – одна из любимых тем рисунков: «Краски осени», «Волшебница зима», «Пернатые друзья», «Усатый — полосатый», «Путешествие по лесу», «4 художника», «Наш край» и т. д. после летнего отдыха у детей много впечатлений накапливается об отдыхе. Они наперебой рассказывают об увиденном, и с удовольствием экспериментируют с красками, стараясь передать разное состояние водной стихии озера, увиденные места.
И еще очень много разных экспозиций прошли в нашем «Вернисаже».
Но это не главное. Самая большая награда для меня – не только выставки, рисунки детей, а сияющие детские глаза и вопрос: «А когда вы нас еще возьмете на кружок?».
Цель кружка : Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Задачи : 1. Образовательные: - знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; - обучать различным приемам нетрадиционных техник рисования; - обогащать словарь ребенка специальными терминами; - обучать создавать композицию, умению видеть цвет.
2. Развивающие: 2. Развивающие: - развивать творческие способности и экспериментирование; - развивать внимание, мышление; - развивать мелкую моторику рук; - развивать восприятие цвета; - развивать фантазию и творческое воображение.
3. Воспитательные: 3. Воспитательные: - воспитывать интерес к различным нетрадиционным техникам рисования; - воспитывать эстетический вкус; - прививать аккуратность в работе; - формировать умение работать в коллективе; - воспитывать уверенность в изложении собственных замыслов.
Интеграция с другими образовательными областями: «Физическая культура» (развитие мелкой моторики рук) «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи) «Познание» (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного творчества, формирование элементарных математических представлений «Социализация» (формирование чувства принадлежности к мировому сообществу) «Труд» (формирование трудовых умений и навыков) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения содержания детских творческих работ) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)
Члены нашего кружка : воспитанники младшей группы
Сентябрь: «Рисование ладошкой»
Октябрь: «Рисование пальчиками»
Ноябрь : «Оттиск листьями»
Декабрь: «Тычок жесткой полусухой кистью»
Январь: «Оттиск печатками»
Февраль: «Оттиск поролоном»
Март: Смешанные техники
Апрель : «Фотокопия»
Май: «Рисование солью»
Июнь: "Кляксография»
Июль : «Кляксография трубочкой»
Август: «Монотопия»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Проявление фантазии, художественного творчества;
Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Изучая и осваивая более 35 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию и открыть кружок по изобразительной деятельности. Для своей работы решила взять детей средней и подготовительной к школе групп. Считаю, что дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками, а с детьми 6-7 лет можно проводить занятия более сложные и интересные, затрагивая более глобальные темы.